• Авторизация


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ (НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АТРИБУТОВ ПО БИОЭНЕРГОПЛАСТИКЕ) 10-07-2019 15:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ Оригинальное сообщение

Дидактические игры по развитию лексико-грамматических категорий (нетрадиционный подход: использование атрибутов по биоэнергопластике)

 

hello_html_52a28986.jpg

Использование эспандера

Цель:

Развивать чувство ритма.

Учить делить слова на слоги.

Развивать силу кистей рук.

Развивать пространственное мышление.

Учить согласовывать действия рук и слова.

Вариант №1.

Изучается тема( весна).

Педагог предлагает детям назвать слова-предметы по данной теме

(весна, солнышко, ручейки, сосульки..)

При этом ребенок должен называть слова и сжимать эспандер одновременно.

Можно и нужно чередовать правую и левую руки при выполнении этого задания.

Вариант №2.

Изучается тема (труд людей весной).

Педагог предлагает назвать слова — действия по теме.

При этом сжимать эспандер на каждый слог в слове. --Ко- па- ет; бе-лит, са- жа- ет..

Слог и действие эспандера одновременно.

Выполнять нужно с разным темпом и ритмом, в зависимости от возможностей детей.

Вариант № 3.

Закрепляется текстовой материал по изучаемой теме.

Дети берут эспандеры, стоят в кружочке и по цепочке, называя каждое слово в тексте, сжимают его.

Текст: НОВЫЙ ДОМ НЕСУ В РУКЕ,

ДВЕРЦЫ ДОМА НА ЗАМКЕ.

ТУТ ЖИЛЬЦЫ БУМАЖНЫЕ ВСЕ УЖАСНО ВАЖНЫЕ

(портфель)

Новый (первый ребенок),

Дом (второй ребенок),

Несу (третий ребенок).

Тот, кто называет слово, тот и сжимает эспандер.

Дети должны контролировать текст, быть внимательными, следить за произнесением слов других детей и выполнением действия, успеть сказать свое слово по тексту и выполнить движения эспандером.

Игру нужно обыграть, например: цепочка слов, кто самый внимательный и сильный

Использование карандашей, палочек (ребристые, витиеватые, ровные)

Цель:

Развивать чувствительность ладоней.

Массажировать активные точки на ладонях.

Развивать чувство ритма и темпа.

Формировать слоговую структуру слова.

Развивать пространственное представление.

Развивать внимание и память.

Вариант № 1.

У детей в руках ровные карандаши.

Дети учатся правильно их держать по отношению к своему телу (карандаш на ладонях посередине, ладони направлены вперед (от себя), лодочкой, пальцы сжаты вместе на обеих руках, карандаш прижат сильно к ладоням, при этом обязательно нужно учитывать индивидуальную чувствительность к предметам на ладонях).

Педагог предлагает раскатать колобок (вперед, назад), многократно.

Потом вспомнить из сказки героев, их называть и на каждое слово - движение карандаша по ладони.

Обыгрывать можно в любом варианте (превратим ладошки в ровные листочки — вот так, вот так).

Слово и движение одновременно.

Вариант №2

Используется любой текстовой материал по планированию.

СНЕГ, СНЕГ, БЕЛЫЙ СНЕГ.

ОСЫПАЕТ ОН НАС ВСЕХ.

ДЕТИ ВСЕ НА ЛЫЖИ ВСТАЛИ И ПО СНЕГУ ПОБЕЖАЛИ

(первая строка в тексте выполняется так: движение карандаша - на каждое слово, вторая строка- на каждый слог, третья строка- на каждый слог в медленном темпе, четвертая строка- движение- на ударный слог).

Обыгрываем: лыжники, мы веселые ребята, мы сильные умелые...

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

У детей в руках витиеватые палочки.

Соревнование по парам.

Один ребенок из пары называем слово, и делает движение палочкой между ладонями, второй - слово наоборот и тоже движение.

Одна пара выполняет в более быстром темпе, другая пара - в медленном темпе.

Учитывать индивидуальные возможности детей.

Например: большой - маленький, длинный - короткий, грустный- веселый...

Использование пластиковых крышечек

Цель:

Развивать память детей.

Учить делить слова на слоги.

Закреплять понимание понятия: слово.

Определение слов в тексте.

Развивать чувство ритма.

Развивать пространственное представление.

Вариант № 1.

У детей по две крышечки.

Дети ставят указательные пальчики обеих рук в крышечки.

При этом локоточки приподняты, спина ровная.

Педагог предлагает любой текст, с учетом индивидуальных возможностей детей.

Поочередное движение указательных пальцев вперед, назад на каждое слово в тексте (на каждый слог в слове, на каждый ударный слог в слове).

При этом соблюдать очередность движения пальцев с крышечками и одновременность называния слов.

Например: НА ЛУЖАЙКЕ ПО УТРУ МЫ ЗАТЕЯЛИ ИГРУ

Я - ПОДСНЕЖНИК, ТЫ - ВЬЮНОК,

СТАНОВИТЕСЬ В НАШ ВЕНОК.

Поочередное движение указательных пальцев вперед, назад на каждый слог в слове. Ритм выполнения медленный, с переходом на более быстрый.

Начало выполнения с правой руки.

 

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

(Движения на каждое слово).

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель- шмелек И веселый мотылек.

(Движения на каждый ударный слог).

При этом нужно обыгрывать, превратив пальчики в волшебных лошадок, быстрых пчелок, пахучий цветочек.

Использование веревочки и прищепок для подбора

слов-признаков, слов-действий, слов-предметов

Дидактическая игра «Подбери слова»

Цель игры:

Расширять словарный запас по данной теме.

Развивать пространственное представление.

Формировать представление детей о начале слова, слов в предложении: слева - направо.

Умение чередовать руки: правая-левая.

Закреплять цветовую гамму на основе разноцветных прищепок.

Подбирать слова, согласно заданной теме, заданному слову.

Развивать пальцевую моторику.

Вариант № 1.

Ребенок берет веревочку, на ней с левой стороны фиксируется предмет для пространственного понимания: слева - направо.

Далее ребенку предлагается картинка, слово, он должен нанизать на веревочку прищепочки нужного цвета, называя слова-признаки (красная прищепочка), слова-действия (зеленая прищепочка), слова- предметы (желтая прищепочка).

Примечание: цвета веревочки и прищепок выбирается по усмотрению логопеда, воспитателя, родителей.

Все остальные цели выполнять строго в нужном порядке.

Использование веревочки и прищепок

для составления предложений

Дидактическая игра «Составь предложение»

Цель игры:

Расширять пространственное поле.

Закреплять цветовую гамму всех слов и ее дифференциацию.

Учить последовательно, выставлять прищепочки, согласно грамматического обозначения слова.

Развивать пальцевую моторику.

Расширять словарный запас слов, по данной теме.

Закрепление счета.

Согласование числа и слова.

Вариант № 1.

Логопед предлагает детям при помощи веревочки и прищепочек составить предложение (по картинкам, по визуальному представлению).

При этом помогает вопросами составлять слова в нужной последовательности.

Пример: картинка «солнышко».

Какое? Весеннее, теплое, желтое, лучистое.

( При этом дети называя слова, берут прищепочки красного цвета и закрепляют их слева-направо на веревочке).

Что?- солнышко (прищепочки желтого цвета на веревочку).

Что делает? греет, светит, ласкает, пригревает (прищепочки зеленого цвета на веревочку).

Где? — на (предлог обозначается белой прищепочкой).

На чем? - улице (слово-предмет, прищепочка желтого цвета).

Дальше повторение предложения с тактильным прикосновением к прищепочкам.

Считаем слова в предложении. Правильно согласовываем: 10 слов в предложении.

Использование веревочки с узелками для развития

всех грамматических категорий

Дидактическая игра «Все узлы переберу»

Цель игры:

Массаж ладоней, кистей рук.

Развитие пространственного представления.

Расширение словарного запаса.

Согласование числа и слова.

Закрепление счета.

Вариант № 1.

Логопед предлагает детям посмотреть на веревочку (можно скакалку). Что на ней удивительного?

Верно, на ней узелки. Логопед предлагает зафиксировать кулачок на узелке так, чтобы почувствовали напряжение. Можно использовать захват узелка и сильной ее фиксацией с последовательным перемещением: слева-направо обеих рук и их чередованием.

При этом повторяют предложение за логопедом или придумывают его самостоятельно.

Далее счет слов в предложении. Правильное согласование.

Вариант№2.

Дети стоят в кругу. Скакалка с узелками перед ними.

Они составляют «веночек» из правых рук, называя слова одного из видов грамматической категории по заданному слову, картинке.

Затем меняют руки по очереди, называя слова другой грамматической категории.

Например: картинка «ручей».

Какой? Маленький, звонкий, говорливый, журчащий, голосистый (правая рука).

Левая рука: бежит, журчит, звенит.

 

    1. Разработки занятий

Задания на подгруппы и для индивидуальной работы по теме «Наш сад. Фрукты»

Ребёнок: старшая группа (д/з дизартрия, ОНР ІІ-ІІІ уровень) Подгруппа (д/з дизартрия, ОНР ІІ-ІІІ уровень)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, словарного запаса с использованием атрибутов биоэнергопластики.

Формирование темпа и ритма речи ребёнка, цельности выдыхаемой струи.

Учить составлять предложения, используя схемы и атрибуты.

  1. Развитие пальцев рук, ладоней (использовать массажные губки).

Движения массажной губки по тыльной стороне ведущей руки на каждое слово, смена руки – движения губки по внутренней стороне руки.

  1. X – похожа на вертушку. X – забавная игрушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

  1. Дидактическая игра «Найди свой домик»

«Расскажи о нём» (накопление словарного запаса по теме).

Слова - предметы, слова-действия, слова - признаки - находим их домики. Называем слова по данной теме, нанизываем прищепочки вокруг домика. Так выполнять со всеми домиками.

Пример: (обозначение: ёлочка), дети называют слова - предметы по теме: фрукты, сад.

- Груша, апельсин, лимон, персик…

(обозначение: две черточки), дети выбирают слово - предмет по теме, подбирают слова - действия к нему.

-Апельсин (что делает?) — растет, созревает, падает, продается, лежит.

4. Физминутка (логоритмическое упражнения)

На базар ходили мы, (шаги на каждое слово)

Много груш там и хурмы, (касание ладонями на каждое слово)

Есть лимоны, апельсины, (хлопки на каждый слог)

Дыни, сливы, мандарины, (шаги на каждый слог)

Но купили мы арбуз (чередование рук в стороны на каждое слово)

Это самый вкусный груз (прыжки на к. слог).

5. Развитие речевого дыхания (катушечка, а на ней длинная ниточка).

Вдыхаем через нос аромат свежего яблока, ниточка наматывается на катушечку, выдыхаем воздух через рот, ниточка быстро (медленно) раскручивается. Так повторить несколько раз со всеми детьми. Затем предложить это сделать кому- то из детей (наиболее сложно выполняющему задание ребенку.)

  1. Дидактическая игра «Продолжи предложение» (использовать эспандер, нажимая поочерёдно правой и левой рукой на каждое слово).

Педагог говорит:

  1. В магазине продается много (чего?) — фруктов, яблок....

  2. Я люблю кушать спелые, сладкие, ароматные (что?) — персики, груши...

  1. Дидактическая игра «Составь предложение» (использовать веревочку с узелками).

Дети поочерёдно правой и левой рукой зажимают узелки, одновременно называя слово.

На доске сюжетная картинка: НАШ САД.

Дети самостоятельно выбирают объект своего внимания по картинке и составляют свои предложения, используя веревочку с узелками.

Пример: Девочка и мальчик взяли корзинку, чтобы нарвать в нашем саду персиков. Или: Желтая, овальная, большая, мягкая, спелая, сочная, полезная груша висит на веточке.

  1. Дидактическая игра «Мои маленькие слова»

Тема: наш сад, фрукты.

Карточки с предлогами (маленькими словами) приколоты прищепочками на длинную веревочку.

Дети выбирают предлог (маленькое слово), берут эту веревочку и далее на нее нанизывают дополнительные прищепочки, образуя с этими предлогами словосочетания. Выполнять коллективно и выборочно.

Пример: на чём? На дереве, на ветке, на яблоне…

9. Дидактическая игра «Звук. Слог» (использовать эспандер).

Педагог называет звук: к, продолжи, называя любой звук, используй эспандер, -а-, -м-… Слог: МА первый звук: м (нажимай эспандер), второй звук: А (нажимай эспандер).

Всего два звука (на каждое слово - нажим эспандера). И т. д.

10. «Блиц – вопросы, блиц – ответы» (любой атрибут биоэнергопластики используй — на выбор ребенка).

Ритм нажима на атрибут на каждое слово или на каждый слог.

  1. Как твой любимый фрукт называется?

  2. Где он растет?

  3. Какого он цвета, формы, размера?

  4. Что можно из него приготовить?

  5. В каком виде ты его любишь есть?

Задания на подгруппы и для индивидуальной работы по теме « Осень»

Ребёнок: старшая группа - (д/з псевдобульбарная дизартрия, ОНР ІІ-ІІІ уровень).

Подгруппа (д/з полиморфная дислалия, ОНР ІІ-ІІІ уровень)

 

Цель: формирование пространственного представления ребёнка, темпа и ритма речи ребёнка, цельности выдыхаемой струи.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, словарного запаса с использованием атрибутов биоэнергопластики.

Учить составлять предложения используя схемы и атрибуты.

  1. Дидактическая игра «Придумай словосочетания»

Тема: Осень.

У детей веревочки с прищепочками. Они называют предлоги, показывают их с помощью рук. Затем при помощи прищепочек и веревочки придумывают словосочетания с ними и говоря вслух, нанизывают прищепочки на веревочку.

В ЧЕМ? НА ЧЕМ? ПОД ЧЕМ?

В лесу на дереве под сосной

В огороде на пеньке под тучкой.

  1. Дидактическая игра «Опиши себя» (дети используют веревочку с узелками + схемы рассказа).

На каждое слово - узелок на веревочке.

3. Динамическая пауза

Девочки и мальчики (девочки показывают на себя, мальчики на себя).

Прыгают как мячики ( прыгают и показывают, как прыгает мяч).

Ножками топают (топают ногами на каждый слог).

Ручками хлопают (хлопки на каждый слог).

Головками кивают (кивают вперед, назад).

И тихо приседают (приседают).

4. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (использовать крышечки).

Указательный палец правой и левой руки двигает крышечки поочерёдно вверх-вниз, называя слова.

Большой – маленький; белый – чёрный; аккуратный – неряшливый; широкий – узкий; слабый – сильный; толстый – тонкий; добрый – злой…

  1. Упражнение «Мои сильные ручки» (использовать ребристый карандаш между ладонями, говоря текст, движения на каждое слово).

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки,

Но ещё сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник.

Задания на подгруппы и для индивидуальной работы по теме « Зимние забавы»

Ребёнок: старшая группа - (д/з нарушения фонематического слуха и восприятия, ОНР ІІІ уровень).

Подгруппа (д/з нарушения фонематического слуха и восприятия, ОНР ІІІ уровень)

 

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, темпа и ритма речи ребёнка, цельности и длительности выдыхаемой струи.

Формирование лексико-грамматических категорий с использованием атрибутов биоэнергопластики.

Учить составлять предложения используя опорные схемы и атрибуты.

 

  1. Развитие речевого дыхания

Упражнение «Подуй на снежинку», «Ветер».

Выдох. Вдох через нос, выдох длительной струи через рот.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Использование нескольких атрибутов по биоэнергопластике (эспандеры, массажные губки).

Вот стоит снеговик (эспандер, нажим на каждое слово)

Он к морозам привык.

Солнце припекает –

Снеговик наш тает (использование массажной губки)

ТАЕТ, ТАЕТ, ДА, ДА, ДА.. (на каждый слог).

Будет талая вода.

3. Развитие лексико-грамматических категорий.

Дидактическая игра «Согласуй верно» (прищепочки на пальчики).

Использование мягких прищепочек, нанизывание их на каждый пальчик, называя слово.

- 5 лыжа – пять лыж; 4 горка; 6 каток; 3 клюшка;

  1. снеговик; 1 снежинка; 5 шайба; 7 хоккеист.

Дидактическая игра «Составь предложение по опорным схемам» (использовать веревочку с узелками).

  • Дети, снег, снеговик, лепят.

  • Мальчики, горка, кататься, санки, на.

  • Каток, играть, в, хоккей, на, дети.

Дидактическая игра «Подбери слова» (использовать пластиковую решётку с ячейками, круглые губки).

Движение губкой на каждое слово, попадая в ячейку решётки.

Каток (какой?) — гладкий, ледяной, холодный, прозрачный, накатанный, большой, длинный, спортивный.

Санки (какие?) —; Лыжи ( какие?) —; снеговик (какой?) —.

Дидактическая игра «Подбери верно» ( использовать карточку – схему).

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, мчатся, веселятся, чистят, лепят, бросают, сгребают, очищают, смеются, ездят.

Задания на подгруппы и для индивидуальной работы

по теме «Зима: одежда, обувь, головные уборы»

Цель: формирование темпа и ритма речи ребёнка, цельности и длительности выдыхаемой струи.

Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук, лексико-грамматических категорий.

Учить составлять предложения используя атрибуты биоэнергопластики.

1. Развитие речевого дыхания

Упражнение «Подуй на снежинку», «Я катаюсь» (использовать катушечку, на ней верёвочка с картинкой - горочка, лыжи, санки).

Выдох, ребёнок набирает через нос воздух, разматывая верёвочку с катушечкой, на выдохе называет слова: горочка, лыжи, санки.

2. Развитие общей моторики

Тихо, тихо, как во сне (палец к губам, ладони вместе, прижать к ушам)

Падает на землю снег (руки в стороны, движения падения)

С неба все скользят пушинки, (касательные движения ладонями)

Серебристые снежинки (подскоки на месте на каждый слог).

3. Развитие пальцевой моторики (крышечки).

Указательные пальцы правой и левой руки в крышечках выполняют поочерёдные движения рук на каждое слово или на каждый слог.

Дали братьям новый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился (перчатки).

4. «Составь предложение» (использовать веревочку с узелками).

Дети поочерёдно правой и левой рукой зажимают узелки, одновременно называя слово.

Картинка на доске по теме: Зима.

Дети составляют общие предложения по ней.

Ваня с Колей катаются на новых, красных, железных санках.

Маша захотела, скатился с высокой, заснеженной, крутой горы.

 

5. Дидактическая игра «Мой, моё, мои, моя» (использовать эспандер). Эспандер находится в ведущей руке. Нажим эспандера на каждое слово или на каждый слог.

Снежинка (моя), лед —, мороз —, снег —, Снегурочка —, гололед —, шуба —, сапоги —, горка —, ветер —, метель —, снег —, снеговик—, шарф —.

Задания на подгруппы и для индивидуальной работы

по теме «Труд людей осенью, Звук и буква Ы»

Цель: формирование темпа и ритма речи ребёнка, цельности и длительности выдыхаемой струи.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, словарного запаса с использованием атрибутов биоэнергопластики.

Учить составлять предложений и рассказа с использованием картинного материала и атрибутов по биоэнергопластике.

1. Развитие речевого дыхания

Упражнение «Подуй на листок» (использовать осенние листочки, подвешенные на дереве).

Катушечка с ниточкой - для контроля длительности выдыхаемой струи. Соблюдать направление струи, цельность выдыхаемого воздуха.

2. Дидактическое упражнение «Мой ребристый карандаш» (движения карандаша между ладонями на каждый слог).

СТИХИ - НЕБЫЛИЦЫ

Две подружки ходят в сад,

Что-то делают не так:

Если дождик на дворе,

Зонтик прячут поскорей.

3. Физкультминутка

СТИХИ - НЕБЫЛИЦЫ

Я лопатой подметаю, (прыжки на каждый слог)

По гвоздям стучу метлой, (стук, чередование руками на каждый слог)

Утюгом бельё стираю, (наклоны в стороны)

А копаю я метлой (приседание на каждое слово).

(дети с педагогом правильно составляют предложения, используя веревочку с узелками).

4. Дидактическая игра «Один-много» (использовать массажные губки).

Заяц – зайцы, трава – травы, зонт – зонты, лимон – лимоны, аист – аисты, ананас – ананасы…

Можно предложить детям картинки, они самостоятельно называют слова в единственном и множественном числе, поочередно массажируя тыльные стороны правой и левой руки.

Нужно соблюдать ритм и синхронность произношения слова и движения.

5. Дидактическая игра «Исправь и составь предложение правильно» (веревочка с узелками).

  1. Медведь летом спит в берлоге.

2. Любит овощи внучок: грушу, яблоко, чеснок.

3. Угостила мама дочку ложкой кислого медочка.

4. У зеленой у лисы хвост невиданной красы.

5. Долго гладил Саша волка, потому что он в иголках.

6.Схема составления рассказа: Труд людей осенью

(использовать слова - картинки).

ОСЕНЬ, ДОЖДЬ, ЛИСТВА, ЛИСТОПАД, ЗОНТИКИ, ЛУЖИ, СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, КУРТКИ, ШАПКИ, САПОГИ, ОГОРОД, САД, ПОЛЕ.

  • (Использовать картинки):

Работы на огороде:

уборка овощей,

перекопка огорода,

уборка сухой ботвы, — хранение овощей,

переработка овощей.

Работы в саду:

уборка фруктов,

обкапывание

деревьев,

обрезка сухих

веточек,

посадка саженцев,

побелка деревьев,

хранение фруктов.

Работы в поле:

убирают зерно,

молотят зерно,

везут на мельницу,

делают муку,

перекапывают поле, засевают озимыми,

хранят зерно.

  • (Использовать картинки):

  • Какие садово-огородные инструменты используют люди на полях, огородах, в садах и какие машины.

ЛОПАТА, ГРАБЛИ, МЕШКИ, ВЕДРА, САПКИ, МОЛОТКИ, СЕКАТОРЫ,

ПИЛА, ВЕДРА, КОРЗИНЫ, КОМБАЙНЫ, ГРУЗОВИКИ, ТРАКТОРА.

  • Свое отношение к данным работам.

Какую ты помощь оказываешь родным?

Любишь ли ты работать в саду, на огороде?

Полезно ли трудиться нам?

  • Рассказать, что делают люди в парках, на клумбах, во дворах.

Какую помощь оказываешь ты дворникам?

Зачем нужно убирать листву?

Какие инструменты тебя пригодятся?

  • Творческие задания:

  1. Обрисовать листья клена, липы, дуба, рябины, каштана.

  2. На серединке листочка дописать первую букву в названии листочка.

  3. Заштриховать оставшуюся часть листка.

4. Дорисуй оставшуюся часть инструмента

Задания на подгруппы и для индивидуальной работы

Цель: формирование темпа и ритма речи ребёнка, цельности направленности и силу выдыхаемой струи.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, словарного запаса с использованием атрибутов биоэнергопластики.

Учить составлять предложения, используя карточки-схемы и картинный материал.

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Дидактическое упражнение «кусаем пальчики» (использовать мягкие прищепочки на каждый пальчик правой руки, затем левой руки).

Кусается сильно котёнок – глупыш,

Он думает: Это не палец, а мышь (смена рук).

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе кыш!

  1. Развитие речевого дыхания

Дидактическое упражнение «Подуй на травку, на листок», «Искупай утёнка» (использовать листочки, травку).

Цель: - Формировать цельность, направленность и силу выдыхаемой струи.

  1. Дидактическая игра «Составь предложение» (использовать индивидуальные веревочки с узелками).

Составление предложений по образцу и собственному представлению.

- Маленький, пушистый котёнок лакает вкусное молоко.

  1. Дидактическая игра «Где мой домик»

(Карточки - схемы, картинки по теме: домашние животные, прищепочки).

Ребенок выбирает себе домик – схему с условными обозначениями (слова-признаки – волнистая линия, слова-действия – две паралельные линии, слова-предметы – ёлочка («неживые» слова-предметы, человечек – «живые» слова-предметы)) определяет свое задание, выбирает домашнее животное, называя слова, одновременно закалывая прищепочку на картинку.

  1. Развитие логического мышления

Вопросы - ответы.

Какое домашнее животное:

Лает..., ржет.., мычит..., блеет..., хрюкает....

Назови всю семью:

Кошка - кот- котята, корова -, свинья -, лошадь -, овца -.

Кто (что) лишний и почему?

Конь, баран, копыто, бык.

Овца, коза, корова, лось,

Задания на подгруппы и для индивидуальной работы

по теме «Овощи. Фрукты. Составление рассказа»

Цель: формирование пространственного представления, темпа и ритма речи ребёнка, цельности и длительности выдыхаемой струи.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, словарного запаса, лексико-грамматических категорий с использованием атрибутов биоэнергопластики.

Учить составлять рассказ, используя схемы описательного рассказа и атрибутов по биоэнергопластике.

  1. Развитие речевого дыхания

Игра «Сорви плод»

На дереве висят яблоки. На конкретное яблоко нужно подуть, чтобы оно пошевелилось.

Правила: соблюдать направления дыхания, положения тела во время дыхания, цельность струи выдыхаемого воздуха.

Длительность выдоха и частота дыхания зависят от индивидуальных особенностей ребенка.

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Дидактическое упражнение «кусаем пальчики» (использование ребристых карандашей).

Карандаш между ладонями, ритмические движения ладонями на каждое слово.

Поздним летом в огород

Собирается народ.

Зрел всё лето урожай!

Что собрали? Урожай?

  1. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (использование крышечек).

Указательными пальцами обеих рук проводить поочередное движение вверх-вниз, называя каждое слово).

СЛАДКИЙ - КИСЛЫЙ, БЕЛЫЙ - ЧЕРНЫЙ,

БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ, ТВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ,

ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ, ГЛАДКИЙ - ШЕРОХОВАТЫЙ,

СПЕЛЫЙ - НЕДОЗРЕЛЫ Й, СЪЕДОБНЫЙ - НЕСЪЕДОБНЫЙ.

4. Составь описательный рассказ (использовать схемы описательного рассказа + веревочку с узелками).

Тема: овощи, фрукты.

5. Дидактическое упражнение «Составь слог, слово»

У детей на столе звуковые домики + крышечки.

Ребята сначала выкладывают слоги и слова по звуковым домикам. Затем при помощи крышечек - выкладывают слоги, слова.

Каждая крышечка - звук. Анализ и синтез слогов, слов.

  1. Дидактическое упражнение «Образуй слова» (использование массажных губок).

Движения губок от запястья к кончикам пальцев, сначала шероховатой стороной, затем мягкой.

Сок из лимона – лимонный; из яблок – яблочный;

из груш, из огурцов, из помидор, из свеклы, из апельсина.

7. Дидактическое упражнение «Согласуй верно» (использование эспандера).

На каждое слово - нажим эспандера, вторая рука в это время зажимает кулачок.

  1. орех —, 3 свекла —, 4 морковка—, 5 лук —, 6 тыква —, 3 апельсин —,

4 урожай —, 5 огурец—, 6 яблоко —, 4 гранат —, 5 лимон —, 6 баклажан —, 3 банан —, 4 фрукт —.

8. Развитие общей моторики

Будем мы варить компот (шаги на каждое слово)

Фруктов нужно много. Вот: (постепенное расширение круга руками в стороны)

Будем яблоки крошить, (поочередные движения ребрами рук на каждый слог)

Грушу будем мы рубить, (касательные движения ладонями рук на каждое слово)

Отожмём лимонный сок, (сжимание кулачков на каждое слово)

Слив положим и сахарный песок (прыжки на каждый слог)

Варим, варим мы компот, (поочередные круговые движения руками)

Угостим честной народ (хлопки на каждый слог).

 

9. Дидактическая игра «Прослушай, повтори, дополни»

1. Дети прослушивают рассказ.

 

ОСЕНЬЮ В САДАХ СОБИРАЮТ УРОЖАЙ ФРУКТОВ.

ЛЮДИ АККУРАТНО СНИМАЮТ ПЛОДЫ С ДЕРЕВЬЕВ, ЧТОБЫ НЕ ПОВРЕДИТЬ ИХ.

ФРУКТЫ ПОЛЕЗНЫ: В НИХ МНОГО ВИТАМИНОВ. ВСЕ ЛЮБЯТ ФРУКТЫ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ СЛАДКИЕ, СОЧНЫЕ, ДУШИСТЫЕ, АРОМАТНЫЕ.

НО ЕДЯТ ИХ НЕ ТОЛЬКО В СЫРОМ ВИДЕ, А ТАКЖЕ ИЗ НИХ ДЕЛАЮТ СОКИ, ДЖЕМЫ, КОМПОТЫ, ВАРЕНЬЕ.

 

2. Ответы на вопросы: (использовать при ответах веревочку с узелками)

  1. Что осенью собирают в садах?

  2. Как люди снимают плоды? Почему?

  3. Чем полезны фрукты?

  4. За что люди любят фрукты?

  5. В каком виде их можно кушать?

  6. Что делают из них?

 

  • Дополнительное творческое задание

Вопросы:

1. Где еще собирают урожай? (схема предложений).

  1. Как его собирают?

  2. Как его сохраняют?

  3. В каком виде можно кушать овощи?

  1. Какие блюда из них делают?

  2. Какое твое любимое блюдо?

 

10. Дидактическая игра «Вставь пропущенные предлоги»

Логопед читает предложения, без предлогов. Дети повторяют предложения, вставляя нужный предлог, показывая руками данный предлог или используя схему.

1.Овощи растут — огороде.

  1. Яблоко висит — дереве.

  2. Картошку кладут — корзину.

  3. Груша упала — дерево.

  4. Плоды аккуратно снимают — дерева.

6. Огурец закатился — ведро.

РАЗВЁРНУТЫЙ КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «КАКОВА ЖИЗНЬ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ?»

ЦЕЛИ: дать представления о планетах Солнечной системы и планете Земля. Уточнить знания детей о своих правах и обязанностях.

Формировать словарный запас по теме «Осень», используя слова-предметы, слова - действия, слова - признаки. Упражнять детей в словообразовании.

Закрепить знания детей по темам: «Осень», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Труд людей осенью» умения составлять простые и сложноподчиненные предложения, мини - рассказ.

Формировать слуховое внимание, положительные эмоции у детей.

Развивать пространственное представление, мелкую моторику пальцев рук с использованием нетрадиционных атрибутов, чувства ритма и темпа, используя музыкальные инструменты, логическое мышление, связную речь.

Практическая работа: производство сока из фруктов.

  1. Организационный момент:

Звучит космическая музыка, дети входят в зал.

Логопед: - Ребята, где мы с вами оказались?

Дети: Мы оказались в космическом пространстве.

Логопед: - Как вы думаете, что находится в космическом пространстве?

Дети: - В космическом пространстве находятся планеты и звезды.

Л:- Какие вы знаете планеты?

Д: - Планета Солнце, планета Нептун, планета Уран, планета Земля, планета Сатурн, планета Меркурий и много, много звезд.

Л: - Верно. А хотите вы отправиться в путешествие на одну из чудеснейших планет, а какую вы догадаетесь сами?

Д: - да.

Звучит космическая музыка, дети спрятаны под космическим полотном, выполняют движения полета: вверх, вниз.

Звучит сигнал приземления. Тишина, дети прислушиваются к звукам.

Звучат звуки: вой ветра, шум дождя, пение птиц, гром, капли дождя, плеск волн (запись на магнитофоне).

Л: - Что вы, ребята, сейчас услышали?

Д: - Я услышал шум дождя.

- А я, - вой ветра.

-А я,- плеск волн.

- А я, - услышал, как гремит гром.

- Мне понравилось пение птиц.

- Мне показалось, что капает дождь.

Л: - Как вы думаете, где такое бывает?

Д: - Такое можем быть на планете Земля.

Л: - Тогда нам следует побывать в разных уголках на планете Земля, чтобы убедится, какая она прекрасная.

Уголок№1

Оборудование:

Стоит дерево, на нём – бусы из разных листочков. Стоит пенек, на нем глобус с цифрой 1. На доске карта планеты Земля. Кругом много опавших желтых, красных, коричневых листьев. Около пенька спрятался Лесовик.

Л: - А вот здесь есть подсказка.

Что нам еще помогает определить, что мы на планете Земля?

Д: - Мы находимся на планете Земля, потому что она круглая, как эти полушария.

Д: - И еще вокруг Земли много, много воды. Она голубого цвета.

Л: - Верно.

- Как вы думает, почему на планете Земля так много желтого цвета?

Д: - Так много желтого цвета, потому что на ней время года: осень.

Л: - Молодцы! Верно.

В это время Лесовичок стал шевелиться.

Л: - Ой, кто это?

Лесовик: - Это я, лесной хозяин, Лесовик. А вы кто?

Д: - А мы путешественники. Хотим посмотреть интересные места на планете Земля.

-Лесовик:- Я очень рад гостям. И приготовил вот такие красивые бусы из разных листочков.

Л: - Давайте оденем эти бусы и скажем: из каких листочков их собрал лесовик.?

Д: - У меня бусы из кленовых листочков.

- А мои бусы из каштановых листочков.

- Мне нравятся бусы из березовых листочков.

- Мои бусы - из калиновых листочков.

- Бусы из дубовых листочков очень красивые.

- У меня - из березовых листочков.

 

Лесовик: - А еще на этих бусах есть интересные знаки.

Д: - У меня знак - человечек: он обозначает слова - предметы живые.

- У меня знак - елочка. Он обозначает слова - предметы неживые.

Л: - Давайте придумаем слова - предметы, согласно обозначениям.

Лесовик: - А помогут вам вот эти прищепочки.

Л: - Называете слова-предметы, закалываете прищепочки на каждый листочек.

Д: - Знак - человечек. Слова - предметы: волк, гусеница, цапля.

- Знак - елочка. Слова - предметы: листва, дождь, огород.

- Знак - человечек. Лисица. Журавль. Жучок.

- Знак - елочка. Овощи, куртка, сад.

- Знак - человечек. Белка. Бабочка. Аист.

- Знак - елочка. Грабли. Земля. Туман.

Л:- Спасибо тебе, Лесовик, а нам пора торопиться.

- Но вот куда и как идти мы не знаем.

Лесовик: - А вот глобус, символ планеты Земля.

На нем цифра: 2. Значит следующий уголок с цифрой: 2.

А сопровождать нас будет музыка.

Звучит музыка, дети выполняют танцевальные движения.

Пройдя круг, дети подходят ко второму уголку: глобус и цифра: 2.

Уголок 2

Оборудование: Озеро. Перелетные птиц. Горы. Деревья.

Резиновые салфетки. Крышечки. Массажные губки.

Л: - Ребята, как вы думаете, мы на верном пути?

Д: - Да. Вот глобус с цифрой два.

Л: - Что мы здесь видим?

Д: - Я вижу озеро.

- Еще здесь есть горы, деревья.

- Я вижу много перелетных птиц.

Л: - А почему они здесь собрались?

Д:- Птицы собираются улетать в теплые края.

- Они захотели попрощаться с родными краями.

- Птички договариваются, как и куда надо лететь.

- Им нужно попить водички.

- Им нужно почистить клювики и крылышки.

Л: Давайте назовем этих птичек, а помогут нам вот эти крышечки, что оставил Лесовичок. Называем птиц, делим слова на слоги.

Д: ГРАЧ. ГУ-СИ. ЦАП- ЛЯ. СО-ЛО-ВЕЙ. УТ-КА. ЖУ-РАВЛЬ. ЛЕ-БЕДЬ.

КУ-КУШ-КА. СКВО- РЕЦ. А- ИСТ.

Л: - А массажные губки сделают наши ручки гибкими и сильными, как лапки у птичек. Называем, что делают птички, деля слова на слоги.

Д: - У-ЛЕ- ТА- ЮТ, КУР-ЛЫ-ЧАТ. ПРО- ЩА- ЮТ-СЯ. ОБ-ЛЕ-ТА-ЮТ.

СО-БИ-РА-ЮТ-СЯ. ПЬЮТ. КЛЮ- ЮТ.

Л: - А какие слова мы скажем птичкам на прощание?

Д: - До свидания. Счастливого пути.

Л: - Превратим наши ручки в клювики.

Дети держат около рта руки «клювиком».

Говорят слова: До свидания. Счастливого пути. Открывая «клювики»

- руки на каждый слог ( до- сви- да- ни- я, сча- стли-во-го пу- ти.)

Л: - Нам пора торопиться. Давайте послушаем, какая музыка нас будет сопровождать дальше.

Звучит марш. Дети выполняют действия и говорят слова.

Уголок № 3

Оборудование: Арка, оплетена ветками деревьев. На арке две карточки: на первой - знак, обозначающий право на образование, на другой - право на отдых. Вверху арки надпись: Лесная школа.

Стоят стульчики, доска, на ней картинка: лесной осенний пейзаж. И цифры от одного до шести. На доске стаканчики: в одном - светофорчики, в другом - ребристые карандаши, посредине стоит глобус с цифрой 3.

Л: - Ребята, мы на верном пути?

Д: - Да, потому что стоит глобус с цифрой 3.

Л: - А что это?

Д: - Это лесная школа.

Л: - А кто учится в лесной школе?

Д: - В ней учатся лесные зверюшки.

Л: - А что обозначает первый знак на арке?

Д: - Этот знак обозначает право на образование.

- А другой знак - право на отдых.

Л: - Побываем и мы в лесной школе. Проходите, садитесь. –

Л: - Какие предметы мы здесь видим?

Д: - Светофорчики, карандаши, доску с картинками.

Л: - Давайте используем ребристые карандаши, чтобы наши ручки были послушными и умелыми.

Взяли карандаши, проговариваем стишок про мишку, ведя карандаш между ладонями на каждое слово.

БЕДНЫЙ МИШКА ЗАБОЛЕЛ.

МИШКА МНОГО МЕДА СЪЕЛ.

ПЛАЧЕТ МИШКА И КРИЧИТ:

- У МЕНЯ ЖИВОТ БОЛИТ.

Л: - Давайте поиграем в игру: «Умники и умницы».

- И так: у нас светофоры двух цветов, какие?

Д: - Желтый и голубой.

Л: - Желтый цвет будет обозначать, если утверждение, которое спрятано под этим кружочком на картинке с цифрой, правильное.

Если это утверждение неправильное - голубой светофорчик. Но при этом нужно пояснить свой ответ.

Л: - И так называем цифру.

Д: - Цифра: 1.

Л: - Поднимаем кружочек с цифрой один, читаем, что там написано.

МЕДВЕДЬ СПИТ ЗИМОЙ В СВОЕЙ БЕРЛОГЕ?

Д: - Желтый светофор. Верно. Спит зимой в свое берлоге. Но летом и осенью ест много малины, лакомится медом, ест полезную травку, запасает много жира и ложится спать на всю зиму.

Д: - Цифра: 2.

Л: - Поднимаем кружочек с цифрой 2, читаем вопрос.

КОЛЮЧИЙ ЕЖИК ПРЯЧЕТСЯ ЗИМОЙ ПОД ДЕРЕВОМ?

Д: - Голубой светофор. Неверно.

Ежик осенью тоже готовиться к зиме. Носит на своих иголках листочки, чтобы утеплить домик. Запасает грибочки, яблочки, ловит мышек и прячется в свою норку на зиму.

Д: - Цифра: 3.

Л: - Читаем:

БЕЛКА РАЗЛОЖИЛА СВОИ ЗИМНИЕ ЗАПАСЫ НА ПЕНЕК?

Д: - Голубой светофор. Неверно. Белка свои запасы: грибочки, орешки, каштаны вешает на дерево, а затем сносит в дупло.

Д: - Цифра: 4.

Л: - Читаем.

ТРУСЛИВЫЙ ЗАЙКА НА ЗИМУ МЕНЯЕТ СВОЮ СЕРУЮ ШУБКУ НА БЕЛУЮ.

Д: - Желтый светофор. Верно. Он меняет свою шубку, чтобы спрятаться от лисы, волка, охотников.

Д: - Цифра: 5.

Л: - Читаю.

ДИКИЙ КАБАН ЛЮБИТ ЛАКОМИТЬСЯ ОРЕШКАМИ, ЖЕЛУДЯМИ, ГРИБАМИ.

Д: - Желтый светофор. Верно. Осенью много опавших орехов, желудей, грибов. Это любимое лакомство дикого кабана.

Д: - Цифра: 6.

Л: - Читаю.

ОСЕНЬ – МОЁ ЛЮБИМОЕ ВРЕМЯ ГОДА.

Д: - (по-разному поднимают светофоры)

- Я подняла желтый светофор, потому что осень мне нравится. Она такая красивая, щедрая, разная.

Л: - Ну вот мы и воспользовались правом на образование, а теперь воспользуемся каким правом?

Д: - Правом на отдых.

Л: - Наши зверюшки любили играть на разных музыкальных предметах.

Давайте и мы поиграем.

Логопед выносит столик с разными музыкальными предметами: два барабана, два молоточка, треугольник, металлофон.

Звучит музыка, дети поют и играют ритмично.

Уголок № 4

Оборудование: Дерево. Инструменты: лопата, грабли, ведро, секатор, мешок, корзина, ящик. Эспандеры, веревочка с узелками.

Л: - А вот и наш Лесовик. Что он делает?

Д: - Лесовик окапывает дерево для того, чтобы оно не замерзло зимой.

Лесовик: - Верно, ребята. А что можно делать осенью на огороде?

- А поможет вам об этом рассказать волшебная веревочка.

Л: - Составляете предложение, сильно зажимаете в кулачок узелок. Сколько слов в предложении, столько и узелков.

  • Осенью люди сгребают опавшие листья, веточки для того, чтобы убрать огород от мусора.

  • Люди собирают овощи, чтобы сохранить их на зиму.

  • Осенью люди перекапывают землю, чтобы погибли вредные насекомые и земля дышала.

  • Осенью в саду белят стволы деревьев для того, чтобы погибли все жучки, червячки.

  • Люди обрезают сухие веточки для того, чтобы вырастали новые, здоровые веточки.

  • Осенью собирают фрукты для того, чтобы приготовить вкусное варенье, компот.

Лесовик: - Ребята, посмотрите, огромный паук опутал предметы, которые так нужны мне для работы на огороде и в саду.

- Назовите, что это за предметы.

А помогут нам эспандеры, они делают наши руки крепкими и сильными. Д: -ЛО-ПА-ТА. ГРАБ-ЛИ. СЕ-КА-ТОР. ВЕД-РО. ПИ-ЛА. МЕ-ШОК. КОР-ЗИ-НА.

Лесовик: - Молодцы, ребята.

 

А теперь я приглашаю вас на свой домашний мини-завод.

Уголок № 5

Оборудование: Домик. На столе стоит соковыжималка.

Лесовик: А давайте вместе со мною сделаем из этих фруктов сок. Вот поднос, на нем лежат разные кусочки фруктов. Мы сейчас возьмем по кусочку этих фруктов, назовем их и положим в соковыжималку.

Лесовик: - Я кладу кусочек яблока.

Д: - Мне нравится кусочек апельсина.

Я - кусочек лимона.

Я - кусочек груши.

Лесовик включает соковыжималку и все дети видят, как делается сок.

Л: - Какой сок получился?

Д: - Вкусный, фруктовый, ароматный, витаминный.

Л: - Что скажем нашему другу Лесовику?

Д: - Спасибо.

Лесовик: - А теперь я хочу вам показать, какой сок я приготовил для своих гостей!

Д: - В этом кувшине абрикосовый сок.

- В этом - вишневый сок.

- В этом - персиковый сок.

- В этом - свекольный сок.

Л: - Ну что ж, спасибо, тебе, Лесовичок, за твое гостеприимство и угощение.

Д: - Нам было интересно путешествовать по планете Земля.

Лесовик: - А давайте на прощание споем песенку об Осени.

Дети вместе с Лесовиком поют песню: «АХ, КАКАЯ ОСЕНЬ!»

Д: - Прощай, планета ЗЕМЛЯ.

Л: - Нас ждут еще другие путешествия в космическом пространстве. источник

Литература

  1. Бадаян Л.О. Невропаталогия М., 1982

  2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи//Дефектология, -1999, -№4

  3. Єфремова В.В. Система роботи з психофізичного розвитку дитини. Тернопіль, 2006

  4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. С-Пб., 2002

  5. Крупенчук О.И. Научите

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ (НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АТРИБУТОВ ПО БИОЭНЕРГОПЛАСТИКЕ) | Катруся08 - Дневник Катруся08 | Лента друзей Катруся08 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»