Карлос Кастанеда «Сказки о силе», 1974г.
Это четвертая книга из цикла о доне Хуане.
И снова, в этой истории, повторяется всё тоже, что мы видели в предшествующих книгах. Неторопливое, медленное начало. Главный герой, который всё также многого не понимает (как и читатель), сомневается, боится и продолжает делать записи.
Дон Хуан описывает состояние воина и мага, рассуждает о «делание» и «неделанье». Говорит о необходимости уменьшения собственной значимости, стирании личной истории и изменении распорядка дня. Всё это помогает достичь двух важных вещей – остановка внутреннего диалога и контроль снов. В этих двух аспектах герой достиг немалых успехов.
Появляются новые понятия - тональ и нагваль.
Как и раньше, дон Хуан продолжает напускать туман, говорит много и расплывчато, вместо того, чтобы обрисовать суть рассматриваемого предмета. Этот постоянно повторяющийся подход, уже начинает временами раздражать. Конечно, всё это можно объяснить неподготовленностью героя и читателя. Но раздутые на многие страницы общие слова, описывающие якобы неописуемые вещи, как минимум усложняют и перегружают книгу. Благодаря этому я изучал первую половину «Сказки о силе» около двух недель. Она просто не «шла», не читалась. Во многом из-за отсутствия по-настоящему новых идей и частичного «пережевывания» ранее известного.
Но затем, как и в предыдущих книгах, автор резко увеличивает темп рассказа, вносит свежие понятия и мысли. Последнюю треть книги я прочитал за один вечер. И это не случайно. Обилие информации, вновь появившаяся интрига, многочисленные описание магических практик, череда инициаций и посвящений главного героя – всё это по-настоящему цепляло, заставляя попеременно испытывать некое опасение, не-комфортность, смутное узнавание, восторг, и ещё целый «букет» не до конца осознаваемых эмоций.
Дон Хуан проводит последнюю, длительную беседу с главным героем, в ходе которой объясняет свои многочисленные слова и действия, и все те моменты, что мы видели в первых трёх книгах. Сейчас, после комментариев мага, всё это представляется читателю в новом свете.
Ну и конечно концовка. На месте силы собираются главный герой, дон Хуан, дон Хенаро и два ученика последнего – Паблито и Нестор. Дон Хуан говорит, что они, совместно с доном Хенаро, научили своих учеников всему необходимому, и дальше они пойдут самостоятельной дорогой. Им предстоит последнее испытание – полет в тонале и нагвале, и возвращение обратно на Землю, если они захотят и сумеют вернуться.
- Это дверь, - говорит дон Хуан, указывая на северный край вершины. – За ней – бездна. А за бездною – неизвестность!
Главный герой прощается с людьми, миром, говорит слова признательности и благодарности, и вместе с Паблито прыгает со скалы.
Финал истории, как окончании каждой из предыдущих книг, вновь поднимает интерес у читателя, и мотивирует узнать продолжение. Благодаря такому художественному приему, становится ясно, что весь этот цикл не только эзотерическое и оккультное повествование, но и литературно-коммерческий проект.
Впрочем, это не мешает занимать книгам К. Кастанеды то место и значение, что они приобрели у многочисленных читателей и поклонников.