Намасте!
Основой буддийского учения являются Четыре Благородные Истины:
1. Благородная истина о страдании,
2. Благородная истина о причинах страдания,
3. Благородная истина о возможности прекращения страданий,
4. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страданий.
1. – Благородная истина о страдании.
Первая Благородная Истина гласит:
«Жизнь есть не что иное, как страдание (Дукха)».
Слово Дукха также переводится как «боль», «горе», «несчастье» и «неудовлетворенность».
Где бы ни находились живые существа, везде их преследуют страдания. Всюду есть старость, болезнь и смерть. Везде есть соприкосновение с неприятными ощущениями и всегда, рано или поздно, возникают ситуации, порождающие боль, неудовлетворенность и отчаяние. Таким образом, буддизм утверждает, что:
Страдание – это неотъемлемая характеристика бытия.
В буддизме страдание изначально, неизменно и сопровождает все проявления бытия.
Нельзя отрицать того, что в жизни есть и приятные моменты, сопряженные с удовольствиями, однако, в буддизме удовольствие не является противоположностью страданию. Напротив, удовольствие включено в страдание, являясь одним из его аспектов. Это объясняется тем, что человек, в принципе, не может достичь состояния полного удовлетворения. Или другими словами, такие состояния мимолетны, ибо любое удовольствие заканчивается, и вслед за ним приходит разочарование. Таким образом, человек постоянно находится в состоянии неудовлетворенности – он стремится к очередной цели, но едва достигнув ее, он в ней разочаровывается и начинает искать себе новую цель. В конце этой бессмысленной погони за удовольствиями всех нас ждет старость, болезни и смерть.
В буддизме страдание свойственно не только человеку, но и всем живым существам: страдают животные, страдают обитатели адов, страдают голодные духи (преты) и даже божества тоже страдают. Короче говоря:
Страдание – абсолютно, а наслаждение – мимолетно и относительно.
2. – Благородная истина о причинах страдания.
Вторая Благородная Истина гласит:
«Причиной страданий является жажда жизни (Танха)».
Слово Танха также переводится как «желание», «влечение» и «страсть».
Именно это влечение к иллюзорным земным ценностям и рождает страдание. Все мы испытываем влечение к приятному и отвращение к неприятному, это влечение порождает привязанность к удовольствиям, которая не может быть утолена – чем больше мы получаем, тем больше нам хочется еще. Постоянное пребывание в состоянии неудовлетворенности рождает страдания. Корнем этой жажды жизни является неведение (авидья), ибо мы желаем того, что не является истинной ценностью.
Существует 3 вида Танхи:
1) жажда чувственных наслаждений,
2) жажда существования (привязанность к жизни как таковой),
3) жажда несуществования (желание покинуть этот мир).
Согласно буддизму все в мире споры, ссоры и конфликты, от самых маленьких семейных ссор до великих войн между странами, возникают из этой эгоистичной «жажды»:
«Мир нуждается и желает, и порабощен этой жаждой» – Гаутама Будда.
Жажда жизни заставляет нас существовать, становиться, расти снова и снова, накапливать все больше и больше – и это является причиной возникновения страданий.
3. – Благородная истина о возможности прекращения страданий.
Третья Благородная Истина гласит:
«При угасании жажды жизни страдания прекращаются (Ниродха)».
Чтобы прекратить страдания, надо устранить их причину – Танху, то есть необходимо избавиться от жажды чувственных наслаждений, жажды существования и жажды несуществования.
Чем меньше мы хотим от жизни, тем меньше наша неудовлетворенность. Большие ожидания всегда приводят к большому разочарованию. Но уменьшение запросов и ожиданий может лишь уменьшить страдания. Чтобы полностью прекратить страдания, надо избавиться от неведения (авидья), которое порождает все наши привязанности. Неведение можно победить только познанием Четырех Благородных Истин, которое дает возможность достичь нирваны – состояния, в котором гасится тройственный огонь жадности, ненависти и невежества.
4. – Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страданий.
Четвертая Благородная Истина гласит:
«Существует путь (Марга), ведущий к прекращению страданий».
Путь, ведущий к прекращению страданий – это и есть благородный Восьмеричный Путь, который был заново открыт Буддой, и который был им до конца пройден.