Намасте!
В начале этой заметки, я хочу немного рассказать о своём восприятии такого масштабного явления современного эзотерического мира, как Карлос Кастанеда, цикл книг о Доне Хуане и его учении.
В прошлом я неоднократно пытался начать знакомится с этими книгами (и первую начинал несколько раз и остальные просматривал…) Но вот не шло и всё. И что бы я не делал, внутренний интерес и твердая уверенность, что эту книги надо прочитать, так и не появлялись. С какого-то времени я начал относиться к этому вполне нормально. Значит, пока эти знания мне не нужны. Или я просто не готов их воспринять.
Но вчера я совершенно отчетливо поймал мысль, что настало время для чтения КК. И не откладывая дело в долгий ящик, открыл и начал читать первую книгу «Учение Дона Хуана». Текст воспринимался легко и одновременно глубоко, словно в одной точки времени и пространства сошлись я и эта книга. У меня было замечательное состояние ума, когда новые знания воспринимаешь не субъективно, через призму собственных мнений и устоявшихся шаблонов, а по максимальному беспристрастно. Вот уж действительно, каждому знанию своё время (каждому овощу свой срок).
Несмотря на то, что я прочитал первую книгу достаточно быстро (фактически за сутки) у меня нет ощущения, что я что-то забыл или не заметил. Наоборот, мне кажется, я достаточно полно и объёмно воспринял всё прочитанное.
Ну а теперь пора поговорить о книге:
Карлос Кастанеда «Учение Дона Хуана», 1968г.
Книга написана от первого лица. 1960-й год. Автор, в рамках практики Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, интересуется пейотом (кактусом), с целью изучения эффектов его воздействия на мозг человека. И совершенно неслучайно, на автобусной остановке в штате Аризоне знакомится с Доном Хуаном, стариком из индейского племени яков, который родился примерно в 1891г. и большую часть жизни провёл в Мексике. В течении года автор периодически навещает ДХ в его доме, сходится с ним поближе и в конце концов тот начинает ему доверять и принимает его в ученики. Это происходит 23 июня 1961г. Интересно, что событие автор приурочил ко дню летнего солнцестояния.
Так начинается эта история. Собственно все учение фактически проходит двумя основными путями: через беседы (ДХ рассказывает о предметах силы, союзниках, помощниках, собственном опыте и иных вещах) и через приём галлюциногенных растений (пейота, грибов, дурмана и других).
Увлечение автора такими растениями может вызвать у читателя диаметрально противоположные оценки. От полного одобрения до категорического неприятия. Я же воспринимал этот подход как объективную данность, неотъемлемую составляющую магических практик индейцев и одну из основных особенностей данной книги.
ДХ говорит о том, что у мага есть миллионы путей, и что его путь не хуже и не лучше других. Он может быть лишь ближе (по сердцу) для конкретного человека. И все эти растения служат одной цели – помочь «раскачать» представление человека о себе и окружающем мире, сделать его сознание более гибким и восприимчивым… Впоследствии, когда маг достигнет определенного состояния духа, приём таких растений можно ограничить или вовсе прекратить, так как надобность в них отпадёт.
Как относится к этому, каждый читатель решает для себя сам. Однозначно то, что описанное в книге не имеет ничего общего с современным увлечением человечества различными веществами (которые фактически лишь форма наркозависимости, и мало похожи на действительно серьезные практики). У ДХ приём таких растений, это целый ритуал, с поиском, правильным собиранием, приготовлением и употреблением. Это сложно и даже опасно, и предполагает соблюдение определенных мер безопасности, соответствующего внутреннего настроя, а также помощи и руководства учителя.
Стоит учитывать, что первую книгу написал не маг, и даже не его ученик, а человек, весьма далёкий от таких вещей, и который лишь готовился стать учеником мага (по ходу книги он таки им стал не только на словах, но и на деле). Поэтому многие вопросы, что задает главный герой ДХ, достаточно поверхностны. А большую часть получаемых ответов он не понял вовсе, или воспринял неполно. Здесь, из ответов и действий ДХ, некоторые читатели смогут почерпнуть и узнать больше, чем смог это сделать сам автор.
Но, тем не менее, книга отнюдь не проста. Многое можно осознать, читая между строк, обдумывая и анализируя услышанное.
Основной вопрос, что же эта за произведение (и весь цикл) – художественная литература или серьезное эзотерическо-мистическое описание Пути, каждый решает для себя сам.
В книге автор говорит о том, что путь мага – это путь Человека Знания. На этом пути ждут трудности и даже опасности. И первая из них – Страх.
Эта книга заканчивается тем, что автор сумел отразить нападение женщины-колдуньи, которая охотилась за его душой, а потом признаётся читателям, что не смог победить свой Страх.