[221x252]
Намасте!
Восьмеричный Путь – это путь, ведущий к прекращению страданий и к достижению пробуждения, который был заново открыт Буддой Гаутамой.
Этот путь помогает увидеть истинную природу вещей, или, другими словами, он помогает человеку осознать, что собой представляет реальность. Этот путь также дает возможность избавиться от жажды наслаждений, злобы и невежества, то есть от трех корней порока, которые присутствуют в уме каждого непросветленного человека.
Восьмеричный Путь представляет собой четвертую из Четырех Благородных Истин. Он состоит из восьми ступеней, осваивать которые надо постепенно. Также он называется Срединным путем (маджима патипада), так как отвергает две крайности:
стремление к наслаждениям и склонность к умерщвлению плоти.
В буддийской символике Восьмеричный Путь обычно представляют в виде «колеса Дхармы» с восьмью спицами, которые означают восемь элементов пути.
Все элементы Пути начинаются со слова «правильный», которое также означает «идеальный» или «совершенный».
Восьмеричный Путь состоит из восьми ступеней, которые объединяются в три группы:
- мудрость,
- нравственность,
- сосредоточение.
Мудрость:
1) правильное видение,
2) правильное намерение.
Нравственность:
3) правильная речь,
4) правильные действия,
5) правильный образ жизни.
Сосредоточение:
6) правильное усилие,
7) правильная внимательность,
8) правильное сосредоточение.
Мудрость.
Мудрость, которую иногда переводят как «распознавание» или «различение», в начале Пути указывает правильное направление к пониманию реальности. Мудрость позволяет развивать качества, необходимые для проникновения в истинную природу вещей. На последней стадии, когда ум развит практиками нравственности и сосредоточения, мудрость приводит к возникновению истинного Знания.
1) Правильное Видение – Первая Ступень.
Правильное Видение – это правильные взгляды на жизнь, природу и мир, которые позволяют их увидеть такими, какие они есть на самом деле.
Правильные Видение (самма-диттхи) также можно перевести как «Правильные Взгляды» или «Правильное Понимание». Это правильный способ рассмотрения жизни, природы и мира, который показывает, как устроена реальность на самом деле.
На первом этапе пути человек должен понять, кто он такой и куда он идет. Новичок начинает с рассуждений о причинах существования человека, о причинах страданий, болезней и старости. Он пытается понять, что вызывает жажду наслаждений, и почему в этом мире так много злобы и невежества. Таким образом, Правильное Видение начинается с концепций и суждений, но со временем, за счет практики Правильного Сосредоточения, этот фактор преображается в мудрость, которая уничтожает пороки ума.
2) Правильное Намерение – Вторая Ступень.
Правильное Намерение – это намерение избавиться от вредных желаний и привязанностей, и полностью посвятить себя духовному пути.
Правильное Намерение (самма-санкаппа) также можно перевести как «Правильное Стремление» или «Правильная Решимость».
Это решимость освободиться от недоброжелательности и не причинять вред другим живым существам. Это решимость освободиться от стремления к наслаждениям, богатству и власти, и посвятить себя духовному поиску.
На первом этапе это волевое решение ученика, который, посмотрев на все сквозь линзу Четырех Благородных Истин, начинает понимать истинную природу реальности и свое место в ней. Со временем, при углублении в практику сосредоточения, стремление к наслаждениям, богатству и власти отпадают сами собой, и дальнейшее продвижение по духовному пути продолжается естественным образом.