Даниил Андреев «Роза Мира», 1958г.
Автор и его основная работа «Роза Мира» занимает внушительное (пусть и в узких кругах) место в культуре России. Основанная на духовно мистическом опыте автора, она излагает воспринятую им сложнейшую структуру мироздания и вселенной, захватывающей физический мир нашей планеты в единстве с множеством других слоёв зримого и незримого Космоса.
Автор верующий, православный человек, описывающий в книге опыт своих видений и откровений. Жанр «Розы Мира» можно определить как эзотерическое христианство.
По сути Д. Андреев отдавая предпочтение христианству, включал в свою картину мира другие религии, а также ведические, языческие и иные системы постижения мироздания.
Также автор поддерживает идеи кармы-судьбы, перерождений (реинкарнаций) и Иерархий.
В его понимании эволюция духа и души каждого человека заключается в собственном развитии, приближении к Творцу по огромному многообразию Восходящих миров. Это напоминает огромную гору или пик, на вершину которого, со всех сторон ведут многочисленные тропинки и дороги. Часть из них более удобна для подъема, некоторые практически заброшены и забыты, иные плутают и кружат. Эти Пути - христианство, ислам, иудаизм, буддизм, индуизм, ведизм, язычество и иные. На разных этапах, в разных мирах, эти дороги сливаются, устраняются внешние, ненужные противоречия и разногласия и происходит объединение.
Например, для различных направлений христианства (православие, католицизм, протестантство, а также иудаизм), Высший Мир – это Небесный Иерусалим. В этом Мире все противоречия данной религии исчезают, появляется окончательная общность. Но это не конец дороги, а это всего лишь «промежуточная станция» по пути Восхождения.
Землю Д.Андреев представляет как сферу, состоящую из безчисленного количество различных пластов (физический всего лишь один из многих). Эти области, по сути, являются мирами-локациями, различной мерности (количеством пространственных и временных измерений). Каждая крупная общность людей (этнос) на физическом уровне, создает свой тонкий мир, который соответствует внутренним моральным, религиозным и культурным представлениям её жителей.
Такие Миры Д. Адреев называет затомисами. Пространственно они привязаны к Земле и находятся как-бы над соответствующей территорией планеты. У затомисов множество задач и целей. Одна из них – помощь тем, кто не достиг кармического освобождения.
В настоящее время на нашей планете существуют 19 крупных затомисов (плюс 15 "уснувших" или не до конца сформировавшихся). Два из них – Маиф и Линат, относятся к прежним цивилизациям, атлантов и материка Гондваны соответственно. Часть затомисов представляет древние цивилизации – Египет, Вавилон-Ассирию-Шумеров, язычество греко-римлян. Также существуют затомисы, имеющие аналоги в современном духовном и религиозном устройстве Земли. Это затомисы Китайской, Еврейской, Романо-католической, Американской, Мусульманской, Индейской, Негритянской и иных культур.
Небесный затомис, аналог России – это Небесная или Святая Русь – огромная пространственная структура, состоящая из множества отдельных городов, природных зон, и иных локаций, связанных со славянским миром.
Д.Андреев достаточно гибок и пишет о том, каждый воспринимает Мир и себя индивидуально и имеет возможность существовать в такой модели мироздания, которая соответствует его внутренним качествам и предпочтениям. Автор не скрывающей своей симпатии к православию, утверждает, что по сути можно развиваться и жить в затомисах - мирах, которые относятся к славянскому ведичеству, или кельтской традиции, или чему-то еще. Не существует лишь одна, «правильная» вера. Такой подход устраняет противоречие, заключающееся в том, что верующий человек, попадая в рай своей веры, неизбежно должен попасть в ад всех других религий.
Среди упомянутых затомисов есть и Асгард – мир языческой северо-восточной Европы, который во многом потерял свои позиции и значение из-за распространения христианства.
У автора достаточно полно проработана концепция Рая – это не статический мир, такой, каким его рисует христианство или мусульманство с небольшим и достаточно простеньким набором наград, что ждёт праведника. Данное описание, часто встречающееся в «околорегигиозной» литературе, многих разочаровывало. Рай же Данилова – это живое и полноценное явление, внутренняя суть которого не оставит человека равнодушным или неудовлетворенным. Рай это огромная совокупность различных миров, которые предоставляют каждой душе то времяпровождения и занятия, которые соответствует ее внутренним предпочтениям и идеям. Можно ничего не делать в мирах отдыха и блаженства, можно творить, любить, помогать другим, путешествовать, или идти по пути воина в других мирах…
Интересно описания Готимны – одного из миров Восходящего ряда. Достигнув этого места, каждая душа получает право на выбор своего дальнейшего Пути. Это очень ответственное и даже судьбоносное решение. Каждый добровольно выбирает свой дальнейший путь эволюции и развития. В других источниках встречается описания этого мира, и из всего многообразия упомяну лишь три возможных выбора – дальнейшая эволюция по линии человека; по линии природных духов; и по линии Дэвов-Ангелов. Но и на каждом из эволюционных Путей, есть различные виды деятельности, такие как Помощь, Творчество, Борьба.
Кроме миров Восходящего Ряда есть и тёмные, демонические миры, и расы, их населяющие, со своими задачами и целями.
Каждый затомис предусматривает несколько зеркальных отражений, миров-локаций, к которым можно относиться как к мирам чистилищ или очищений. Д. Андреев называет их шеолами. Это Аид в язычестве греков-римлян, темная Навь у славян и им подобные места. Основная их функция – это отработка негатива, что каждый человек сам себе заработал. Большая часть умерших на различное время попадает в такие места, прежде чем начать свой Путь по Восходящему ряду.
Огромное количество тонких миров, длинная лестница эволюции, которая всего лишь является маленьким отрезком всеобщего пути. Д. Андреев говорит в основном о Земных мирах, а есть и связанные с нашей Солнечной системой, с Галактикой и дальше, с ещё большими масштабами.
Таким образом, у автора получилась внушительная, исполинская пространственно-временная конструкция с неимоверным разнообразием существ, духов и Сил её населяющих. Всё это соответствует другим источникам, строящим свои модели в соответствии с такими терминами, как Астрал, Ментал и иные Планы.
Безусловно, книгу можно и нужно анализировать и обдумывать, с чем-то не соглашаться, и что-то не принимать. Очень жаль, например, что автор считает славян молодым народом, тонкий мир - затомис которого начал создаваться лишь в первых веках нашей эры. Этот затомис имел неплохой потенциал, интересные культурно-моральные черты, но пришедшее на Русь христианство не дало ему сформироваться, и он остался нереализованным. Также автор не упоминает огромного количество индоевропейских и иных народов, что прекрасно и осмысленно проживали долгое время до прихода христианства и ислама. Хетты, арии, пришедшие в Индию, кельты, франки, семиты, гунны, готы, литовские племена, скифы… И это не говоря про славян, от Северного Океана до Средиземного моря – что же за затомисы были у этих народов? Как протекала их жизнь в тонких мирах?
Обходит вниманием автор и многочисленные цивилизации Земли, следы культурной и архитектурной деятельности которых всё больше находят в настоящее время. Д. Андреев в этих вопросах многое игнорирует и достаточно избирателен, упоминая лишь некоторые затомисы (Атлантиды, Междуречья, Египта).
Но в целом, если смотреть широко и непредвзято, это лишь детали, не особо сильно влияющие на общее впечатление от книги. Да и сам автор упоминал, что это лишь его виденье Мироздание, к тому же не полное в силу некоторых биографических моментов.
«Роза Мира» позволяет вводить в описанную структуру мироздания любые миры. На мой взгляд, не возникнет противоречий, если включить в структуру Небесной Руси Ирий или Китеж-град (возможно, что они и так там есть, просто о них не упоминается).
Д. Андреев конечно не мог представить современного общества. Несмотря на это, новый мир, например крупной онлайн игры, в которой ежедневно «живут» миллионы игроков, также вполне вписывается в его виденье Мироздания.
«Розу Мира» критикуют, причем критика исходит от достаточно известных в наше время деятелей. Но именно этот факт, по моему мнению, и помогает смотреть на «Розу Мира» как на чрезвычайно интересное и внушительное явление России.