![]() Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» — комедия, которая нравится всем. Кинолента разошлась на цитаты, а актеры, исполнившие главные роли, порой ассоциируются с их киношными персонажами. Кажется, что фильм сделан идеально, как говорится, ни убавить, ни прибавить. А ведь на самом деле царя мог сыграть другой актер. А некоторые сцены с Натальей Крачковской были вырезаны. Да и вообще, на площадке произошло немало курьезных ситуаций. Все начиналось с самогонного аппарата![]() Машина времени была создана на основе самогонного аппарата Леонид Гайдай очень долго выбирал нужный материал для работы. Наконец, он оказался на спектакле в Театре киноактера. Название было "Иван Васильевич", а для сценария выбрано произведение Михаила Булгакова. Постановщик воспользовался им как фундаментом для своего фильма, внес обновления и усилил смешные моменты. Гайдай был в восторге. Было решено снимать фильм. Сам съемочный процесс и события за кулисами были такими же захватывающими, как и сама кинолента. Особого внимания заслуживает создание невероятного устройства — машины времени. Чтобы все было идеально, режиссер обратился к научным сотрудникам за поддержкой. Они собрали механизм, который выглядел скромно, напоминая скорее панель управления или вычислительную машину с выключателями. Для кино этого было мало. Тогда скульптор Вячеслав Почечуев решил попробовать свои силы. Он черпал вдохновение из короткометражного фильма Гайдая "Самогонщики", где был показан аппарата для самогона. Для устройства машины он сделал отдельные ее части из стекла. Результат оправдал все усилия — выглядел «переместитель» просто отлично. ![]() Наряд для героини Натальи Селезневой сшил Вячеслав Зайцев Процесс кинопроизводства стартовал с динамичной сцены погони за персонажами Жоржем Милославским и домоуправом Буншей. Локацию выбрали в Ростове Великом, где кремль привели в идеальный вид после свежей реставрации. Вообще места для натурных съемок выбирались очень тщательно. С такой же скрупулезностью подошли создатели и к изготовлению костюмов, идеально отразивших стиль одежды шестнадцатого века. Кстати, несколько нарядов перешли из классической картины Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" в новую ленту Гайдая. А для пошива авангардных нарядов Селезневой и Кустинской пригласили неизвестного, но талантливого дизайнера Вячеслава Зайцева. Кто не стал царем![]() На роль Ивана Грозного был выбран Юрий Яковлев Леонид Гайдай видел идеального исполнителя роли Ивана Грозного в Юрии Никулине. Но талантливый актер отклонил предложение. Возможно, он сомневался в успехе проекта или не желал перевоплощаться в такого героя. Стартовали пробы исполнителей. Среди претендентов выделяли Евгения Евстигнеева и Георгия Вицина. Основная трудность состояла в необходимости естественно смотреться сразу в двух ролях — свирепого правителя и слабовольного домоуправа. В результате постановщик определился: царем будет Юрий Яковлев. Артист поделился с режиссером своими размышлениями о роли, требующей различного подхода для каждого образа. Он предложил Бунше разговаривать невнятно, скороговоркой, с шепелявостью, в то время как Иван Грозный должен был говорить мощно, раскатисто, с рыком в голосе. Такой подход сделал его игру интересной и гармоничной. При подготовке к съемкам исполнитель черпал вдохновение в образе Николая Черкасова из кинокартины Эйзенштейна о царе Иване Грозном. Однако актер добавил монарху человечности, что ярко проявилось в сцене с магнитофоном, транслирующим композицию Высоцкого. Любопытно, что этот отрывок актер специально записал на бобину. А вот роль Жоржа Милославского досталась Леониду Куравлеву не сразу. Перед ним пробу проходил Андрей Миронов. Продумывая образ симпатичного мошенника, Куравлев часто вносил предложения и обсуждал с режиссером различные интерпретации эпизодов. Артистами, которых утвердили без проб, стали Александр Демьяненко и Наталья Селезнева — полюбившийся аудитории дуэт. Ранее у Гайдая они воплощали романтическую пару молодых людей — Шурика и Лиду в прекрасной комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». В новом фильме Александр и Наталья сыграли ярко и достоверно, зрители были в восторге от неловкого изобретателя и его экстравагантной жены. Противостояние цензуре![]() Цензуре не понравилась свободная поза Пуговкина Картина столкнулась с суровой цензурой, из нее удалили около 177 метров кинопленки. Большое количество эпизодов вызывали нарекания, режиссеру приходилось защищать почти каждый кадр. Иногда попытки защитить картину оказывались плодотворными — сцену сохраняли. К примеру, момент первой встречи режиссера Якина с монархом в квартире Шурика. Некоторых цензоров возмутило исполнение Пуговкина — сидя в свободной позе, с ногой на колене и размахивая тростью, он был похож на Ивана Пырьева, которого коллеги прозвали Иваном Грозным за его тяжелый характер. К счастью, нашлись сторонники Гайдая. К примеру, Григорий Чухрай подчеркнул, что эпизод забавный, а аналогии с образами — вымысел. Фрагмент оставили. Эпизод с Натальей Крачковской и Юрием Яковлевым на балконе многоэтажки, следующий за знаменитой репликой царя "Лепота!", не попал в заключительный вариант монтажа. Но причина была не в цензуре. Крачковская испытывала сильнейший страх высоты и не смогла перелезть через балконные перила, что сделало сцену неубедительной. Это случилось потому, что Гайдай пообещал растянуть внизу специальный гамак, но своего обещания не сдержал. Крачковская едва не упала вниз, когда запаниковала, увидев, что гамака нет. Оператор успел схватить ее за руку и втащить на балкон обратно. Выражения, ушедшие в народ![]() После выхода на экраны фильм очень быстро растащили на цитаты Популярные выражения из ленты — "Царь, очень приятно, царь", "Я требую продолжения банкета!", "Граждане, храните деньги в сберегательной кассе!" , «И тебя вылечат» — продолжают широко использовать в наше время. Большинство реплик создавалось коллективными усилиями. Гайдай понимал необходимость оперативной съемки, и потому предоставлял исполнителям свободу для импровизации. Но он запрещал смеяться, чтобы не разрушить комический эффект. Режиссер считал, что если кто-нибудь засмеется во время съемок, хохота в кинозале не будет. Хотя были сомнения, что картину выпустят на экраны, фильм появился в прокате в 1973 году. И вот уже пять десятилетий развлекает публику и остается одним из самых любимых. Многие фильмы Гайда подвергались жесткой цензуре, и могли бы не появиться на экранах, если бы не вмешательство Леонида Брежнева. ![]() |