ВСЕГО ШЕСТЬ СТРОК
История создания простого, с одной стороны, но глубокого по сути и величественного по форме гимна полна любопытных деталей. Очень короткий (всего шесть строк) и с довольно долгой судьбой (находился в официальном статусе с 1833 по 1917 год), он был забыт после Октябрьской революции и если где-то и звучал, то лишь в кино, да и то из уст откровенно отрицательных персонажей.
К созданию гимна в 1833 году подтолкнули в том числе и внешнеполитические предпосылки. Но обо всем по порядку.
Победа в войне 1812 года, прославление Александра I и взлет патриотизма отразились и на тематике стихотворного творчества: образ царя-победителя появлялся не в одной песне и не в одном поэтическом произведении. Например, чрезвычайно популярна была "Песнь русскому царю" филолога-слависта и поэта Александра Востокова, положенная на мелодию английского гимна "Боже, храни короля" (God save the king). И стихотворение "Молитва русских" Василия Жуковского, опубликованное в "Сыне Отечества" в 1815 году, начинавшееся словами "Боже, царя храни!", также воспевало Александра I. Строки прекрасно легли на знакомую мелодию гимна Англии, и с 1816 по 1833 год произведение утвердили как официальный гимн Российской империи.
Когда же текст Жуковского уже был узаконен как гимн, директор Царскосельского лицея попросил лицеиста Сашу Пушкина написать что-либо к пятилетию альма-матер. Тот играючи создал стихотворение "Молитва русских", дополнив строки Жуковского парой собственных куплетов. Из-за того, что "Молитв" оказалось две, впоследствии возникла путаница: одни начали считать, что "солнце русской поэзии" и был автором гимна, другие обвиняли Жуковского в плагиате, что действительности не соответствовало.
К 1833 году ситуация в мире изменилась, и сильно. Договоренности Священного союза (так назывался политический союз европейских монархий, созданный на Венском конгрессе в 1815 году по инициативе Александра I) фактически уже не действовали. И победа России в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, и рост влияния державы в черноморском бассейне и на Ближнем Востоке вызывали в Европе нервное раздражение. Особенно кипятилась Англия.
В итоге накала страстей правительства Англии и Франции заявили о незаконности русско-турецких договоренностей, согласно которым стороны обязывались оказывать друг другу взаимную помощь в случае военных угроз. Англия начала сближаться с Францией. Дошло до того, что член палаты общин, известный радикал, банкир Томас Аттвуд выступил с призывом объявить войну России, предложив поднять против нее в том числе Персию и Польшу, дабы страна "рассыпалась, как глиняный горшок". Под влиянием этого Николай I согласился на новое сближение с Австрией и Пруссией; монархи даже попытались восстановить Священный союз, но затея не удалась. В обстановке не просто нелюбви, а ненависти к России исполнение российского гимна на английскую мелодию показалось государю нонсенсом. Создать оригинальную мелодию к гимну государь поручил князю Львову, хотя некая видимость "закрытого конкурса" была сохранена. Авторы должны были показать роль царя в государственной власти, при этом отразив единство православия, самодержавия и народа. И над созданием гимна работал не только Жуковский, но и поэт Нестор Кукольник.
Композитор Михаил Глинка активно продвигал идею сделать гимном хор "Славься" из написанной им оперы "Жизнь за царя" и очень переживал, что идея не нашла поддержки. В итоге Жуковский сократил свой же собственный текст, причем в нем появилась строка "сильный, державный". В первой версии гимна ее не было, но в тексте лицеиста Пушкина была строка "сильной державой". Так что в некотором смысле "наше все" руку к гимну приложил.
Ну а в смысле мелодии победил всех Алексей Львов – скрипач, талантливый композитор и верный и достойный государев слуга. Он был выходцем из семьи аристократов с музыкальными корнями – отец Алексея Федоровича возглавлял Придворную певческую капеллу. Но, несмотря на музыкальные таланты, князь Львов пошел по военной стезе, затем служил у Александра Бенкендорфа в Министерстве внутренних дел. Участник турецкой войны (1828-1829 гг.) и боев под Варной, Львов в 1832 году стал командиром царского конвоя и был близок императорской семье. Он понимал, как важно создать гимн "величественный, сильный", а к тому же "для всякого понятный", несколько недель вынашивал замысел и написал его затем за несколько минут. Жуковский адаптировал слова гимна уже под готовую музыку.
Да, это получилось изысканное произведение. Указ императора утвердил музыку и слова в статусе официального гимна уже в следующем, 1834 году. А 30 августа (11 сентября) 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге во время открытия Александровского столпа в честь победы в войне 1812 года гимн "Боже, царя храни!" впервые прозвучал перед войсками.
Произведение, имеющее авторов, многими воспринималась как народное. Жуковский, правда, из-за этого не грустил. В письме князю Львову он писал: "Наша (...) работа переживет нас долго. Народная песня (...) останется навсегда живою, пока будет жив народ, который ее присвоил…"