

Ни один самолёт не появляется на пустом месте, их создание предваряет долгая и кропотливая работа, а также множество экспериментов и смелых начинаний. Правда, некоторые из подобных проектов кажутся совсем уж экзотическими на вид, а на деле оказываются ещё более необычными. С полным правом к таким можно отнести экспериментальный самолёт XF5U, в котором удивительно буквально всё: и внешний вид, и назначение, и принцип работы.
Летающая лепёшка, которая могла изменить авиацию

Схематичное изображениеКогда на аэродроме ВМС США в конце сороковых годов появился экспериментальный XF5U, его облик вызвал недоумение даже у тех, кто привык к инженерной экзотике. Сплюснутый, почти плоский фюзеляж с огромными винтами по бокам напоминал нечто среднее между фантазиями о летающих тарелках и ожившей иллюстрацией из комиксов о будущем. Впрочем, за этим комичным фасадом скрывалась вполне серьёзная задумка, родившаяся в голове Чарльза Циммермана, инженера, который ещё в тридцатых годах всерьёз увлёкся идеей создания самолёта, сочетающего достоинства автожиров и обычных истребителей. Его подход заключался в том, чтобы использовать фюзеляж в качестве единой подъёмной поверхности, а огромные винты должны были не только тянуть машину вперёд, но и обеспечивать устойчивость при взлёте и посадке с крайне коротких полос.

Экспериментальный самолёт XF5UНа первый взгляд может показаться, что такая концепция рождалась в отрыве от здравого смысла, но тогдашние инженеры искали нетривиальные решения для флота, который нуждался в универсальных самолётах, способных взлетать и садиться на ограниченном пространстве. Потребности ВМС США росли, поэтому от авиации требовалась гораздо большая гибкость и готовность к действиям в самых нестандартных условиях. Именно в таком контексте Циммерман представил свою «летающую лепёшку», рассчитывая, что его детище сможет заменить сразу несколько типов боевых машин и занять место на авианосцах и десантных судах нового поколения. Инженер считал, что новый аппарат сэкономит пространство без потери боевых возможностей, взлетая при этом почти с любой платформы, будь то лёгкий авианосец или специальная плавучая база. Это выглядело как заманчивое решение для флота, который всё чаще сталкивался с задачами поддержки десанта и действий в прибрежной зоне, где использование традиционной палубной авиации было связано с серьёзными ограничениями.
Аэродинамика вопреки здравому смыслу

Вид у него был очень странныйСхема XF5U смотрелась непривычно, но её аэродинамика была проработана до мелочей. Фюзеляж плавно переходил в широкое крыло, образуя почти сплошную подъёмную поверхность с закруглёнными краями, что снижало потери на лобовое сопротивление. Винты с лопастями большой площади устанавливались на концах корпуса, и они не просто создавали тягу, но и обдували всю поверхность, помогая сохранить управляемость на минимальных скоростях. По мнению создателя этого экспериментального самолёта, XF5U должен был взлетать с коротких полос, а потенциально с рядом доработок он наверняка получил бы возможность для вертикального взлёта. Впрочем, испытания в полной мере этого так и не подтвердили.

XF5U даже не был похож на привычный самолётВинтовая группа, соединённая сложной трансмиссией, была крайне сложной, её конструкция оказалась очень рискованной, а работа – потенциально нестабильной. Интересно, что на стендах вся эта система работала как часы. Для того времени идея создания истребителя с коротким разбегом и способностью вести бой на малых скоростях казалась логичной альтернативой тяжёлым палубным машинам, требующим длинных катапульт и просторных палуб. XF5U должен был стать и разведчиком, и перехватчиком, и штурмовиком. По своей сути он представлял собой многоцелевой самолёт для ближнего боя в прибрежных районах.

XF5U вызывал много споров даже среди военныхКроме того, инженеры пытались решить ещё одну нетривиальную задачу — добиться высокой эффективности при манёврах на малых скоростях и одновременно обеспечить стабильность на больших высотах. Именно в этом заключалась особенность концепции Циммермана, ведь классические самолёты сталкивались с проблемой недостаточной управляемости в зонах перехода от горизонтального полёта к пикированию или манёвру на малой скорости. XF5U, по расчётам конструкторов, должен был уверенно чувствовать себя в этих режимах, сохраняя возможность быстро набирать высоту и уходить от противника даже в ограниченном пространстве боя.
Между мечтой и реальностью: провал проекта

Главная особенность - необычная формаНесмотря на оригинальность и теоретические преимущества, XF5U так и не вырвался за рамки прототипа. Его пытались довести до состояния полностью работоспособного прототипа, но в процессе столкнулись с большим количеством технических проблем, таких как вибрация огромных винтов или перегрузка конструкции. Сложная трансмиссия добавляла веса и требовала регулярного обслуживания, а в условиях флота это оборачивалось повышенной уязвимостью и затратами на эксплуатацию. Пока инженеры пытались справиться с неимоверным количеством технических трудностей, в небо уже поднимались первые реактивные истребители. После этого представления о воздушном бое поменялись очень быстро и очень радикально, а проект экспериментального самолёта XF5U на этом фоне устарел ещё до первого полёта.

XF5U разработали в трёх модификацияхКогда проект официально закрыли, XF5U стал предметом для домыслов и слухов. Ходили истории о том, что лётный образец так и не поднялся в воздух и был сожжён прямо на авиабазе, чтобы не достался потенциальному противнику. Впрочем, большая часть этих рассказов не имела под собой фактической почвы, а реальная судьба прототипа была куда более прозаичной — он был списан и разобран, оставшись в памяти как одна из самых странных страниц в истории американской авиации. Стоит отметить, что даже внутри самого флота отношение к XF5U было неоднозначным: часть офицеров воспринимала проект как пустую трату ресурсов, в то время как другая видела в нём предвестника новой эпохи воздушной войны с минимальными требованиями к инфраструктуре.
Наследие «лепёшки» в небесах XXI века

Самолёт даже смогли поднять в воздухИдеи Циммермана всё-таки не растворились без следа в архивах. Его концепция интеграции подъёмной силы в фюзеляж и управления на низких скоростях оказалась востребованной в новых VTOL-проектах. Прямыми наследниками этой философии можно считать Harrier, а в более поздние годы и F-35B, у которых компактность и манёвренность стали ключевыми характеристиками. Конечно, техническое исполнение и подходы изменились, но принцип и технический подход остались теми же.

Во время испытанийСегодня XF5U воспринимается скорее как технический курьёз, но без подобных попыток авиация не знала бы таких прорывов, как переход к полностью интегрированным многоцелевым платформам. Летающая «лепёшка» Циммермана стала отличным напоминанием о том, что новые решения редко рождаются в рамках стандартных схем и привычных форм, а инженерный поиск всегда идёт на грани между здравым смыслом и кажущейся безумной фантазией. XF5U — это пример того, как даже провальные на первый взгляд проекты могут послужить катализатором для будущих технологических прорывов.
Серийные самолёты – это уже готовый продукт, но их появлению предшествуют многочисленные эксперименты и создание
экспериментальных самолётов, удивительных по своему внешнему виду и конструкции.Источник