Порт – сердце любого приморского города. Это ворота в город. Порт может рассказать очень многое о его истории и характере. Сочинский Морской торговый порт – не исключение.
Здание, которое является визитной карточкой Сочи – это Морской вокзал. Его можно увидеть на всей сувенирной продукции: тарелках, магнитиках, кружках, футболках.
Вглубь моря от здания протянулась саблеобразная линия волнореза. Сегодня акватория Сочинского порта делится на две зоны. Одна из них – зона мелководных причалов: здесь швартуются суда маломерного флота. В глубоководной зоне останавливаются крупнотоннажные пассажирские судна.
История строительства Морвокзала.
С трудом можно поверить, что вплоть до 30-х годов XX века в Сочи не было своего порта. Долгое время суда швартовались в русле речки Сочи.
Причалы предназначались для каботажных судов, но конструкция их имела недочеты и периодически подвергалась разрушению во время штормов.
В итоге чаще здесь швартовались только небольшие парусные суда. Летом они заходили в Сочи всего несколько раз в неделю, оживляя жизнь тихого города, каким был Сочи тогда. В зимний период навигация практически прекращалась.
Большие суда вставали на рейд только в хорошую погоду. Оттуда на шлюпках пассажиров доставляли на берег. Если же штормило, то они шли дальше, в поисках благоприятного места, откуда пассажиров по берегу привозили бесплатно до места назначения.
В начале XX века Сочи становится модным курортом, чему во многом способствовала Первая Мировая война. Тогда русские курортники лишились возможности выезжать в традиционные места отдыха в Европе.
Встала острая необходимость строительства порта. Но возможностей для этого в то время не было, а дальше случилась революция.
Все изменилось в 1930-х годах. В это время Сочи превращается в большую всесоюзную стройку. В городе и пригородах появилось более 30 оздоровительных учреждений. Из провинциального морского городка его превращают в шикарный современный курорт для советских граждан.
Новому курорту требовался новый порт, способный обеспечить регулярное морское сообщение и качественное обслуживание пассажиров.
В это время строится двухсотметровая пристань на сваях. Появляются подъемники, склады, временное здание пассажирского павильона.
В 1934 году образуется Сочинское управление морского флота, которое развивает местные и пригородные пассажирские перевозки.
Война прерывает этот процесс на несколько лет. Работы возобновились лишь в 1947 году. Строительство сочинского порта и морского вокзала продолжается ударными темпами. Были построены Северный и Южный молы.
В 1948 году было завершено строительство начатых еще до войны нескольких причалов. В это время в порт начинают заходить иностранные круизные лайнеры. Городу срочно нужен по-настоящему красивый и производящий впечатление порт.
И вот наконец в декабре 1955 года состоялось торжественное открытие Морского вокзала, возведенного в стиле "сталинский ампир". В его отделке использованы дорогие материалы. О центральном здании поговорим в отдельной теме.
Сочинский Морской порт начинает принимать суда под иностранными флагами. Тем самым он превратился в южные парадные ворота Советского Союза.
Сюда заходили круизные суда, прибывали туристы из социалистических и капиталистических стран. Здесь принимали лидеров различных государств и высокопоставленные делегации.
В конце 1980-х за год порт принимает 850 круизных и рейсовых пассажирских судозаходов, Морской вокзал – до 2 000 пассажирских судов.
Первые годы перестройки Сочинский морской порт работал стабильно и с прибылью. Ситуация резко ухудшилась в лихие 90-е. Прекратилась работа круизных лайнеров на Крымско-Кавказской линии.
Из-за отсутствия финансирования были свернуты работы по реконструкции Морского вокзала. В несколько раз уменьшились объемы грузоперевозок, значительно сократился пассажиропоток. Порт начал терпеть убытки.
В ходе приватизации Сочинский порт был акционирован в составе Новороссийского морского пароходства, став с 1992 года филиалом ПАО "Новошип". Благодаря этому пароходству удалось быстро совершить мощный рывок, став одним из крупнейших перевозчиков нефти и нефтепродуктов, войдя по тоннажу танкеров-продуктовозов в первую десятку крупнейших судоходных компаний мира.
Из Сочи были организованы постоянные паромные линии в турецкие порты Трабзон и Стамбул. Грузовые причалы принимали импортные овощи, цитрусовые, продовольствие, строительные материалы, отправляли на экспорт лесоматериалы, металлолом, полиэтиленовую крошку.
Но годовые объемы были небольшими, необходимы были преобразования. Невостребованные и убыточные суда были проданы или списаны на металлолом, уволена почти половина сотрудников порта. В 1997 году было создано открытое акционерное общество "Сочинский Морской торговый порт".
В последующие годы было завершено строительство международного пассажирского терминала, оборудован паромный комплекс, благоустроена прилегающая к порту территория. В 2003 году порт Сочи вступил в Ассоциацию средиземноморских круизных портов "MEDCRUISE" – некоммерческую организацию, объединившую 65 круизных портов Средиземного, Черного и Красного морей из 18 стран мира.
В ноябре 2006 года с целью разработки совместных проектов по возрождению круизного судоходства на Черном море порт Сочи стал членом "BASPA" (Ассоциация портов Черного и Азовского морей).
В ходе подготовки к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году были проведены значительные работы по реконструкции и модернизации порта.
Был построен новый пассажирский терминал с пропускной способностью 1200 пассажиров в час, стоянка для яхт на 200 мест и несколько административных задний. Порт стремится стать лидером круизного пароходства на юге России и круизным центром на Черном море.
Продолжение следует.