• Авторизация


Почему советские Ту-95 до сих пор остаются на вооружении России. 28-11-2025 05:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!





Бомбардировщик на 100 лет

Советский стратегический бомбардировщик Ту-95 был создан ещё в первой половине прошлого столетия. Однако, несмотря на почтенный возраст. эта машина остаётся на вооружении России. В эпоху реактивной сверхзвуковой авиации старенький турбовинтовой «Медведь» выглядит по меньшей мере архаично. Тем более, что у России есть куда более современные Ту-160. Почему же в этих условиях страна не спешит отправлять 95-е на свалку истории?

Сначала были лишь Ту-4.
Сначала были лишь Ту-4

На момент начала 1950-х годов у Соединённых Штатов уже имелась в распоряжении не только атомная бомба, но и вполне представительный воздушный флот специальных бомбардировщиков-носителей атомного оружия. Хуже всего, что речь на тот момент шла уже не только о дальних бомбардировщика типа В-29, но и о новейших межконтинентальных В-36 на турбореактивной поршневой тяге. В Советском Союзе собственная атомная бомба появилась в 1949 году, однако парком подходящих машин для доставки «толстушек» страна Советов похвастаться на тот момент не могла. Всё, что имелось в распоряжении СССР – это бомбардировщики Ту-4, бывшие нелицензионными копиями американских В-29. И, хотя такие самолёты всё ещё были лучше, чем ничего, достичь североамериканского государства по ту сторону Тихого океана или Атлантики они не могли.

Новый самолёт требовался срочно.
Новый самолёт требовался срочно

Таким образом СССР и США оказались в неравноценной ситуации. Советский Союзе хотя и получил атомную бомбу, де-факто был лишён возможности угрожать ей Америке. В то время как США в теории смогли бы бомбить Союз даже стремительно устаревающими В-29 благодаря возможности дислокации последних в странах Западной Европы или Японии. В 1950 году началась война в Корее, которая быстро и красноречиво продемонстрировала всем участницам конфликта: «классическая» поршневая авиация, в частности бомбардировочная, более не имеет никаких перспектив. Развитие авиации должно было выйти на принципиально новый уровень. А именно, стало очевидно, что для бомбардировщиков обозримое будущее лежит за газотурбинными установками. К этому выводу одновременно пришли конструкторы по обе стороны Атлантики.

К разработке приступили в 1951 году.
К разработке приступили в 1951 году

Поэтому уже в начале 1950 года Соединённое Штаты принялись сворачивать эксплуатацию В-29 и В-36, одновременно форсировав работы по новейшим газотурбинным В-47 и В-52. Не щёлкали клювом и в Советском Союзе. Несмотря на сопротивление Туполева, который считал создание подобного самолёта невозможным из-за низкой экономичности существующих двигателей и слабой изученности флаттера больших стреловидных крыльев, работы по проекту всё-таки начались. Справедливости ради, Туполев в споре со Сталиным приводил весьма веские доводы как авиаконструктор, однако ситуация складывалась такая, что ничего другого кроме как идти на риск уже не оставалось. Поэтому Сталину и министру авиационной промышленности Хруничеву пришлось оказать давление на конструктора. К работе над новой машиной была привлечена целая сеть конструкторских бюро. Так, помимо туполевского ОКБ-156 в работе привлекли ОКБ-23 Мясищева. В то время как двигателем для перспективного трансполярного бомбардировщика занимались специалисты ОКБ-276 Кузнецова.

Машина нового класса.
Машина нового класса

Первый полёт новейший бомбардировщик с турбовинтовым (разновидность газотурбинного) двигателем совершил в ноябре 1952 года. Следующие несколько лет машину доводили до ума. Наконец, в 1954 году Ту-95 пошёл в серийное производство, а ещё спустя два года первые три десятка бомбардировщиков официально заступили на вооружения Советского Союза. С тех пор и по сей день Ту-95 остаются на вооружении России, пускай, и в модернизированном виде. На сегодняшний день самолёт продолжает нести боевое дежурство в качестве модели Ту-95МС приспособленной для выполнения задач воздушного ракетоносца. Что интересно, «Медведь» является единственным в мире турбовинтовым стратегическим бомбардировщиком, выпускавшимся серийно. За годы советской власти было построено свыше 500 бомбардировщиков Ту-95 всех моделей и модификаций. Как минимум 6 из них были переделаны в противолодочные самолёты на базе оригинальной конструкции. А кроме того, Ту-95 выступил в качестве прототипа для гражданского самолёта Ту-114.

До сих пор в строю.
До сих пор в строю

После распада СССР значительная часть Ту-95 была отправлена в Россию. Оставшиеся самолёты или оказались на свалке, или были превращены в памятники. На сегодняшний день у федерации остаётся на вооружении ещё 58 таких машин. Все они продолжают нести боевое дежурство вдоль границ России и стран НАТО. При этом списывать в утиль старые машины в ВВС федерации не спешат. Совершенно очевидно, что старенькие «Медведи» прослужат верой и правдой ещё не один год, а скорее всего и не одно десятилетие. Возможно, самолёт даже встретит своё столетие оставаясь на боевому дежурстве! Что интересно, даже американские эксперты не считают, что Ту-95 место в музее или на свалке, несмотря на почтенный возраст. А причин тому ровным счётом две.

Прослужит и 100 лет.
Прослужит и 100 лет

Первая – позитивная. Советский Ту-95 всё ещё остаётся вполне годной воздушной пусковой платформой для запуска крылатых ракет. Причём не только с ядерным оружием, но и с вполне себе конвенциональной осколочно-фугасной боевой частью. При этом модернизированные Ту-95 можно похвалить за достаточную надёжность и что немаловажно – экономичность. Вторая причина, почему «Медведь» остаётся на службе – негативная. На сегодняшний день замены этому «артефакту» советской эпохи просто нет. Учитывая, что осталось этих самолётов меньше 60, России стоило бы всерьёз задуматься как минимум о возобновлении производства. Конечно, у федерации есть другой стратегический бомбардировщик-ракетоносец – красавец Ту-160. Однако, эта машина, во-первых, занимает другую тактическую нишу. А, во-вторых, Ту-160 ещё меньше по причине большей дороговизны и технической сложности. Не считая прототипов у России, есть лишь 27 «Белых лебедей».

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Почему советские Ту-95 до сих пор остаются на вооружении России. | дедушка-разбойник - Мы - Русские, с нами Бог! | Лента друзей дедушка-разбойник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»