
К началу 1990-х годов в армии Объединенных Арабских Эмиратов назрел вопрос о перевооружении. К тому моменту парк бронетехники уже устарел, и военные требовали новых более современных танков. Учитывая же, что ситуация в этом регионе никогда не была простой, перед руководством страны встала серьёзная проблема выбора. В ОАЭ долго выбирали между американским M1A2 «Абрамс», британским «Челленджер-2» и французским «Леклерком», а решила всё прошедшая в Абу-Даби выставка IDEX-93.
1. В поисках нового танка
Устаревший AMX-30К концу XX века Объединенные Арабские Эмираты задумали кардинально обновить свои бронетанковые войска. Основу парка на тот момент составляли французские AMX-30, которые к тому моменту безнадежно устарели и морально, и технически. Недавняя война в Заливе 1991 года наглядно показала возросшие требования к подвижности, защищенности и к электронной начинке основных боевых танков. Именно поэтому руководство страны хотело приобрести новую военную технику с заделом на будущее.
Неподходящий для пустыни АбрамсНа тот момент выбор стоял между тремя претендентами, которые могли похвастаться использованием современных технологий, мощного вооружения и хорошей защиты. Американцы предлагали M1A2 «Абрамс». Он уже успел доказать свою эффективность в реальных боях, но при этом имел прожорливый газотурбинный двигатель, что вызывало большие вопросы к эксплуатации в песках. Британский «Челленджер-2» позиционировался как эталон защищенности, знаменитый своей непробиваемой броней «Чобхэм», но его подвижность и система управления огнем считались слишком консервативными. Третьим претендентом был французский «Леклерк» — самый молодой и амбициозный танк, обещавший революционную автоматизацию, высокую скорострельность и невиданную для тяжелой машины подвижность. То есть в ОАЭ должны были фактически выбрать определённую школу танкостроения со всеми её преимуществами и недостатками.
2. Демонстрация на IDEX-93
Фото с одной из выставок IDEXДля ОАЭ международная выставка оборонной промышленности IDEX стала настоящим спасением. В отличие от многих других оружейных салонов, главной частью программы стали ходовые демонстрации на специально подготовленном полигоне в реальной пустыне. Именно здесь танки должны были доказать свою состоятельность не на бумаге, а в песках и под палящим солнцем.
Демонстрация техники на одной из выставокИспытания быстро показали сильные стороны и уязвимости техники. В боевых качествах M1A2 «Абрамс» никто не сомневался, но его расход топлива был крайне велик, а газотурбинный двигатель плохо уживался с мелким абразивным песком. Британский «Челленджер-2» сильно уступал конкурентам в подвижности и динамике, но французский «Леклерк» использовал эту возможность по максимуму. На военных специалистов из ОАЭ он произвёл впечатление отличной для танка такого класса скоростью и маневренностью. Самым же большим преимуществом признали его систему управления: экипаж из трех человек, интегрированная цифровая бортовая система и большая скорострельность, которую обеспечивал автомат заряжания. «Леклерк» выполнял сложные маневры на большой скорости и вел точную стрельбу с ходу, не обращая внимания на окружающие его облака пыли. Спустя недолгое время после окончания выставки руководство Объединённых Арабских Эмиратов выбрало именно этот танк за подходящее сочетание качеств и целый набор прогрессивных технологий.
3. Победа «Леклерка», плюшки для ОАЭ
Леклерк для ОАЭКонечно, впечатляющая демонстрация на полигоне IDEX-93 была не единственной и даже не основной причиной для решения в пользу французского танка. Главным преимуществом «Леклерка» была его концепция: с самого начала он проектировался как танк информационной эпохи, где важная роль отводилась системам управления, связи и разведки. Большая степень автоматизации и интегрированная цифровая архитектура бортового оборудования (система управления полем боя FINDERS) сами по себе являются огромным шагом вперёд по сравнению с более традиционными танками. Для ОАЭ, где не жалели денег на армию, это было очень привлекательно.
Танк получил большой пакет модификацийПравда, был ещё один важный момент. В отличие от других претендентов, французская сторона согласилась на создание лицензионного производства танков прямо на территории Эмиратов. То есть это означало создание собственных высокотехнологичных заводов и подготовку национальных инженерных кадров с высокой квалификацией. Для страны это огромный шаг в развитии. Вместе с танками Эмираты получали долгосрочное партнерство, передовые технологии и мощный толчок для создания собственного высокотехнологичного оборонного комплекса.
4. Новый пустынный «Леклерк-Тропик»
Изменения делались в соответствии с требованиями ОАЭОдним из самых важных условий контракта было создание новой модификации базовой модели «Леклерка» для работы в специфическом климате Аравийского полуострова. Французский производитель GIAT (ныне Nexter Systems) не просто поставлял экспортную версию, а целенаправленно разрабатывал новый вариант, получивший название «Леклерк-Тропик» (Tropicalisé) или «Леклерк-ОАЭ».
Двигатель получил дополнительную защитуФактически это была глубокая модернизация, в которую добавили комплексный «климатический пакет» и несколько важных дополнений. Стандартную силовую установку мощностью 1500 л.с. дополнили многоуровневой системой охлаждения с большими радиаторами и отдельным контуром, предназначенным для обслуживания электронных систем. Для защиты от песчаной пыли инженеры разработали инновационную систему воздухоочистки с инерционными сепараторами и двухступенчатыми бумажными фильтрами. С их помощью увеличили время работы между обслуживанием в 2,5 раза по сравнению с базовым танком.
Бронирование улучшилиВооружения это тоже коснулось. Пушку оставили ту же, 120-мм гладкоствольную CN120-26 с автоматом заряжания на 22 выстрела, но внесли несколько важных улучшений. Специально для работы в пустыне в боекомплект добавили новые подкалиберные снаряды с улучшенной баллистикой на больших дистанциях. Систему управления огнем доработали, объединив тепловизор Catherine-QW с независимым стабилизированным панорамным прицелом командира. Среди прочего, это позволило находить и поражать цели на расстоянии до 4000 метров, причём даже ночью и при плохой видимости с песчаной дымкой. В защите тоже произошли большие изменения. На танк установили усовершенствованные бронемодули третьего поколения, разработанные совместно с немецкой компанией Rheinmetall. Новая конфигурация включала комбинированную броню башни с керамикой, боковые экраны с динамической защитой и лобовой лист корпуса.
Вооружение усовершенствовалиПро удобства тоже не забыли. Мощный кондиционер производительностью 7 кВт поддерживал температуру +25°C в боевом отделении даже при +55°C снаружи. Также танк оборудовали навигационной системой SAGEM Sigma-30 с лазерными гироскопами для работы при полной потере видимости.
Леклерк-ТропикНовенький «Леклерк-Тропик» получил многочисленные доработки и почти превратился в совершенно новую модель. При этом он сохранил ходовые характеристики базовой модели, а его выживаемость в пустынной местности повысилась до беспрецедентных пределов. Как показали проведённые испытания, ресурс его ходовой части увеличился на 40% по сравнению с европейскими аналогами, если сравнивать при таких же условиях эксплуатации.
Французский танк «Леклерк» считается одним из самых совершенных ОБТ, с хорошей защитой, впечатляющей подвижностью и современным оснащением. Правда, внедрение
многочисленных технологий превратило его в весьма дорогую игрушку, и только несколько стран вообще отважились его приобрести.