«И на Советской у горкома — трамвай, ещё не скоростной»
(М. Агашина)
Я помню: шаг за угол дома – и две струны уже звенят.
Колесной парой песнь ведома с ветвями-молниями над.
Везде пути. Езжай, как хочешь: Ельшанка, Красный, ЖэБэИ.
Идут трамваи дни и ночи там, где когда-то шли бои.
… Куда теперь девать мой детский сполна оплаченный билет?
Трамвай не ходит по Советской, да и Советской будто нет.
Бидон
Ледяные батареи девяностых.
За водой пройдя полгорода с бидоном,
Сколько вытащишь из памяти заноз ты,
Овдовевшая усталая мадонна?
Треск помех, что скоро станет автоматным –
В телеящике. А тут – свои заботы:
Тормозуху зажевав листком зарплатным,
Коченели параличные заводы.
Набухали кровью свежие границы:
По живому – пьяной ручкой – всё калеча.
И подросшие отличники «Зарницы»
Зазубрили чужестранные наречья.
Только детям все равно, когда рождаться:
В каждой люльке зыбкий мир творится снова.
Сколько раз тебе и петься, и рыдаться,
И основу сохранять, родное Слово?
Мы играли на заброшенном «Чермете»,
В богадельне ржавых башенных атлантов,
И плевать, кого из нас судьба отметит
Обжигающими клеймами талантов.
Мы росли, а небо падало, алея.
Подставляй, ровесник, сбитые ладони!
Вряд ли ноша эта будет тяжелее
Ледяной болванки в мамином бидоне.
Девятнадцать
Девятнадцать угловатых лет назад
Я окончил девятнадцатую школу.
Выпускной был в ресторане «Волгоград»,
Там спиртное втихаря вливали в колу.
А потом встречать рассвет аллеей шли
Между старых стен с портретами героев.
А у Вики старший брат погиб в Шали,
И пропал еще в Кабуле батя Зои.
Стекла выбило в районе по весне:
Газ, как будто. А по слухам – ваххабиты.
Не могла бы нам судьба сказать ясней:
«Живы – радуйтесь! Но помните убитых…»
И взошел на тучной грядке яркий шар,
От корней отяжелев карминным соком,
Блиц-коктейль с полынным палом намешал,
Разметал по амбразурам спящих окон…
До сих пор я вспоминаю жгущий взгляд,
Что насквозь меня просвечивал, алея.
Это было девятнадцать лет назад.
Я не буду округлять до юбилея.
Осень девяносто первого
С красным прощаемся летом, хлюпаем хлябью трясин.
В садике за райсоветом – только скелеты осин.
В телеке мучат гитару, звонко хрустят про уют,
Словно страну в стеклотару в синей авоське сдают.
Сожранный водкой, ржавеет там безработный титан.
Красное коричневеет кровью запекшихся ран.
Всем нам, кто чересполосен, спутавшим деньги с добром,
Платит Иудина осень жухлым своим серебром.
1961
Из экскаваторных ковшей лилась эпоха увертюрой.
И всех апрельских малышей полмира называло Юрой.
Созрел на звездном древе плод. Планета русский изучала...
Не рвать! Не знать!…Что высший взлет – падения начало.
Возвращение
Проехать можно много разных мест –
Вернуться только было бы куда-то:
Могилу отыскать, где старый крест
Весь мир вместил в свои координаты.
Усталый взгляд родительский опять
Почувствовать, как будто в колыбели,
И что-то очень важное понять
В пасхальном песнопении капели.
Павел Александрович Великжанин родился в 1985 году на Кузбассе. Автор книги «В едином свитке». Лауреат и дипломант Южно-Уральской литературной премии (2015), конкурса имени Куприна (2016), премий «Справедливой России» и «Роман-газеты» (2017), обладатель специального приза от Всемпоэзии на фестивале Покровский Собор (2025) и др. Публиковался в журналах «Аврора», «Наш современник», «Роман-газета» и мн.др. Живет в городе Волжском Волгоградской области.