«Египетская книга мертвых» представляет собой аналог «Бардо Тхедол», «Тибетской книги мертвых». Имея общую суть, два этих произведения разнятся в деталях и способах достижения конечной цели. А она одна – выйти из бесконечного числа перерождений – Колеса Сансары.
Конечно, сложно адекватно оценивать такое древнее произведение. Несколько тысяч лет с момента создания наложили свой неизбежный отпечаток. Какую долю сокровенных знаний древние авторы посчитали возможным раскрыть? И из этого наследия часть потеряна или искажена, некоторые важнейшие моменты не замечены, а иные переведены не совсем адекватно или полно, так как вполне возможна ситуация, при которой переводчики отнеслись к «Книге» не как к практическому пособию, а как к литературно-историческому памятнику Древнего Египта.
Что долго говорить, если первоначальное название, отражающая общий смысл, не «Египетская книга мертвых», а «Книга о выходе к свету дня».
В «Книге» основной посыл таков: неизбежность смерти и неготовность людей к ней. Люди бестолково живут, и так же бестолково умирают.
Как уже было сказано, основная цель «Книги» помочь вырваться из круговорота Сансары. Для этой цели египетские жрецы составили свод правил, включающих в себя различные гимны, песнопения и заклинания, которые читали над телом умершего. Но кроме песнопений и гимнов, читаемых над умершим (мумией), сама личность должна также подготовиться к Посмертию и тому, что за ним последует – Загробному Суду, который определит степень чистоты души и готовность (неготовность) выйти из череды перерождений.
Для этого египтяне заучивали имена богов и сил, порядок обращения к ним, и правильное взаимодействие. Все это могло помочь пройти Суд и испытания, даже если душа недостаточна чиста.
Египтяне придерживались концепции, что человеческое существо едино, но состоит из нескольких аспектов:
«Сах» - физическое тело;
«Ка» - эфирное тело;
«Ба» - тело желаний, или астральное тело;
«Эб» - сердце, состоящее из трех частей (сердце намерений, сердце причин и сердце смысла). По сути, «Эб» системообразующий компонент существа, сплетающий все его проявления в один узел.
«Ах» - чистая и незапятнанная основа существа, его дух.
Кроме этого, важнейшим компонентом комплексной личности было его имя – «Рен» - носитель информации о конкретном проявлении существа, а также тень – «Шуит», своеобразный наблюдатель, фиксатор благих и негативных поступков.
Собственно, в посмертии действовали Ка и Ба покойного, хотя для его прохождения был нужен целый и чистый Сах, а для определения исхода важно состояние Эб. Наконец, в «идеальном» исходе существо отождествлялось со своим Ах и вливалось в божественные потоки сознания.
После смерти физического тела «Сах» душа попадала в Промежуток Межмирья, состоящий из нескольких зон и локаций. В каждом ждали свои препятствия и экзамены, и провал их неизбежно возвращал личность к новому воплощению. Здесь проверялись прочность усвоенных в воплощении уроков и готовность к следующему эволюционному этапу.
Затем было Поле Холмов, а после Дорога Пристанищ – очень длительное и продолжительное испытание с семью пристанищами «Аритами», где можно отдохнуть в безопасности.
Дальше находились Чертоги Двух Истин, где происходила многим известная процедура – на весах взвешивали сердце личности «Эб», сравнивая его в «весом истины» - пером богини Маат.
Пройти все испытания могла лишь чистая душа, или та, которая знала все имена богов, обращения к ним и песнопения, которые содержались в «Книге».
Затем Суд Осириса – процедура установления соответствия сознания его будущей реальности. Можно сказать, что это определение вибрационного уровня Духа и соответствующего ему уровня существования в Мироздании.
Пройдя все испытания, дух наконец-то допускался в Поля Тростника – обитель чистых духов, место бесконечного света и блаженства.
Не надо думать, что египтяне представляли себе посмертие в виде бесконечной радости. Эти Поля были конечным этапом для честных, добрых, но простых людей, с их простыми запросами и немного наивными требованиями после смерти. Те же, кто изучал такие вопросы, в частности жрецы и маги (посвященные), понимали всю бесконечность Мироздания и все многообразие занятий и точек приложения своего времени и воли в тонком мире.
Они упоминали возможность попасть на Ладью Миллиона Лет, присоединиться к свите того или иного бога, жить на различных планетах Солнечной системы и космоса, или выбрать совершенно другой путь.
Вообще, при прочтении «Книги» и размышлении о тех обрядах, что проводились в Египте (в частности повсеместное мумифицирование мертвых тел), у меня возник основной вопрос – если египтяне знали и понимали посмертные процессы так глубоко, то зачем они так упорно и тщательно оберегали и сохраняли уже отработавшие своё физические тела?
Ответ я нашел на одном из магических сайтов. На форуме люди разъяснили, что мумия – это точка фиксации в физической реальности. Пока мумия существует, Дух избегает Колеса Сансары, не воплощается в материи, а находится в тонком мире (даже если он и не заслужил высокого места). И чем дольше он там находится, тем для него лучше – он набирается эволюционного опыта в хороших, приятных условиях и окружении. Получается, что благодаря мумии, Дух проживает не множество разрозненных воплощений на физическом уровне с потерей памяти, а одно - в тонком мире, преумножая опыт и развиваясь.
Современный читатель может относиться к «Египетской книге мертвых» совершенно по-разному. И в том числе полностью не принимать эту информацию, либо считать ее анахронизмом, пережитком давно ушедшей эпохи и человеческой ментальности.
Но строчки, которые я приведу из "Книги мертвых" чуть ниже, показывают, что египетские жрецы понимали те процессы и изменения, о которых писали:
"И вот я пересекаю небо... оставляя позади озера и дороги счастливых, я принимаю моё небесное наследство, мне была дарована бесконечная вечность, и мое счастье заключается в этой бесконечности... несомненно, я являюсь наследником вечности".
"И да совершу я все превращения, которые моё сердце могло бы пожелать свершить во всяком месте, где бы ни пожелала быть моя душа".