
Речь пойдет о легендарном самолете У-2, который верой и правдой служил народному хозяйству СССР и успешно воевал в Великой отечественной войне. Маленький неприхотливый самолет первым получил прозвище «кукурузник», а уже после него так стали называть не менее прославленный Ан-2. Чем интересен У-2, и какие факты о нем не слишком известны?
1. Первоначально У-2 проектировался как учебный самолет
Ряд самолетов У-2 для обучения летчиковРазработкой занималось бюро Николая Поликарпова, который и раньше проектировал учебные самолеты. Для аппарата был специально создан новый двигатель М-12 мощностью 100 л.с. Так в 1927 году появился легкий биплан У-2 (По-2), который производился с 1928 по 1953 годы, став самым массовым серийным самолетом такого типа за всю историю авиации. За это время было построено 33 тыс. У-2.
Поскольку У-2 в первую очередь предназначался для обучения летчиков «с нуля», то конструкция его была самой простой и надежной. Получился практически неубиваемый аэроплан, который отлично проявил себя в самых разных отраслях. Убедившись в удачной конструкции и надежности машины, в дальнейшем учебный У-2 стали дооснащать оборудованием под различные задачи.
2. Самолет, который не входит в штопор
У-2 физически не мог войти в штопорПрекрасные летные качества У-2 проистекали из его гениальной конструкции. Это простой биплан, верхние и нижние крылья которого могли взаимозаменяться, так как имели одну конструкцию. В открытой кабине размещались друг за другом инструктор впереди и курсант летного училища сзади. Шасси самолета не убиралось, но при этом колеса можно было заменить лыжами в зимнее время года.
Двигатель У-2 заводил перед полетом техник, который раскручивал лопасть винта вручную.
Особенности конструкции Поликарпова обеспечивали отличные летные характеристики. Биплан мог максимально развить скорость 120 км/час, подъемная скорость не превышала 90 км/час. Сам по себе У-2 не умел входить в штопор – этот маневр мог сделать пилот только преднамеренно. Да и то на выходе из штопора самолет начинал планировать и легко приземлялся.
3. «Кукурузник» У-2 был построен из дерева и ткани
У-2 был построен из очень легких материаловНебольшой самолет длиной 8,17 метра и с размахом крыльев 11,4 метра был очень легким (655 кг) благодаря применяемым в его строительстве материалам. Каркас прямоугольного фюзеляжа был из древесины сосны, для сочленений применялись клей, гвозди и шурупы. Передняя часть фюзеляжа обшивалась фанерой и оклеивалась льняным полотном, сзади фанерной обшивки не предусматривалось. Поверх ткани самолет был покрыт несколькими слоями лака эмалита.
Отсек для мотора был сделан из легкого и тонкого дюралевого листа. Крылья также представляли собой деревянные каркасы, обшитые полотном с эмалитовым покрытием, стойки – дюралевые трубы. Все это делало У-2 чрезвычайно легким и управляемым аппаратом, который было очень трудно повредить даже неопытному летчику, впервые оказавшемуся за штурвалом.
4. Самолет садился и взлетал откуда угодно
У-2 часто привлекался для сельскохозяйственных работ Самый массовый биплан СССР отличали прекрасные взлетно-посадочные характеристики, благодаря которым он не нуждался в особых условиях для приземления или взлета. Легкий и послушный, он садился на небольших аэродромах, мог сесть или взлететь даже с неприспособленных участков.
Благодаря неприхотливости У-2 на протяжении многих лет трудился на сельскохозяйственных работах – распылял химикаты и удобрения, забирал заболевших геологов с труднодоступных участков, доставлял почту и грузы на Крайний Север. Для разбега или посадки ему требовалась совсем небольшая полоса, а в случае необходимости и с установкой лыж У-2 мог сесть на воду или снег.
5. «Небесный тихоход» У-2 был героем в годы войны
Советский биплан готовят к вылетуПосле вторжения немецких войск многочисленные гражданские У-2 стали переделывать под военные цели и строить новые модификации. Появились легкие штурмовики, ночные бомбардировщики, самолеты связи. В задней части кабины стоял пулемет для отражения атак с хвоста.
Из-за того, что биплан летал на малых скоростях, он также передвигался на низких высотах, что очень затрудняло военные задачи скоростным и технически оснащенным немецким истребителям. У-2 летали практически над верхушками деревьев, где немцы не могли их обнаружить своими средствами ПВО или догнать, рискуя зацепиться за кроны. Если Мессершмидт гнался за У-2, то советский летчик просто сбрасывал скорость до минимума, а немецкий самолет «сваливался» на землю.
6. У-2 активно применялись в ночных бомбардировках
На У-2 порой работали женские экипажиСоветский биплан не мог свободно летать днем, так как сбить его с земли можно было очень легко даже автоматной очередью – ведь кукурузник был сделан из фанеры. Зато ночью У-2 мог развернуться вовсю. Он в основном работал как ночной бомбардировщик или разведчик и самолет связи в прифронтовых зонах.
Важной задачей самолета были беспокоящие врага внезапные налеты, когда незаметно подобравшиеся к немецким позициям У-2 сбрасывали фугасные бомбы или вели пулеметный обстрел. С небольшой высоты наведение на цели было очень точным, а уход в темноте –быстрым и относительно безопасным. Немцы прозвали У-2 «Железным Густавом», а иногда презрительно называли «русской фанерой». Однако неприятностей неуловимый У-2 доставил им немало.
Поначалу боезапас у У-2 был небольшим, но конструкторы быстро доработали самолет, и он стал брать до 250 или 300, а иногда и до 500 кг бомбовой нагрузки. Летчики за ночь делали до 12-14 боевых вылетов на немецкие позиции. К 1943 году было сформировано 70 авиаполков У-2, в том числе женский полк «Ночные ведьмы», которые не хуже мужчин героически сражались с немцами.
7. Биплан связывал партизан с Большой землей
Самолет задействовали для транспортировки людей и грузов в районах Крайнего СевераМаленький самолет с негромким звуком мотора, который мог приземляться и взлетать с любой лесной поляны, стал незаменимым помощником партизанских отрядов, воевавших в тылу у врага. У-2 доставлял провизию и оружие, эвакуировал раненых, вывозил из оккупационной зоны детей и взрослое гражданское население.
На самолете сбрасывались разведгруппы и диверсионные отряды для работы в тылу. Также У-2 летал, проводя разведку расположения сил вермахта, обеспечивал связь и перевозку командного состава Красной армии.
8. Для У-2 нашлась работа и после войны
У-2 в советские времена был многофункциональным самолетомПо окончании ВОВ бипланы часто переоборудовали, внося изменения под уже сугубо гражданские цели. Выпускались и новые самолеты различных модификаций. В У-2АП, предназначенном для сельхозмероприятий, кабина пилота была выдвинута вперед, а в центральном отсеке поместили большой аэрораспылитель на 250 кг для ядохимикатов и удобрений.
Выпускался самолет У-2 для санавиации, в его фюзеляже помещался отсек с носилками. Небольшая партия была произведена в формате гидросамолета, были варианты с закрытой кабиной летчиков. У-2 остается настоящей легендой советской авиапромышленности, тружеником и героем.
Интересно также узнать про
турбовентиляторный ЯК-42: особенности и характеристики советского лайнера.