Взмах ресниц — взмах крыльев. Вот такие ассоциации возникли у меня при прочтении повести лауреата Нобелевской премии 2009 года Герты Мюллер «Человек в этом мире — большой фазан» (публикация в журнале «Иностранная литература», 2014, № 4)
Взгляд открыт — картинка из жизни, образ и слово. Ресницы вниз — но в темноте тоже образы и смыслы, потаенные, глубокие и иногда страшные.
Повесть вся состоит, как узор в калейдоскопе, из маленьких кусочков. Всё здесь смешано в один большой узел: голая, неприкрытая действительность, порой шокирующая и болезненная, и вкрапления совершенно ирреальные: притчи, предрассудки, приметы... И сам этот узор — часть большого, очень сложного мозаичного набора, называемого жизнью.
Повесть рассказывает о том, как немецкая семья Видиш собирается эмигрировать из Румынии в Германию. 80-е годы времен Чаушеску. Забытая богом и властями деревня. Всюду разлад, распад и разврат. Семья никак не может получить разрешение на выезд в Германию. И тогда семья вынуждена продать дочь Амалию за это самое разрешение на выезд.
Повесть — чтение не из легких. Очень плотный язык и оскольчатые образы. Каждое предложение отточено и сверкает гранями языкового мастерства писательницы, так что любители хорошей современной прозы должны, на мой взгляд, получить удовольствие от поворотов этого повествовательного калейдоскопа.
Это одна из тех «волшебных» книг, не ставящих каких-либо нарочито обозначенных вопросов, однако, прочитав которую, о ней уже не забудешь. Каждый взмах ресниц — память.
(О.Смирнова)
1.
[180x280]
" />