
18 июля родилась прекрасная и неповторимая прима-балерина
Ольга Александровна Спесивцева
Танец освобождает душу, даёт ей простор и свободу

С 1919 года Ольга Спесивцева начала заниматься у Вагановой. Занятия оказались очень полезными для молодой балерины. Именно с ней она подготовила свои знаменитые партии в балетах «Жизель» и «Лебединое озеро». Девятнадцатый год — сложнейшее время в русской истории, а потому неудивительно, что эти занятия проходили в тяжелых условиях. Все вокруг рушилось, но артисты продолжали танцевать. Именно в это время Ольга Спесивцева дебютировала в своей коронной роли — роли Жизели.

«Когда я увидел Павлову, то подумал, что она — моя Тальони. Но Спесивцева была тоньше и чище Павловой», — вспоминал Дягилев.

Драматический и прекрасный облик балерины вошел в историю балета как пример беззащитности и трагической незащищенности таланта перед обстоятельствами.
Тело есть темнота, в неё заключили Душу.....
Эту фразу Гете Ольга Спесивцева выписала в свою записную книжку, явственно почувствовав, что именно в этом заключается её задача балерины - при помощи танца освободить душу, дать ей простор и свободу...

В истории русского балетного театра имя Ольги Спесивцевой занимает место не менее значительное, чем имена Анны Павловой и Тамары Карсавиной. Зрители впервые увидели ее в 1913 году юной прекрасной девушкой, нежной, пленительной и робкой, с огромными, полными тайны глазами. Тонкая, стройная фигурка, роста немного выше среднего, горделивая посадка маленькой головы и огромные темно-карие глаза на фоне бледной кожи и гладко зачесанных черных волос — Ольга Спесивцева многим напоминала сильфиду, из мира искусства материализовавшуюся в реальном мире.
В начале двадцатых годов Ольга Спесивцева была настоящим кумиром молодежи и покорительницей Парижа, участвуя в спектаклях дягилевской труппы вместе с неповторимым Вацлавом Нижинским.
Лифарь отмечал, что она всегда жила
«между мечтой и действительностью».

Роль Лебедя в балете Чайковского «Лебединое озеро» — своеобразное «крещение» для балерины. Бессмертное творение Чайковского стало толчком для рождения целой плеяды великолепных, неповторимых образов, одним из которых стал образ, созданный Ольгой Спесивцевой. Осознание роли пришло к балерине не сразу. В декабре 1923 года она писала в своем дневнике:
«Сегодня проходила «Лебединое озеро». Разобралась, сколько возможностей!!! Как бы их все заполучить. Все акты хороши, там одно, там другое, а в третьем вся моя душа. Не скорбь и не печаль, смирение — вымученное, исстрадавшееся. И этот круг черных лебедей. Круг душ траурных и единство в слиянии. Отделить от жизни трезвость и окутать ею себя. Тогда и времени, и сил хватит. Работай!»
Придя в сознание через четверть века беспамятства, Ольга Александровна Спесивцева нашла приют под Нью-Йорком, в Толстовском фонде, устроенном вполне по-русски. Она была дружна с дочерью гениального писателя Александрой Львовной Толстой. Последние ее годы оказались вполне благополучными. Она часто молилась в церкви, постоянно причащалась, много общалась с артистами балета и, наконец, опубликовала описание своего экзерсиса.

Театр Бориса Эйфмана показал балет "Красная Жизель", посвященный Ольге Спесивцевой: ее судьба была настолько яркой и необычной, что просто требовала воплощения на сцене.
Уникальность этой постановки Эйфмана заключается в том, что в "Красной Жизели" Эйфман не только исследует судьбу выдающейся актрисы, но и демонстрирует всю историю танцевального искусства ХХ века: от классического экзерсиса до авангарда, от бытового танца до высокого психологизма.
Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века. Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля.
Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход. Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой.Борис Эйфман
Серия сообщений "Балет":