(В первой части (см.ниже) рассказ шел о Музее кухонной машинерии села Вятского Ярославской области)
Вторым местом, куда отправились наши туристические стопы, был Музей русской предприимчивости. Музей этот находится в отреставрированном здании 19 века. Как я уже говорила, все средства от посещения музеев села Вятского туристами идут на восстановление этого удивительного села.
1.
[700x525] 2.
[525x700]
Музей русской предприимчивости находится на втором и третьем этажах.
На втором этаже два огромных зала. Первый представляет собой историко-краеведческое собрание с традиционным для многих музеев макетом поселения.
3.
[700x525]
Туристов встречает весьма живая и симпатичная скульптура– образ расторопного ярославского мужичка.
4.
[525x700]
Этот образ-символ можно увидеть и на многих вятских сувенирах.
5.
[700x525]
Дело в том, что село никогда не было под гнетом крепостного права. Зимнее занятие сельских мужиков – отходничество, то есть обучение, поиски работы и работа в больших городах, в иных землях. Некоторые из мастеровых очень даже преуспели в освоенных ими делах. Так, услышали мы интересный рассказ о мужике Петре Телушкине, основателе промышленного альпинизма.
В 1830 году он получил громкую известность своим подвигом по починке без лесов и страховки ангела и креста на шпиле Петропавловской крепости на высоте 122,5 метра. В свое время газеты были переполнены описанием этого предприятия. Все модные журналы того времени наперебой восхваляли подвиг «небесного кровельщика», сделав Телушкина одним из самых популярных персонажей Петербурга. О нем говорила вся столица. Не случайно, что до наших дней дошел и портрет Петра Телушкина. Художник Г. Г. Чернецов, написавший знаменитую картину «Парад 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», изобразил на ней многих знаменитых петербуржцев - государственных деятелей, именитых писателей, поэтов, выдающихся художников. Среди тех 220 персонажей, которых «привел» художник на Царицын луг, есть и простой русский крестьянин Петр Телушкин. В непосредственной близости с нашим героем на полотне изображен автор знаменитой картины «Явление Христа народу» А. Иванов, узнаваем на картине и А. С. Пушкин. Эскиз портрета Телушкина работы Г. Г. Чернецова находится в Третьяковской галерее. А копия имеется в Музее русской предприимчивости.
6.
[525x700]
В первом зале музея много всего интересного можно увидеть.
7.
[525x700]
Коллекция интересных кирпичей. Ну где такие увидишь ещё?!
8.
[525x700]
Диван меня очаровал.
9.
[700x525]
Но более всего заинтересовало меня «аптечно-лекарская» коллекция.
14.
[700x525] 15.
[700x525] 16.
[700x525] 17.
[525x700] 18.
[525x700]
Следующий большой зал был посвящен собранию разнообразных музыкальных штучек – музыкальных инструментов, шкатулок, аппаратов.
Здесь и органолы с органеттами, и шарманки, и музыкальные шкатулки, и полифонны, и пианолы, и клавесин, и граммофоны с их прародителями. Роскошная коллекция.
32.
[700x525] 33.
[525x700] 34.
[525x700] 35.
[525x700] 36.
[525x700] 37.
[700x525] 38.
[525x700] 39.
[525x700] 40.
[700x525] 41.
[700x525] 42.
[525x700] 43.
[700x525] 44.
[700x525] 45.
[700x525] 46.
[700x525] 47.
[700x525] 48.
[700x525] 49.
[525x700]
Есть даже небольшой комнатный орган.
33.
[525x700]
Самое удивительное то, что практически все эти музыкальные инструменты работающие. Мы и орган слушали, и множество музыкальных шкатулок.
А вот это – редчайший экспонат. Единственный работающий из четырех сохранившихся! Его завели, и по музею разнеслась старинная, поистине волшебная музыка.
35.
[700x525] 36.
[700x525]
В этом же зале висит вот такая большая картина, на котором изображено старинное село Вятское.
36.
[700x525]
В уголке под лестницей, ведущей на третий этаж – некоторые предметы крестьянского быта. Вятское славится своими огурцами. Старинная огуречная бочка теперь вещь музейная. А вот для чего крюк рядом с бочкой? Знаете?
37.
[525x700]
На третий этаж поднялись мы по этим ступеням.
38.
[700x525]
В комнатах с низким потолком разместились несколько витрин с историко-археологическими материалами.
41.
[700x525] 42.
[700x525] 43.
[525x700]
Церковь и школа – так я бы назвала тематику зала третьего этажа.
50.
[700x525] 51.
[700x525] 52.
[700x525] 53.
[525x700]
Кто не видел, как выглядят розги – вот, пожалуйста. Можно даже их в деле попробовать – разрешали.
51.
[525x700]
Не всё показываю, разумеется. Экспонатов много. Есть такие, которые связаны с именами церковных служителей, много сделавших для села Вятское.
А эту чашу-стоведерницу я, как того слона, и не приметила сразу. Она возле лестницы стоит. Большая-пребольшая. Еду в ней на большие артели готовили. Вот было варево!
52.
[525x700]
Чаша сия напомнила нам, что неплохо бы подкрепиться вообще-то. Путь в Вятское был не таким уж и близким да и ходили по селу мы уже не один час. Но тут подоспела дорога в такое интересное место, где нас и рассказом удивили, и чаем из самовара напоили.
(Продолжение следует)
(Смирнова О.)