Настоящая казачка, комсомолка, комиссар и председатель колхоза. Она воплотила на экране трагическую судьбу русской женщины в XX веке и вошла в число наиболее выдающихся актрис мира. Неповторимая Нонна Мордюкова.
Нонна Мордюкова родилась в казачьем краю и характер имела соответствующий. Бойкая, с детства закаленная заботами сельской жизни и военного времени, она всегда сохраняла жизнерадостность и рано научилась справляться с трудностями.
Будучи старшим ребенком в многодетной семье, Нонна была вынуждена взять на себя львиную долю труда по воспитанию двух братьев и троих сестер, так как отец был военным и месяцами отсутствовал, а мать целыми днями трудилась в колхозе.
«Когда была еще совсем маленькой, уже приходилось тяжело работать наравне со взрослыми: воду таскать, за скотиной смотреть. А потом сестры да братья пошли один за другим, вот и потаскала я их на закорках, понавытирала соплей, понянчила вдоволь», – вспоминала актриса.
Настоящий казачий характер Мордюкова проявила и во время своего поступления во ВГИК. Она с детства мечтала играть в кино и ещё в школе написала письмо актеру Николаю Мордвинову, спросив у него, как выучиться на киноактрису.
Мордвинов ответил, что для начала надо окончить 10 классов, и рассказал про ВГИК. Но в чем состоят вступительные испытания Нонна не знала. Окончив школу, она на товарном поезде отправилась в столицу, и когда предстала перед приемной комиссией, то удивилась от вопроса «Что вы будете читать?» – подготовить вступительную программу Мордюкова не догадалась.
Она заревела, но твердо решила не отступать. Положение спасла преподавательница, предложив абитуриентке рассказать какой-нибудь случай из собственной жизни. Тут-то Мордюкову и спасла малая родина. «У нас с этим делом хорошо обстоит: где чего присочинить, прибрехнуть — пожалуйста, «фольклор» идет вовсю, под орех разделают любого», – вспоминала она позднее.
Девушка рассказала несколько случаев из жизни родной станицы, и сделала это так, что вся приемная комиссия покатывалась от хохота. Мордюкова же прошла в следующий тур, а затем успешно поступила во ВГИК – сразу и почти без подготовки, по-казачьи, с наскоку.
«Молодая гвардия» [645x]
В 1947 году, когда Нонна Мордюкова училась на втором курсе ВГИКа, режиссер Сергей Герасимов отобрал её на роль комсомолки Ульяны Громовой в экранизации романа Фадеева «Молодая гвардия». Это была первая работа начинающей актрисы в кино, и она моментально прославила Мордюкову на всю страну, принесла ей Сталинскую премию – одну из высших наград в СССР.
Мордюкова создала на экране образ комсомолки, героически боровшейся с фашизмом – один из основополагающих символов советской цивилизации. И для нескольких поколений советских зрителей она была прежде всего той самой Улей из «Молодой гвардии».
«После выхода первого фильма, - вспоминала Мордюкова. – Мама ходила с высоко поднятой головой, ни одного сеанса не пропускала, а потом открытки мои, которые по всему Союзу продавали, столько накупила, чтобы всем дарить, и гордо говорила: «Это моя дочка!».
Однако такой громкий и быстрый старт имел и отрицательные последствия. Мордюкова настолько срослась с образом Ули в глазах режиссеров, что потом почти 5 лет не снималась вовсе, даже второстепенных и проходных ролей ей никто не давал. Окрыленная легким успехом, актриса тяжело переживала вынужденную безработицу, но не опустила рук.
Сильная независимая женщина [645x]
Основным амплуа для зрелой Мордюковой стал образ сильной женщины, вынужденной взять на себя проблемы, которые раньше считались типично мужскими. К примеру, в фильме «Простая история» актриса играет председателя колхоза Сашу Потапову – прямую и жесткую, но справедливую женщину, потерявшую на войне мужа.
Сценарий картины писался специально под Мордюкову, и она участвовала в процессе, внося свои коррективы. Тем более, что жизнь председателя колхоза Нонна представляла себе отлично, ведь именно председателем работала её мать, многие черты характера которой также нашли место в образе Саши Потаповой.
Фильм «Простая история» очень точно отразил военную и послевоенную ситуацию в СССР, когда мужчины были выкошены войной и роль женщины приобрела особое значение, вот только роль эта была почти всегда трагической.
«Под гребешок война уровняла миллионы женских судеб, особенно жестоко она прошлась по тем, кто не познал в те тяжкие годы ни любви, ни материнства, ни крепкого плеча мужа. До сих пор видятся мне картины, как рыдают молодые казачки, как идут они рядом с конем, на котором уезжает муж или жених на фронт, и не могут отпустить стремени. Я видела, как они получали похоронные, и помню, как никто не вернулся с войны. И эти красавицы в недоедании и вечном труде как-то слишком быстро обветрились, ссутулились и, не успев в зеркала взглянуть, состарились да так и по сей день еще живут. Нашли свое забвение в труде да в заботах. Кто велел мне посвятить им свое творчество? Не знаю. Так получилось», – писала актриса в своих мемуарах.
Сильная женщина в исполнении Мордюковой появляется и во многих других фильмах. Например, в знаменитой картине «Комиссар» (которая, прежде чем выйти на экраны, 20 лет была под запретом) она играет Клавдию Вавилову – комиссара Красной армии времен гражданской войны.
В «Они сражались за родину» Нонне досталась эпизодическая роль суровой донской хозяйки, оставшейся без мужа. В «Бриллиантовой руке» мы видим в исполнении актрисы комичный вариант того же, в общем-то, типажа сильной и независимой женщины – управдома Варвару Сергеевну Плющ. Впрочем, Мордюковой пришлось играть роль сильной женщины не только на экране, но и в собственной жизни.
В отношениях с мужчинами Мордюкова всегда была лидером. И в центральном любовном сюжете своей жизни – романе с Вячеславом Тихоновым – она исполнила главную и тоже по-своему трагическую роль влюбленной, но нелюбимой женщины.
Позднее она сама удивлялась, как это их угораздило сойтись – как будто «занесло на одни квадратные метры с двух далеких планет». В этом странном союзе актриса винила себя: «Я во всем виновата, только я одна. Он ведь ко мне совсем не испытывал интереса, а я, завороженная его красотой, своим желанием, напором своим закружила ему голову. Он, бедный, загорелся, да тут я поняла, что он мне активно, трагически не нужен. Но ребенок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить. Вернее, не жить, а мучиться, ни ему домой не хотелось идти, ни мне».
После расставания с Тихоновым в жизни Мордюковой было несколько мужчин, но ни с кем из них отношения у актрисы не сложились. Сильная женщина раз за разом выбирала слабых мужчин: «У одного все печатная машинка на одной странице пять лет была заправлена, другой, как присказку, каждый день повторял: «Тебе хорошо, ты известная артистка», – признавалась Мордюкова в своих интервью. И с горечью добавляла: «Как мне надоело слышать, что я сильная. Да мягкая я, как воск, только надежной мужской руки не встретилось».
Несмотря на раннюю славу и всеобщее признание, актерская судьба Мордюковой складывалась непросто. Главных ролей у неё было совсем немного, а по-настоящему значительные можно пересчитать по пальцам.
Впрочем, это не помешало Мордюковой войти в первую двадцатку самых выдающихся актрис XX века по версии британской энциклопедии «Кто есть кто». Основу мировой славы составила роль Клавдии Вавиловой в фильме «Комиссар».
Картина была запрещена больше 20 лет, а её режиссера лишили права на профессию, но когда наступила перестройка, сохранившаяся копия фильма все-таки вышла на экраны и собрала более полутора десятков наград на фестивалях по всему миру. Многие киноведы считают роль Клавдии Вавиловой наиболее выдающейся работой Мордюковой.
Но долгие годы актриса жила от одной небольшой роли к другой, и кроме прочего показала себя как необыкновенно талантливая характерная артистка. Как только Мордюкова появлялась в кадре она моментально приковывала к себе внимание камеры и независимо от времени, отведенного ей на экране, оставалась в памяти зрителей.
Мордюкова была настоящей королевой эпизода, а многие фразы, сказанные её героинями, ушли в народ и остаются частью нашего постсоветского бессознательного. Мы до сих пор регулярно убеждаемся, что управдом – «друг человека», и в булочную наши люди на такси как не ездили, так и не ездят.
Актер и режиссер Ролан Быков отводил Мордюковой уникальное место в советском кинематографе: «Считаю ее гениальной актрисой. Восхищаюсь красотой русской мадонны. Она и есть — самая что ни на есть настоящая звезда отечественного неореализма, взлетевшего на экран в далекие 50-е. Если уж сравнивать, то я бы назвал ее нашей Анной Маньяни.
Говорят, уровень актерского дарования определяется по числу смен состояний внутри кадра. Нонна, точно так же, как Маньяни, способна переходить от смеха к слезам, от гнева к беззащитности, и снова к смеху… сквозь слезы. И все это живая жизнь, которую не смонтируешь. Живая стихия».
Мать – ещё один архетипический образ, который воплотила на экране Нонна Мордюкова. И это неудивительно, ведь даже внешностью своей она походила на знаменитый символ с плаката «Родина-мать зовет!».
Мы можем увидеть Мордюкову в роли матери в фильмах «Комиссар», «Русское поле», «Трясина», «Родня», «Мама». Причем в большинстве картин с Мордюковой образ матери был трагическим. В «Русском поле» от героини уходит муж, а сын погибает на учениях. В «Трясине» мать пытается спасти единственного оставшегося сына от войны и толкает его на дезертирство, что обрекает их обоих на отчуждение. В «Родне» мать не слишком удачно пытается наладить жизнь собственной дочери.
К сожалению, и в жизни Мордюковой сюжет её собственного материнства закончился трагически: единственный сын, который также был актером, умер от сердечной недостаточности, вызванной болезненным влечением к алкоголю и наркотикам. Актриса долго и трудно переживала его смерть, и символично, что последней крупной работой Мордюковой в кино стал фильм «Мама».
Русская баба
В конечном итоге, за всеми образами Мордюковой стоит простая русская женщина из народа, та самая, которая коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. Этот некрасовский тип женщины актриса продемонстрировала не только в своих киногероинях, но и в знаменитой роли русской бабы, которую сыграла в социальной рекламе в рамках «Русского проекта».
В самом известном ролике – «Дай вам Бог здоровья» – Нонна Мордюкова и Римма Маркова играют простых русских женщин, всю свою жизнь работающих на железнодорожных путях. Всего за полторы минуты на экране разворачивается настоящая драма, в которую умещаются и сиюминутная ссора двух русских баб, и целая их жизнь – полная трудностей и страданий, завершается же история примирением и надрывным исполнением народной песни «Ехал казак по чужбине».
В другом видео всё те же бабы, захваченные очередным выяснением отношений, неожиданно оказываются перед железнодорожным эшелоном – солдат везут на чеченскую войну. И в свете нависшей над молодыми ребятами смерти женщины моментально забывают о собственных проблемах.
В этих социальных роликах во многом именно благодаря Мордюковой удалось соединить классический образ «некрасовской женщины» с острой социальной проблематикой 90-х.