Александр Николаевич Скрябин (25 декабря 1871 (6 января 1872), Москва — 14 (27) апреля 1915, там же) — выдающийся русский композитор и пианист. Его творчество принято рассматривать как стоя́щее совершенно особняком, хотя с точки зрения композиторской техники оно может быть сближено с Новой венской школой. Остро стоявшую перед композиторами того времени проблему «недостаточности», «узости» тональности Скрябин решает по-своему, усложняя до предела гармонию. Одновременно желаемой выразительности он добился, введя в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.
[показать]
Ноктюрн для скрипки и фортепиано
Константин Бальмонт - «Эльф»
Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское - бемоль -
Изображали поцелуи и боль.
Журчали справа малые затеи.
Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.
Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.
И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.
1916
Симфония №2
Его творчество — одно из самых замечательных явлений музыки начала XX столетия. Смелый художник-новатор, он создал целый мир новых, глубоко своеобразных образов. Для их воплощения он нашел исключительно яркий, оригинальный музыкальный язык, расширивший выразительные возможности музыкального искусства.
Музыка Скрябина властно увлекает и захватывает слушателя страстностью высказывания, героически-волевым пафосом, огромным накалом выражаемых ею чувств. Когда приходится говорить о некоторых особенно характерных для Скрябина музыкальных образах, невольно напрашиваются такие определения, как «ослепительный», «лучезарный», «пламенный»... И не случайно одно из центральных его творений носит название «Прометей. Поэма огня». В античном мифе о титане Прометее, осмелившемся ради блага людей похитить у богов небесный огонь, воплотилась идея героического подвига-дерзания. С «прометеевским» началом Скрябин связывал представление о неустанном стремлении к активной деятельности, борьбе против косности, застоя, к преодолению препятствий. Стремлением этим была пронизана вся его творческая жизнь.
Но есть еще и другая сторона творческого облика Скрябина, не менее для него характерная. Это область проникновенной лирики, чуткая передача тончайших оттенков душевных переживаний, часто связанных с впечатлениями природы. Сочетание предельно острых контрастов — титанических «прометеевских» дерзаний и утонченнейших лирико-психологических состояний — является неотъемлемой чертой художественной индивидуальности композитора. Образам величаво монументальным в музыке Скрябина противостоят образы нежные и хрупкие, порой изысканно причудливые.
В истории музыки Скрябин занимает в некоторых отношениях особое, в своем роде единственное место. Будучи гениальным музыкантом, он, однако, не удовлетворялся своим назначением быть только музыкантом — композитором и пианистом. Скрябин стремился подчинить свое творчество осуществлению грандиозных задач, выходящих за пределы музыкального искусства. Страстный мечтатель-романтик, он жил утопической идеей об обращении через музыку, неразрывно слитую с другими искусствами, ко всему человечеству, с тем чтобы средствами художественного творчества способствовать наступлению некоего фантастического мирового переворота...
Художник, с огромной силой запечатлевший в своем искусстве некоторые стороны современной ему действительности, сочетался в Скрябине с ограниченным мыслителем-идеалистом. Свойственные ему идейно-эстетические противоречия отражали сложность исторической обстановки эпохи первой руской революции 1905 года и кануна Великого Октября. Атмосфера назревающей революции породила и тот пламенный подъем, который восхищает нас до сих пор в лучших скрябинских произведениях, и мечту композитора об искусстве, обращенном ко всем народам, и даже более того — к человечеству в целом. Вместе с тем он не избежал воздействия идеалистических философских идей, связанных с этой бурной эпохой ожесточенной политической и идеологической борьбы. Однако эти воздействия не сыграли определяющей роли для его творчества: художник оказался несравнимо выше ограниченного мыслителя. Искусство Скрябина продолжает жить и волновать пришедшие после него новые поколения. Непосредственный отклик и посейчас вызывает тот мощный потенциал жизненной энергии, солнечной радости, мужественной воли и утверждения света, который несет в себе его музыка.
Как справедливо писал Г. В. Плеханов, «творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим».
Чтобы лучше понять все действительно ценное в музыке Скрябина, необходимо знать основные факты его жизни, творческой и идейной эволюции.
Интересный факт
Юрий Николаевич Александров — учёный, автор 20 книг и более 100 статей по истории, архитектуре и топонимике Москвы — сообщил занимательный факт: квартира, в которой сейчас находится музей Скрябина, не была его собственностью — композитор регулярно продлевал арендный договор с домовладельцем на 1 год, причём расчётной датой всегда был конец года, «… но в 1914 году Александр Николаевич предложил домовладельцу заключить договор не как обычно до 31 декабря 1915 года, а только до мая. На недоуменный вопрос хозяина он ответил, что некий голос свыше подсказывает ему, что именно так надо поступить. И действительно, 14 [27] апреля 1915 года великий музыкант скончался»
[показать]Флигель усадьбы Лопухиных-Волконских-Кирьяковых, в котором родился А.Н. Скрябин. Угол Хитровской площади и Хитровского переулка. сер. XVIII в. — нач. XIX в.) — Главный дом — доходный дом (сер. XVIII в., 1878 г., 1900 г.) Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 г.)
Л. П. Щетинина, мать А. Н. Скрябина
Скрябин в детстве
Скрябин с отцом (1883)
В. И. Сафонов
М. К. Морозова — меценат А. Н. Скрябина
Вера и Александр Скрябины
Александр Скрябин и Татьяна Шлецер в Брюсселе, 1909
Во многих монографиях и мемуарах второй жене А.Н.Скрябина — Татьяне Шлёцер — отведена незавидная роль. Большинство считало ее «злым гением» великого композитора, увлекшим его на ложный путь в искусстве.
Но сам гений был иного мнения:
— Мне нужна была именно такая, как Татьяна Федоровна, чтобы я погрузился всвой мир,— признавался он ближайшему другу Леониду Сабанееву.
В письмах к своей истинной жене и возлюбленной, к своей музе он был еще более откровенен:
— Я так благодарен тебе, мое звездное, за те лучи, которые исходят от тебя и постоянно врачуют мою душу.
Если бы не ты, мог бы я вынести хотя один день такой идиотской жизни!
Как быть, кому верить? Молве, друзьям, недругам или все-таки самому композитору, который за время жизни именно с Татьяной Шлёцер создал все то, что и поныне заставляет признавать его гением?
История их любви представлена в самом искреннем из возможных человеческих документов — в письмах. Здесь нет места измышлениям биографов и музыковедов. Только Он и Она, Их любовь и Мир, созданный им благодаря Ей и во славу Ее — Вечно Женственного начала.
Роль женщины — возбуждать к творчеству… Женщины — это пассивная часть, это «материя» — они нас вдохновляют, но они же и тянут вниз... Ведь женщины — ближе астралу и дальше от духовного плана...
Под этими парадоксальными тезисами в равной степени могли бы подписаться как женоненавистники, так и сластолюбцы. Но принадлежат они тому, кого нельзя назвать ни тем, ни другим, — русскому композитору Александру Николаевичу Скрябину. Его загадочная музыка была не только смыслом, но и точным отражением его жизни.
Я опять поднят необъятной волной творчества на такую высоту! Я задыхаюсь, я блажеснтвую, я дивно сочиняю... Я для тебя пишу, моя дорогая радость! ты оценишь каждый изгиб моей безумной фантазии...
Татьяна Шлёцер
Александр Скрябин и Татьяна Шлёцер на берегу Оки 1912 год
:Татьяна Шлёцер с детьми: Ариадна, Юлиан, Марина (на руках). лето 1912
Вдова А.Н.Скрябина Татьяна Фёдоровна Шлёцер-Скрябина с детьми: Ариадной, Юлианом и Мариной. Москва 1918
Дети А. Н. Скрябина: Юлиан, Марина, Ариадна, ок. 1913 года
[показать]
В числе сочинений Александра Николаевича Скрябина — 3 симфонии (1900, 1901, 1903-1904); симфоническая поэма «Мечты» (1898); для фортепьяно — 10 сонат, 9 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы.
[показать]
27 апреля 1915 года в самом расцвете сил и таланта Скрябин умер от общего заражения крови.
...Пустяк, нарыв на верхней губе, инфекция, которой Скрябин так боялся. Странная смерть, как наказание за гордыню, за попытку превзойти Творца. Разве он не помнил, как обошлись с Прометеем боги Олимпа?
Ему было сорок три года.
На смерть великого композитора откликнулась вся русская и мировая музыкальная общественность.
Вячеслав Иванов писал:
Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный, у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней…
Москва. Новодевичье кладбище
Серия сообщений "ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ":ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫЧасть 1 - Счастье – это дорога. / Классическая музыка в обработке - альбом.
Часть 2 - Эдвард Григ | Завоевавший русские сердца.Послушайте...не пожалеете.
...
Часть 22 - Куклы-балерины от Тоннер с оригинальными костюмами по балету Д. Баланчина "Щелкунчик" (фильм-балет и музыка из балета "Щелкунчик"-альбом)
Часть 23 - Музыка на выходные | Гении классической музыки - 4 альбома (Вивальди, Дебюсси, Моцарт, Чайковский)
Часть 24 - Гении - Мистерия жизни Александра Скрябина (1872 - 1915) | "Жизнь в любовном треугольнике" (2 видео и муз. произведения)
Часть 25 - Альбом "Шедевры русской классической музыки "
Серия сообщений "ПЛЕННИЦЫ СУДЬБЫ":Женские судьбыЧасть 1 - Фаворитка Людовика ХV - Жанна Пуассон (маркиза де Помпадур) | Интересные факты из жизни.
Часть 2 - Диана де Пуатье | Муза-возлюбленная-наставница.
...
Часть 40 - Пленницы судьбы: Натали Палей - Княжна из дома Романовых. | "Она была самым красивым оружием в мире" - Серж Лифарь
Часть 41 - Последняя из рода Юсуповых. | "Сияние" - Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861 — 1939). В память на 152-летие.
Часть 42 - Гении - Мистерия жизни Александра Скрябина (1872 - 1915) | "Жизнь в любовном треугольнике" (2 видео и муз. произведения)
Часть 43 - Последняя из династии Тюдоров. | Елизавета I (1533 — 1603), Добрая королева Бесс, Королева-дева — королева Англии и королева Ирландии.(2 х/ф и д/ф)
Часть 44 - История женщины с портрета Giovanni Boldini. | Клеопатра Диана де Мерод - французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.