сквер Тампль
Перед фасадом мэрии 3-го парижского округа, разбит уютный сквер Тампль. Прогуливаясь мимо озерцов и прудиков в частоколе японского тростника, с трудом представляешь себе, что на месте зеленого скверика высилась грозная цитадель Тампля (Храма) — генерального капитула ордена тамплиеров, обосновавшихся в Париже в конце XIII века.
замок Тампль
Замок Тампль - это изначально было средневековое оборонительное сооружение в Париже, которое было расположено на на этом местн. Считается, что замок был основан в 1222 году человеком по имени Губерт, который был казначеем ордена тамплиеров. Тамплиеры (фр. templiers, от "temple" - храм) - часто их также называют Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона, — это старинный духовно-рыцарский католический орден, в 1119 году основанный на Святой земле немногочисленной группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном. Это был один из первых в мировой истории религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами.
круг, указывающий на место расположения башни Тампль
В сводчатом зале башни жил последний Великий магистр Ордена тамплиеров Жак де Моле, который давал отчет в своих действиях только Капитулу Ордена, да и то только в случаях, когда находил это нужным. Местом заседания орденского Капитула была церковь с толстыми стенами и окнами, похожими на бойницы. Колонны делили церковь на сводчатые коридоры, вытянутые с запада на восток. Посреди главного коридора располагалась винтовая лестница, которая вела в крипту (подземную церковь), служившую усыпальницей для предшественников Жака де Моле. Их хоронили в полу, под массивными каменными плитами.
Louis XVI à la Tour du Temple
В глазах народа замок Тампль стал символом "казни" французских монархов и превратился в место паломничества. В 1808-1810 годах по приказу Наполеона Бонапарта крепость была стерта с лица Земли. В настоящее время на месте крепости находятся сквер и одна из станций метро.
О былом существовании рыцарей-воинов легендарного и влиятельного ордена в современном Париже напоминают названия окрестных улиц: Тампль, Старого Храма (Vieille du Temple), пересекающая их улица Белых Мантий (rue des Blancs Manteaux).
вход в метро
здесь был донжон Тампля
Бульвар дю Тампль ( Boulevard du Temple) — бульвар в Париже между 3-м и 11-м округами, который простирается от площади Республики до площади Падлу. В XVIII веке здесь зародился так называемый бульварный жанр. Эти бульварные театры стали образцом для Венского пригородного театра и театра в Берлине.
Своё название бульвар получил от средневековой крепости Тампль, построенной тамплиерами, в те времена ещё за пределами Парижа.Бульвар находится на месте городской стены, сооружённой при Карле V и простоявшей до времён Людовика XIV. Сам бульвар с высаженными вдоль деревьями был проложен в 1656—1705 годах.
Во время Французской революции заведения на бульваре дю Тампль потихоньку вытеснили парижский ярмарочный театр, пользовавшийся в те времена успехом. После пожара на ярмарке Сен-Жермен в 1762 году, некоторые театры и кафе переехали в здания на бульваре. В 1782 году наставник мадам Тюссо Филипп Куртиус представил здесь свою вторую выставку. С 1791 года театры получили всё большее распространение. Они располагались на северо-восточной стороне бульвара. Единственный театр на противоположной стороне — Théâtre Déjazet — является также единственным из сохранившихся.
Театральный парад в 1816 году
За счёт большого количества идущих на сценах театров криминальных драм бульвар был прозван Бульваром преступлений (Boulevard du Crime). В первой половине XIX века самым популярным автором и режиссёром был родоначальник сценической мелодрамы Пиксерекур, прозванный «Корнелем бульваров». Также пользовались спросом комические пантомимы и феерии. В 1819 году на сцене театра Фюнамбюль мим Жан-Батист Дебюро создал поэтический образ несчастного влюблённого Пьеро.
Национальный театр. Олимпийский цирк Жака-Альфонса Тестара, 1837 г.
В 1835 году во время покушения Фиески на короля Луи-Филиппа I при помощи «адской машины» пострадало большое количество людей, находившихся в это время на бульваре дю Тампль; погибло 12 человек, сам король не пострадал.
Покушение Фиески на жизнь Луи-Филиппа в 1835 году В 1838 году на бульваре дю Тампль была сделана одна из первых фотографий и самая старая фотография с изображением человека. На данной дагеротипии бульвар выглядит пустынным, однако это связано с выдержкой длительностью более 10 минут, в течение которой пешеходы и транспорт исчезли из вида, и лишь один человек, остановившийся у чистильщика обуви, остался в кадре.
Бульвар дю Тампль Луи Дагера.1838
Во время градостроительных работ под руководством барона Османа во второй половине XIX века, часть квартала Маре подверглась перепланировке. При этом пострадал и бульвар дю Тампль — большая часть театров была снесена в 1862 году для расширения площади Республики.
Реконструкцию бульвара первой половины XIX века можно увидеть в фильме Марселя Карне «Дети райка» (1945).
Этот округ мало подходит для любителей тишины и сторонников традиционных семейных ценностей, потому что его бóльшую часть занимает Маре — излюбленный квартал ЛГБТ-сообщества. Более спокойные кварталы 3-го округа — Архивы и Сент-Авуа«Этот район стал самым популярным среди дизайнеров, стилистов и звезд fashion-индустрии, поэтому он привлекателен для модной молодежи, в том числе русской»
[показать] [показать]
Сквер Тампль
Всем тем, кто в СССР зачитывался эпопеей академика Мориса Дрюона «Проклятые короли» (в русском переводе), помнится описание ненастного февральского утра 1314 года, когда на Еврейском островке близ оконечности Сите свершилось «очистительное» сожжение верховного клира Храмовников. Вместе с Великим магистром ордена тамплиеров Жаком де Моле на костер в то утро взошли досмотрщики Гуго де Пейро и Жоффруа де Лонгвиль.
После ликвидации Ордена замок был разграблен, потом несколько раз менял хозяев, а после разрушения Бастилии стал тюрьмой
Жак де Моле
«Папа Климент... король Филипп... Не пройдет и года, как я призову вас на суд Божий, и воздастся вам справедливая кара! Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!..» — вскричал из пламени Жак де Моле (согласно Дрюону) ...Этим аутодафе закончилась история рыцарей-храмовников, «банкиров милостью Божьей», с которыми поквитался Филипп Четвертый — их венценосный должник.
Гуго де Пейн Невдалеке от дома, где я живу, находится улица Пейн, названная в честь Гуго де Пейна. Шевалье де Пейн входил в великолепную девятку первых рыцарей ордена Христа и Храма Соломона, основанного в Иерусалиме в 1118 г.
Сен-Жерве (Церковь Святых Гервасия и Протасия )— католическая церковь.Расположена в квартале Маре за зданием Отель-де-Виль. Освящена в честь раннехристианских мучеников Гервасия и Протасия. При этом двор моего дома со стародавних времен носит имя Бернара де Клерво — рыцаря-монаха, перед которым трепетал папский престол. По просьбе этого неистового паладина король Людовик VI воздвиг церковь Сен-Жерве и Сен-Протэ (Гервасия и Протасия в православном календаре). Эта церковь, расположенная за нынешним зданием столичной мэрии, посвящена двум братьям-близнецам, замученным при Нероне.
Я прохожу по дорожкам сквера Тампль, где целыми днями играют в шашки пожилые китайцы. У самой ограды, среди буйной зелени видны стершиеся от времени ступени, уходящие вниз, в мрачное сырое подземелье, где ныне садовники хранят свои лопаты. Этот подвал — все, что осталось от могучей цитадели, возведенной в 1222 году тамплиерами на правом берегу Сены, в квартале Марэ (что в переводе означает «Болото»). В цитадели на Болотной размещалась сокровищница ордена, его кладовые-сейфы. Казна хранилась на нескольких ярусах подземелья под донжоном. Внутренний двор был выложен квадратными мраморными плитами — белыми и черными — подобно шахматной доске.
[показать]
О былом существовании рыцарей-воинов легендарного и влиятельного ордена в современном Париже напоминают и другие названия окрестных улиц: Старого Храма (Vieille du Temple), пересекающая их улица Белых Мантий (rue des Blancs Manteaux).
улица Белых Мантий (rue des Blancs Manteaux)
одноименная церковь Белых мантий
ул.Старого Храма
Парижское командорство ордена было чем-то вроде центрального банка. Мощные фортификации цитадели играли ту же роль, что нынешние банковские сейфы. Семиметровая толща башен командорства была нужна, чтобы Честные Горожане (по имени которых названа одна из прилегающих улиц) спали спокойно на улице Плохих Парней и на Большой Бандитской.
October 26th, 1792.
Именно там располагался пресловутый Двор чудес, описанное Виктором Гюго воровское подворье, где средь бела дня преступные шайки беззастенчиво чистили карманы, грабили, убивали. В безопасности были лишь владельцы мясных лавок, которым их сдавали в аренду «менеджеры» в белых сутанах с алым крестом...
Со времен Филиппа-Августа парижское командорство ордена хранило королевскую казну, иными словами — весь объем налоговых поступлений. Если король вводил экстраординарный налог, он поручал тамплиерам его взыскание. Особо стоит отметить безупречную банковскую деятельность тамплиеров. В умении и сноровке «счетоводы милостью Божьей» соревновались с банкирами Ломбардии, превосходя их в добродетели.
СкверТамплиеров был построен в 1857 году на месте бывшего замка Тамплиеров, принадлежавшего ордену тамплиеров. Сквер находится на углу улиц Бретань и дю Темпл. .На рисунке узнали рынок,который я вам показывала в предыдущем посте
Все также за сквером расположено здание мерии ,вернулись к началу прогулки
Сен-Мерри
Мое «родное» отделение банка «Сосьете Женераль» зовется «агентством Сен-Мерри» — по имени близлежащей «тамплиерской» церкви справа от Центра Помпиду. Готический фронтон церкви украшает странная уродливая фигура с козлиной бородой. Молва гласит, что это «идол тамплиеров» Бафомет, которого якобы срисовал с себя Жак де Моле.
Церковь Сен-Мерри является одной из старейших в Париже. Она расположена на пересечении древних городских путей, пересекающих город с севера на юг (нынешняя улица Saint-Martin) и с запада на восток (улицы Saint Honoré, de la Verrerie и Saint Antoine).
После уничтожения ордена цитадель Тампля была стерта с лица земли.
Согласно Готфриду Парижскому, Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд Филиппа IV, хранителя печати Ногаре и Климента V. Вроде бы сломленный морально и физически Магистр неожиданно громким, громовым голосом, так, чтобы слышал народ, произносит:
— Справедливость требует, чтобы в этот ужасный день, в последние минуты моей жизни я разоблачил всю низость лжи и дал восторжествовать истине. Итак, заявляю перед лицом Земли и Неба, утверждаю, хотя и к вечному моему стыду: я действительно совершил величайшее преступление, но заключается оно в том, что я признал себя виновным в злодеяниях, которые с таким вероломством приписывают нашему ордену. Я говорю, и говорить это вынуждает меня истина: орден невиновен; если я и утверждал обратное, то только для прекращения чрезмерных страданий, вызванных пыткой, и умилостивления тех, кто заставлял меня все это терпеть. Я знаю, каким мучениям подвергли рыцарей, имевших мужество отказаться от своих признаний, но ужасное зрелище, которое мы сейчас видим, не может заставить меня подтвердить новой ложью старую ложь. Жизнь, предлагаемая мне на этих условиях, столь жалка, что я добровольно отказываюсь от сделки…
Квартал Тампль
Очевидно, практика вызова на Божий Суд связана с верой в высшую справедливость, перед лицом которой виновные отвечают жизнью. На Божий Суд вызывали в предсмертном состоянии — это было последнее желание умирающего. Согласно средневековым представлениям, последняя воля, последнее желание умирающего выполняется. Такая точка зрения не является характерной только для Средневековья. Взгляд этот мы можем встретить в разные периоды истории человечества в абсолютно разных регионах. Отголоски такого рода представлений практически дошли до Нового времени — последнее желание перед гильотиной например, или современная практика завещания — весь смысл которого и заключается в точном исполнении воли покойного.
На закуску,кроме сквера и проспекта Тампль,есть еще улица Тампль,но она непостижимым образом относится к 4 округу...
Таким образом, Божий Суд из испытаний раскалённым железом, кипящей водой и судебных поединков в XIV веке превратился в рассмотрение дела перед лицом Бога, где истец — покойник, а ответчики — живы. Практика такого рода судов была достаточно обычной и Г. Ли приводит несколько примеров вызовов на Божий Суд. Нет ничего необычного, таким образом, в вызове великим магистром своих виновников на Божий Суд. Постепенно практика таких судов была забыта, и сознание недобросовестных историков создало легенду о проклятии тамплиеров. Эта легенда была широко раздута и послужила одним из оснований для приписываний Ордену различных магических практик.
Задыхаясь в языках пламени, Жак де Моле предал анафеме Папу, короля, Ногарэ и всё их потомство на вечные времена, предрекая, что оно будет унесено великим смерчем и развеяно по ветру.
Квартал Маре В дремучее Средневековье на месте Маре было топкое болото. В 13-м веке рыцари ордена Тамплиеров облюбовали местечко и осушили болото
Здесь-то и начинается самое загадочное. Чуть более чем через месяц (20 апреля 1314 года) после инцидента на охоте скончался Папа Климент V. Почти сразу же за ним умирает верный соратник короля де Ногарэ (на самом деле к моменту казни магистра (18 марта 1314) Ногарэ не было в живых уже около года — он умер в марте 1313 года). В ноябре того же года якобы от инсульта скончался упавший с коня на охоте Филипп Красивый.
Судьбу Филиппа разделили и три его сына, которых в народе окрестили «проклятыми королями». На протяжении 14 лет (1314—1328 гг.) они погибли один за другим при загадочных обстоятельствах, не оставив наследников. Со смертью Карла IV, последнего из них, династия Капетингов прервалась.
Как ни странно, но и это ещё далеко не всё. Уже на первых представителей новой династии Валуа, родственной Капетингам, посыпались неслыханные бедствия.
Отель Санс...замок Санс,помните я писала о нем,Замок Санс - самое старое из зданий в квартале Марэ, сохранившихся до наших дней. С этим особняком-замком связано прежде всего имя королевы Марго, той самой Маргариты Валуа, дочери Генриха II и Екатерины Медичи, которая была первой женой короля Наварры Генриха, впоследствии великого Генриха Четвёртого, но так никогда и не стала королевой Франции.
Началась широко известная Столетняя война (1337—1453 гг.). В ходе этой войны один из Валуа, Жан Добрый, умер в плену у англичан, другой, Карл VI, сошёл с ума.Валуа, как и Капетинги, кончили полным вырождением, при этом все последние представители династии погибли насильственной смертью: Генрих II (1547—1559) погиб на турнире, Франциск II (1559—1560) умер от усердного лечения, Карл IX (1560—1574) умирает от болезни, Генрих III (1574—1589) смертельно ранен монахом-фанатиком.
Квартал Тамплиеров
И Бурбоны, сменившие Валуа в конце XVI века, продолжали испытывать на себе проклятие Жака де Моле: основатель династии Генрих IV пал от ножа убийцы, последний же её представитель при «старом порядке» Людовик XVI погиб на эшафоте в ходе революции. Любопытная деталь: перед казнью этот король был заточен в Тампльской башне, некогда бывшей твердыней тамплиеров. По словам современников, после того, как короля обезглавили на эшафоте, какой-то мужчина прыгнул на помост, окунул руку в кровь мёртвого монарха и показал её толпе, громко крикнув: — Жак де Моле, ты отмщён!
Площадь Вогезов.На ней происходили события романов Дюма,Дрюона,Гюго.Площадь Вогезов является самым тихим и единственным местом в квартале Маре не изменившимся со временем...из Средневековья
Не меньшие бедствия постигли и «проклятых» Пап. Едва кончилось «Авиньонское пленение» — началась «схизма»: двое, а то и трое пап, избранных одновременно, в течение почти всего XV века предавали анафеме друг друга. Не успела закончиться «схизма», началась Реформация: сначала Ян Гус, потом Лютер, Цвингли и Кальвин пытались подорвать влияние «апостольских наместников» в Центральной Европе, а Великая революция 1789—1799 годов временно подорвала влияние Пап во Франции.
Следует отметить, что ещё на заре своей деятельности орден в глазах современников виделся как некий мистический институт. Рыцарей Храма подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии. Считалось, что тамплиеры связаны с тёмными силами. В 1208 году Папа Иннокентий III призывал храмовников к порядку по причине их «нехристианских действ» и «заклинания духов». Кроме того, легенды утверждают, что тамплиеры были весьма искусны в изготовлении сильнодействующих ядов.
Тамплиеры были истреблены лишь во Франции. Английский король Эдуард II отправил рыцарей Храма в монастыри, чтобы они искупили свои грехи. Шотландия даже предоставила убежище тамплиерам из Англии и, возможно, Франции. Германские храмовники после роспуска ордена перешли в состав Тевтонского ордена. В Португалии рыцари Храма были оправданы судом и в 1318 году лишь изменили своё название, став рыцарями Христа. Под таким названием орден сохранился до XVI века. Корабли ордена плавали под восьмиконечными тамплиерскими крестами. Под этими же флагами плавал в Индию Васко да Гама
здание на улице Рю дю Темпл, 101 и 103, Париж III, Франция. Фасады и крыши занесены в список исторических памятников, бывшая гостиница.
В качестве свидетелей на процессах часто использовали малообразованных братьев Ордена, то есть братьев-слуг. Г. Ли отмечает, что именно они во многих местах дали самые тяжёлые и ценные с точки зрения инквизиции показания. Использовались также показания ренегатов Ордена: флорентийца Роффи Деи и приора Монфоконского; последний, будучи осуждён великим магистром на пожизненное заключение в тюрьме за многочисленные преступления, бежал и сделался обвинителем своих прежних братьев.
Церковь Сент-Элизабет-де-Онгри в Париже (Париж III, Франция)
Именно во Франции впервые стали сжигать на кострах рыцарей Ордена Храма. К несчастью инквизиторов, среди тамплиеров не было ни одного подследственного, который бы отстаивал ересь Ордена. Наличие такого свидетеля было бы просто подарком судьбы для Филиппа IV. Рыцари под пытками признавались во всех грехах. Пытки были настолько ужасны, что Аймери де Вильер позже заявил: «Я бы признал всё; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали».
Париж - Hôtel de Saint-Aignan - Музей еврейского искусства и истории
Но после, на следующем же допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж) был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах. Все инквизиционные правила перевернулись наоборот: ведьма, отказавшаяся от ереси, была уверена в своем спасении и окончании пытки; тамплиер, отказавшийся от ереси, попадал на костёр.
3 апреля 1312 года Климент V выпустил буллу «Vox in excelso», в которой говорил: осудить Орден за ересь нельзя, но тамплиеры добровольно сознались в заблуждениях — это отвратит верующих, которые больше не будут вступать в Орден; таким образом, пользы он приносить не будет и должен быть расформирован.Имущество тамплиеров переходило к ордену св. Иоанна, отмечаю, что доминиканцы, картезианцы, августины и целистины тоже сумели поживиться.
День без автомобилей в Париже, улица Тампл
200 000 ливров из Тампля плюс 60 000 ливров за ведение процесса;деньги, поступившие от распродажи имущества Ордена;драгоценности тамплиеров;доходы от имущества тамплиеров, поступившие за время ведения процесса:200 000 ливров, которые иоанниты хранили в Тампле; 500 000 франков, взятых Филиппом IV на свадьбу Бланки;200 000 флоринов долга Филиппа IV перед тамплиерами;2 500 ливров, выданные тамплиерами в 1297 году на организацию крестового похода, который не был осуществлён;платежи по векселям тамплиеров; долги королевской семьи.
улица Тампль выходит на площадь Республики
«Где деньги»? Позволю себе гипотезу. Тамплиеры, импортировавшие с Востока в Европу основы банковского дела, переняли, очевидно, и способы «отмывки» доходов. Для такого сложного дела, конечно же, требовался великий комбинатор! Им и был Великий магистр Жак де Моле. Чувствуя, что над орденом сгущаются тучи, мессир, скорее всего, предложил отмыть сокровища, используя... отмывку алхимическую.
В XIV веке Европу сотрясала алхимическая золотая лихорадка, захватив королей, сюзеренов, князей церкви — вплоть до аптекарей и мелких лавочников.
В городах существовали целые кварталы алхимиков. В погоне за мечтой огромные состояния швырялись на ветер, уходили дымом из тиглей.
Тут-то храмовники и пустили разными путями по градам и весям Европы слух о том, что-де для английского короля Эдуарда I некий алхимик изготовил... 25 тонн золота! Но на самом деле, по всей видимости, в английскую королевскую казну поступило то самое утаенное золото ордена. Оно предназначалось для мести французской короне за гибель тамплиеров. И когда в 1337 году между Англией и Францией разразилась Столетняя война, мифическим золотом, якобы отмытым алхимиками, оплачивались реальные отряды лучников, снискавших Англии славу в сражениях при Креси и Пуатье.
Месть удалась вполне. По окончании Столетней войны на французскую землю пришли голод, разруха, феодальные междоусобицы, мятежи. Провинции на десятилетия оказались ввергнуты в кровавую анархию. Тогда, как повествовали хронисты, «судьба сражала королей, словно шахматные фигуры».
Все это — на золото тамплиеров, жертв коварства Железного короля!
Печати тамплиеров
...Вот о чем размышляешь, бродя по дорожкам зеленого скверика Тампль перед фасадом мэрии 3-го парижского округа. Под птичий свист и щебет детворы на качелях невольно задумываешься о том, какие триллеры порой способна создавать богиня Истории, Госпожа Клио!
====================
Аддисон Ч. Дж. История рыцарей-тамплиеров, церкви Темпла и Темпла, написанная Чарльзом Дж. Аддисоном, эсквайром из Внутреннего Темпла / Пер. с англ. Е. Бергер. — Алетейа, 2005. — 384 с. Блюм Жан. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков. — СПб.: Евразия, 2007. — 252 с. — Серия «Историческая библиотека». Бордонов Жорж. (англ.)русск. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке / Пер. В. Д. Балакин. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 243 с. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества)