Намасте!
Варны и касты это разные понятия.
Варны – термин, обозначающий четыре основных сословия древней Индии.
Каста – более мелкое деление в рамках варны. Например, вайшьи это варна, а земледелец каста в составе вайшьев.
Сейчас в Индии насчитывается порядка 3000 каст (появилась даже каста водителей).
Эти термины раньше не были равнозначными, но в современном обществе зачастую стали тождественными.
Варны (с санскрита – качество, цвет)
Брахманы (белые) – просветленные, жрецы, ученые, судьи, законодатели, подвижники.
Кшатрии (красные) – воины и правители.
Вайшьи (желтые) – земледельцы, торговцы, лавочники.
Шудры (черные) – ремесленники, слуги, наемные рабочие.
Также есть еще одна общественная прослойка – Неприкасаемые. Это те люди, кто выпал из своих варн в силу каких-либо причин (чаще всего преступлений или деградаций). Либо те, кто находится на таком низком уровне осознанности, что основными мотиваторами для них являются невежество, привязанность и гнев. Они находятся «на дне» общества.
Историки считают, что варны появились в Индии раньше 1500 г. до н.э.
К сожалению, современный взгляд на варны, как на грубую, «закостеневшую» общественную конструкцию не верен, и более того, не учитывает некоторые факты.
Современная наука даже не догадывается, что разделение на варны являлось земным отражением небесного возраста и эволюции Душ. И соответственно в те времена души воплощались лишь в тех варнах, которые соответствовали их внутренним качествам. Молодая душа, не наработавшая смелость, мужество, честность, самопожертвование, тягу к знаниям не могла воплотиться в семье кшатрия и тем боле брахмана. Таким образом, на варны действовали космические Законы Кармы и Созвучия и Соответствия.
Вторым важным моментом был тот факт, что переход между варнами был разрешен (это отмечают многие брахманы и йоги, в частности П. Йогананда в книге «Автобиография йоги»). Человек, земными поступками доказавший свою нравственную и духовную эволюцию, мог перейти в следующую варну уже в земной жизни. Либо после смерти физического тела, в результате осознания прожитой жизни и наработанной кармы, следующее воплощение могло произойти в более высокой варне. Аналогия – переход из класса в класс в современных школах.
Также рождение в варне рассматривалось как долг, карму и путь развития души через те занятия и обязанности, которые предлагали сами варны.
В те далекие времена варновая система помогала в эволюции отдельных душ, родов и народов.
Конечно, все эти формулировки и тонкости полностью осознавали брахманы, и в меньшей мере кшатрии, и лишь частично вайшьи. Чем ниже был общественный статус человека, тем меньше он знал, и тем больше просто верил, что именно так и надо.
Это была продвинутая и грамотная система. Но с погружение человечества в Кали Югу всё начало меняться, вековые правила нарушаться. Знания стали пропадать, хорошие и правильные традиции забываться. Сначала в варнах стали рождаться души, не соответствующие по качествам своему ближайшему окружению. Такие люди, в последствии, стали совершать поступки не совместимые с достоинством варны.
Потом брахманы запретили эволюционный переход между варнами. Мера, первоначально направленная на сохранение «чистоты» двух высших варн, со временем привела к стагнации и «закостенелости» в обществе.
Представители варн стали выполнять обязанности других сословий. Как пример – семейство Ганди принадлежит к варне вайшьев, а и отец и дочь были премьер-министрами Индии. Должность по определению, исключительно для кшатриев. Но это положительный пример, так как Ганди достигли высокого эволюционного развития, и вполне справлялись со своим долгом.
Негативный же пример – это современно общество, когда в управлении и руководстве государств всё больше вайшьев.