Фильм «Господин Никто», Германия, Франция, Канада, Бельгия, 2009г.
Главный герой – проснувшийся 118-ти летний старик Немо, который называет себя «Никто».
Немо проснулся в далеком будущем. Это время технического, компьютерного и медицинского прогресса. И так уж получилось, что главный герой остался последним смертным человеком на всей планете.
Со стариком «Никто» беседует доктор, который с помощью гипноза помогает вспоминать ему всю прошлую жизнь. Также в палату к Немо приходит журналист и просит рассказать о прожитых годах. Немо начинает свой рассказ…
Оказывается, ещё до рождения, главный герой, сумел не забыть многих интересных и нужных для Души вещей. А впоследствии обнаружил у себя интересную особенность. Он мог возвращаться в свое прошлое, и совершать различные поступки в один и тот же момент своей жизни. Особенно заметные изменения происходили в те времена, когда Немо возвращался в какую-либо точку своей жизни и принимал различные решения в «узловых» моментах своей судьбы.
Таким образом, Немо смог прожить не одну жизнь, а абсолютно все возможные варианты своего жизненного пути. Ребенком он пережил расставание родителей, жил с отцом или матерью, потом был женат или встречался с разными женщинами, имел или не имел детей, был богатым или нищим, умирал, страдал и любил… В одном из вариантов своей судьбы, Немо смог прожить 118 лет и дожить до того момента, с которого начинается фильм.
По сути, режиссер фильма показывает, насколько различной может быть жизнь у одного человека, как совершенно по-разному он может её прожить, и как наши решения создают нашу судьбу. В эзотерике это называется «коридор возможностей» или «коридор судьбы», в границах которого человек может создать свой путь.
Зная раньше то, что мне известно сейчас, поступил бы я тогда по другому?
Сколько развилок судьбы существует в каждом нашем прожитом дне? Иногда мы виним себя за неправильные поступки. Но насколько вообще наши поступки могут быть неправильными или правильными? С чем их сравнивать в своей оценке, от чего оттолкнуться?
Пока выбор не сделан, всё на свете возможно. Так размышляет главный герой. Здесь он говорит, что в данной точки своей жизни мы очутились не просто так, а согласно приобретенной, наработанной судьбе или карме. Но в каждый конкретный момент времени, у нас есть выбор. Совершать те или иные поступки или не совершать ничего.
Мне понравилось, как ответил Немо на вопрос журналиста о том, какая жизнь была лучше: он сказал, что нет лучше или хуже, а все они важны для человека. Продолжая и углубляя эту мысль, добавлю, что ценность жизни не во всяких материальных фантиках и обертках, психологическом комфорте, или радостных эмоциях, а в том эволюционном опыте, что человек смог наработать.
Сама концовка мне не особо понравилась. Немо каким-то образом узнал дату, когда Вселенная перестанет расширяться и начнется обратный процесс – сжатие. Это изменит многое, и что самое главное - время пойдёт вспять, обратно. Именно до этого момента и старается дожить старик Немо.
Честно говоря, мне не понятно, зачем ему всё это? Он прожил массу жизней за свои 118 лет, смог понять много вещей, приобрел серьезный багаж жизненного опыта. Так зачем ему опять возвращаться назад, тем более, если он точно знает, что со смертью физического тела жизнь не прекращается?
Также режиссер фильма не показал, к каким выводам, взглядам и жизненным позициям пришел Немо, прожив так много и так долго. Что он вообще сумел понять за столько лет? Ответов нет, присутствуют лишь воспоминания старика.
Но в целом фильм поднимает интересные вопросы. Я, например, долго находился под впечатлением, вспоминал «узловые» и ключевые точки своей судьбы, размышлял о принятых мною решениях и их возможной вариативности, и как всё это могло обернуться по-другому.
Несмотря на сильное впечатление после просмотра, некая незавершенность или недоделанность в фильме присутствует. Это по настоящему качественное, интересное и полезное кино, но его можно было сделать «ещё глубже».
В любом случае, данный фильм из той категории, что оставляют сильные эмоции после просмотра, мотивируя размышлять или фантазировать.