Сама программа по созданию F-22 - это большой, даже правильнее сказать, ЛЮТЫЙ win американского концерна Lockheed. Дав в своё время взятку ВСЕМ начальникам штабов в США, которые составляют костяк NORAD и влияют на решения всей американской оборонки, "Локхиды" убили сразу всех зайцев - "вырубили" себе выгодный правительственный заказ, обеспечили себя и свои предприятия на целые годы вперёд. Сама же подоплёка к созданию самолёта пятого поколения была проста: нужно было что-то, что превосходило бы русских и было первым в мире по всем показателям. "Раптор" стал самолетом, в котором реализованы следующие принципы самолётостроения: полёт на сверхзвуке без использования форсажной камеры, малозаметность, летные характеристики (такие как скороподъёмность, радиус действия и т.д). Безусловно, с точки зрения полётных характеристик "Раптор" хорошо, однако, что толку от такого самолёта, если применять своё вооружение он не может? Скромный набор огневых средств "Раптора" для поражения наземных средств противника таков: две бомбы GBU-32 по 450кг или восемь бомб GBU-39 по 113кг каждая. На этом всё. В силу концентрации на стелс-технологиях "Раптор" был лишён серьёзной бомбовой нагрузки, а "заправка" боеприпасами "под завязку" не позволяет, ВНИМАНИЕ, размещать ракеты воздух-воздух. Безусловно, можно разместить ракеты воздух-воздух на внешних узлах подвески, но тогда самолёт пятого поколения легким движением руки превращается в самолёт поколения 4++, а то и вовсе, четвертого.
Однако, невозможность полноценного использования "Раптора" в современных реалиях в полной мере ощущается тогда, когда... комиссия сената США по вооружениям начинает выяснять, против каких целей может применяться F-22. Недавний доклад руководителя службы перспективных проектов Lockheed Martin Джима Харриса говорит о том, что применение F-22 может быть эффективно только против стран, далее цитата: "Стратегические объекты которых защищены системами ПВО второго поколения." Простыми словами это звучит так: F-22 может летать над каким-нибудь Ираком, Ливией, у которых на вооружении старые системы ПВО типа советской С-75. Однако, против С-300/400 (и подавно С-500) F-22 бессилен. Специалисты концерна "Ростех" уже в 2012 году доказали на выставке "Рос. Вооружение", что новые системы, которыми уже оснащаются полки С-300 и С-400, гарантированно засекают F-22 едва ли не за тысячу, а поражают за 500 километров.
"При всех своих уникальных качествах, F-22 не может использоваться в современных условиях войны" - таков вывод комиссии сената по вооружениям, который приводит портал "JANES". Американский эксперт в области перспективных вооружений Джей Гарольд Симмонс в своём письме комиссии по вооружениям приводит следующие слова: "Прошу Вас пояснить, как вышло так, что самолёт, на который потрачено 80 млрд долларов не может выполнять возложенные на него задачи."
В свете выхода более дорогого и еще более сложного истребителя F-35, который по стоимости проекта может легко тягаться с лунной программой США, про F-22, уже устаревающий в техническом отношении самолёт, начали вскрываться разного рода неприятные подробности. В частности, WikiLeaks в марте 2015 "слил" в сеть данные о "боевом" патрулировании "Рапторов" на территории США. Оказалось, что процент отказа двигателей во время тренировочных полётов был близок к 40, а общий уровень морально-психологической подготовки пилотов для этого самолёта вообще пугает: у 3х из 10 пилотов была выявлена острая медикаментозная зависимость.
Неприятный вывод, к которому после долгих аудиторских проверок пришли федеральные эксперты, навестившие одну из авиабаз США на Гавайях, потряс руководителей ВВС США: "Рапторы смогут эффективно выполнять полёты еще два-три года." Авиабаза ВВС США Хикэм, что на Гавайях, одной из первых подверглась внезапной проверке состояния "Рапторов". Поднятые по тревоге истребители показали втрое большее число ошибок и критических "сигналов" системы, чем во время запланированных полётов. После целого ряда проверок специалисты Lockheed сделали вывод, что F-22, несмотря на длительную эксплуатацию действительно нуждается в доработке... и попросили на это дело у американских властей еще 15 ярдов зелени. Таким подходом, пожалуй, можно удивить кого угодно, но не Пентагон. К счастью, в Вооруженных Силах США еще находятся здравомыслящие люди. В частности, таким человеком является командующий ВВС США Дебора Ли Джеймс, которая заявила на сенатских слушаниях буквально следующее: "Если силами компании Lockheed не будет предложено устраивающего ВВС варианта модернизации истребителя вплоть до 2016 года, то в 2018 году мы будем вынуждены принять решение о снятии самолёта с боевого применения, патрулирования и любого другого использования в военных целях в виду его неэффективности."
Утилизация, "Рапторов", фактически стартовала. В первую очередь потому, что у США попросту нечем заменить эту уникальную во многих отношениях боевую машину. Стремительно дорожающий F-35, который пытаются из хирургического лазера превратить в универсальный топор войны, вряд ли сможет заменить всю истребительную авиацию в США, а учитывая тот факт, что помимо истребительной авиации в США назрел кризис и в нише штурмовой авиации (самолёт А-10 снимают с вооружения и замены ему в данный момент нет.). Брешь в авиационной промышленности военного назначения США такова, что все имеющиеся самолёты пятого поколения уже сейчас заведомо не смогут выполнить возложенных на них задач. И грядущая "утилизация рапторов" в этом провале - только начало. "Косяки", которые обнаружились в "Рапторе" спустя долгие годы эксплуатации грозят всей программе истребителя пятого поколения полным забвением. Ситуация с американским чудом инженерной мысли до того серьёзная, что еще пару лет, и "Раптор" будет эффективен разве что на красивых фотографиях и небольших авиашоу внутриамериканского масштаба.
Так что же получается? Хвалёное пятое поколение боевых самолётов оказалось пшиком? Тем паче что ходят слухи что и с отечественным Т-50 далеко не всё слава Богу, прежде всего по причине цены: реальные поставки в армию могут оказаться в разы ниже заявленных, да и заявленных-то хватило бы всего на неделю реальной войны (и то в лучшем случае). Почему всё так плохо?
Ну да, конечно, проклятые капиталисты наживаются... все мы помним сколько стоит сиденье для унитаза в американском стратегическом бомбардировщике (кто не помнит - в далёкие 70-е оно стоило 500 портретов американских президентов, кому не лень - можете пересчитать на сегодня с учётом инфляции). Но не только, увы, не только... Похоже, изрядная доля вундерфавельности была заложена в самолёты 5-го поколения изначально, ещё на этапе ТЗ, если не раньше. Слишком уж противоречивые требования, слишком завышенные параметры, слишком... всё слишком. Как результат - F-22 обогнавший своё время на века. Хорошо, не на века, на десятилетия. А что значит обогнавший время? Это значит что сейчас его в принципе невозможно довести до ума. Нет нужных материалов, технических решений, технологий, программного обеспечения. Не изобрели ещё. Конечно, по ходу работ что то напридумывали, но... Вот именно.
Есть знаете ли разница между опытной разработкой и серийной моделью. У нас тоже есть самолёт поколения 5+++ - знаменитый "Беркут" от КБ Сухого:
Но он, к счастью, в серию не пошёл, зато на нём отработаны многие и многие решения, применяемые ныне в серийных машинах. И хорошо применяемые. А сколько, после проверки и здравого размышления, ни в какую серию пускать не стали? Вот то-то и оно! А теперь представьте себе, что всё это отрабатывать на серийных машинах? Что получится? F-22. Или F-35. Со всеми вытекающими, в том числе и по цене.
Есть и ещё одна причина, общая для всех вундервафель: когда хотят сделать уберлеталку, которая будет абсолютно неуязвима, абсолютно всё сметать на своём пути, летать выше и быстрее всех... получается... вот то что получилось. Применимое только против зулусов, в крайнем случае Ливии. Потому как противник с равным технологическим уровнем тоже не дремлет и предпринимает что-то для противодействия. И это что-то всегда оказывается дешевле той самой уберлеталки.
В качестве намёка: Советский РПГ-7 60-х годов выпуска до сих пор остаётся одним из самых эффективных противотанковых средств. Даже против самых современных и навороченых убертанков. Думаю если взять фауст-патрон 45-го года выпуска, он отстанет от РПГ-7 только в силу эргономики. Намёк понят?