Сосредоточение.
Сосредоточение (самадхи) – это состояние просветления, которое достигается при помощи медитации.
Самадхи переводится с санскрита как «сосредоточение; соединение вместе или слияние; растворение или отождествление».
В состоянии самадхи сознание достигает покоя, так как снимаются все противоречия, и человек начинает видеть истинную природу вещей.
Такое состояние ума достигается при помощи медитативной практики, которая успокаивает и собирает ум в единении. Это необходимо для развития истинной мудрости, которая приходит за счет прямого переживания и прямого познания, а не интеллектуального знания, которое человек получает в виде концепций и идей.
6) Правильное Усилие – Шестая Ступень.
Правильное Усилие – это устойчивое усилие, которое надо прикладывать, чтобы отбросить все пагубные мысли, слова и поступки, и поддержать все благотворные мысли, слова и поступки.
Правильное Усилие (самма-вайяма) также можно перевести как «Правильное Усердие».
Если человек пытается изменить свою жизнь, то старые вредные мысли и идеи, связанные с его прежней жизнью, постоянно пытаются увести его с истинного пути. Поэтому необходимо прикладывать постоянное усилие, чтобы избавляться от плохих мыслей и закреплять в своем уме хорошие мысли, слова и поступки по отношению к самому себе и к окружающим, причем так, чтобы это не вызывало трудностей.
Правильное Усилие называют четырехкратным, так как оно должно одновременно делать четыре вещи:
1) Предотвращать появление негативных состояний ума,
2) Устранять возникшие негативные состояния ума,
3) Взращивать положительные состояния ума,
4) Поддерживать имеющиеся положительные состояния ума.
7) Правильная Внимательность – Седьмая Ступень.
Правильная Внимательность – это постоянная бдительность к тому, что происходит с телом и умом, и правильное осознание их истинной природы.
Правильная Внимательность (самма-сати) также переводится как «Правильная Осознанность», «Правильное Внимание» и «Правильное Памятование».
Практикующий должен постоянно помнить о том, что уже изучено, и правильно осознавать тело и чувства, ум и качества ума как вещи бренные, преходящие и не представляющие ценности. Это позволяет освободиться от привязанности к ним и сосредоточиться на истине.
Правильную Внимательность называют четырехсторонней, так как практикующий должен быть внимательным к четырем вещам:
1) к телу, 2) к чувствам, 3) к состояниям ума и 4) к мыслям.
Практикующий должен держать свой ум в состоянии «голого внимания» – отстраненного наблюдения за тем, что происходит с ним и вокруг него – все суждения и объяснения должны быть отброшены.
Осознанное наблюдение явлений ведет к тому, что человек начинает различать их возникновение и угасание, и со временем сможет увидеть прямым видением «Три характеристики Дхармы»:
1) непостоянство, 2) безличность и 3) страдательность.
Благодаря этому возникает прозрение, и человек освобождается от привязанности к земным вещам и печали по поводу их утраты.
8) Правильное Сосредоточение – Восьмая Ступень.
Правильное Сосредоточение (самма-самадхи) – это медитативная практика сосредоточения ума на каком-либо объекте или явлении.
Практикующий настраивает свой ум на какой-либо объект, пока не достигает полного сосредоточения и состояния медитативной поглощенности – дхьяны. В этом состоянии разум освобождается от загрязнений и человек начинает видеть истинную природу вещей.
Существует четыре дхьяны или четыре степени сосредоточения:
1) в первой дхьяне практикующий направляет ум на объект медитации и удерживает его на этом объекте, при этом он наслаждается радостью чистого мышления и покоем отрешенности от всего земного;
2) во второй дхьяне необходимость удержания ума на объекте пропадает, так как ум достигает состояния внутреннего равновесия, и практикующий испытывает восторг и счастье, рожденные внутренним покоем и единением ума;
3) в третьей дхьяне восторг успокаивается, ум переходит в состояние невозмутимости, и практикующий наслаждается радостью безразличия;
4) в четвертой дхьяне практикующий освобождается от всех чувств и пребывает в состоянии полной невозмутимости и осознанности – он не испытывает ни радости, ни боли.
На последней ступени достигается желанная цель – прекращаются страдания, и практикующий достигает состояния нирваны.