Фильм «Я тоже хочу», Россия, 2012г.
Два человека – Бандит и Музыкант встречаются в общественной бане, и Бандит рассказывает историю: между Питером и Угличом есть аномальное, радиоактивное место, с вечной зимой. В центре этой зоны находится «колокольня счастья» - разрушенное строение, которое может подарить пришедшему человеку счастье. На практике это выглядит так: человек просто пропадает из этого мира, и оказывается где-то, где ему будет легко, хорошо и счастливо. Но берут туда не всех, а лишь тех, кто достоин. Остальные, не прошедшие испытания, либо умирают в этой зоне от холода и голода, либо погибают впоследствии от радиационного заражения.
Бандит и Музыкант решают ехать в эту зону в поисках счастья. Попутно Бандит забирает с собой друга – второго бандита по кличке Матвей, а он берёт с собой отца. По дороге к этой компании присоединяется девушка – проститутка.
В дороге герои общаются, и зритель узнает некоторые детали из их прошлого.
Сама зона снята атмосферно. Из лета герои сразу попадают в суровую зиму, едут по разрушенным и заброшенным русским деревням и колхозам. Глубокий снег, трупы замерзших людей, мороз и сумерки – всё это настраивает на определенный лад.
В конце концов, до «колокольни счастья» добираются не все. Один человек умер по дороге, второй решил остаться с ним, похоронить и также умереть. Трое дошли до колокольни, но лишь двоих из них взяли. Оставшийся, в конце концов так же умирает…
Куда попадают «счастливчики» режиссер не показывает. Человек заходит в разрушенную колокольню, сполох света уходящий в небо, и всё… В какой мир попал человек, и в чем там будет заключаться его счастье, зритель додумывает сам.
В общем, в фильме показана интересная мысль: когда в жизни нет смысла, когда всё достало и надоело, когда основная эмоция это безразличие, то люди решаются идти на поиск своего счастья. Да и делать то по сути больше нечего.
Как сказал один из героев ленты Матвей: - всё это туфта, но мне по барабану.
Причем счастье каждый представляет по своему. Кто-то ищет счастье в деньгах, в новом телефоне, в машине, в квартире. Кому-то для счастье нужна семья, дети, внуки… Иные находят счастье в самом движении к цели. Возможно, счастье это жить в гармонии с собой, окружающими и природой. А немногие думают, что счастье не снаружи человека, а внутри, и может заключаться в самом факте существования, в возможностях жить, мыслить, развиваться.
На самом деле это фильм не о счастье, а о поиске смысла жизни. Найдется смысл, и счастье приложится.
Фильм не отвечает на вопросы, он их задаёт.
Думаю, зритель понимает, что достоин или нет, человек пойти через колокольню, определяет он сам, а не безликие Высшие Силы. Если человек понял хоть-что то в своей жизни, сумел подготовиться, настроиться, проделать некую внутреннею работу – его пропустят. Высшие Силы лишь смотрят, проверяют – достиг или нет человек определённого уровня.
А может их и нет, этих Судей? Есть лишь просто некая дверь, и сам человек, всем своим существом, своей жизнью определяет, готов он или нет, пройти в неё?
И если додумать эту мысль, то в конце концов мы выходим на смерть физического тела, подведение итогов и дальнейший Путь.
Фильм временами скучный, и даже тяжелый. Я зашел на несколько форумов, почитал отзывы, и не удивился, что многие люди просто не стали досматривать ленту из-за потери интереса, иным эта история вообще «не пошла» и лишь малую часть зрителей по настоящему «зацепило».
Как итог – непростое кино, которое сможет понравиться незначительному числу зрителей. И даже не так: к этому фильму нельзя применить термин «нравиться/не нравиться». Здесь надо размышлять иными категориями – окончательным впечатлениями, силой эмоций, появившимися мыслями…
П.С. фильм «Я тоже хочу» последняя работа режиссера Алексея Балабанова, скончавшегося в 2013г.