В начале 20 века Кольюр был симпатичным, тихим и мало кому известным приморским городком, жители которого промышляли виноделием и ловлей анчоусов. И тут произошло событие, которое тогда для самих кольюрцев осталось незамеченным, однако очень скоро изменило всю жизнь городка, сделав его знаменитым на весь мир.
Итак, 16 мая 1905 года в Кольюр приехал молодой художник Анри Матисс. Для него это был не самый простой период: творческий кризис, денежные затруднения, проблемы со здоровьем - всё было настолько сложно, что Матисс всерьёз думал оставить занятия живописью. В Кольюр он приехал в поисках своего пути в искусстве и вдохновения. Приехал - и влюбился! Матисса в Кольюре вдохновляло всё: изломы скал и виноградники на окрестных холмах, бескрайнее море и яркие рыбацкие лодки, порт, старинная колокольня, кривые улочки, резво взбирающиеся на гору, черепичные крыши и разноцветные дома... И небо - Матисс считал, что небо в Кольюре такое синее и глубокое, как нигде в мире.
Матисс был настолько очарован Кольюром, что тут же вызвал сюда своих друзей - художников Андре Дерена и Мориса де Вламинка. Всё лето они работали, как одержимые. В разговорах, в спорах, в эспериментах с цветом и разными техниками рождалось новое художественное направление, позднее получившее название фовизм.
В то знаменательное лето Дерен написал портрет Анри Матисса...
...а Матисс написал портрет Андре Дерена.
А на картине под названием "Зелёная полоса" Матисс изобразил свою любимую жену Амели.
На Осеннем салоне 1905 года в Париже Матисс представил несколько картин, написанных в Кольюре. В том числе "Вид Кольюра" (первоначальное название "Летнее утро") с церковью Нотр-Дам-дез-Анж и колокольней на переднем плане.
"Открытое окно. Кольюр" - это первая работа Матисса подобного построения композиции. Позднее он часто использовал этот приём - взгляд через открытое окно или открытую дверь.
Новое направление живописи, для которого характерны плоские формы, чёткие, резкие линии, дерзкие цвета, отсутствие полутонов и плавных переходов, широкие, энергичные штрихи и нарочито небрежная техника, не нашло понимания ни у публики, ни у критиков. Матисса и Ко окрестили "дикарями" (по-французски - "фовистами"), и прозвище это так и закрепилось за движением.
Матисс и после 1905 года часто бывал в Кольюре. Картина "Дама на террасе" (1906 или 1907) тоже написана в этом городе, в доме на пляже Ворамар. Судя по ракурсу, здесь же могли быть написаны и другие картины (в т.ч. и обе основополагающие - "Вид Кольюра" и "Открытое окно. Кольюр"). Этот дом по-прежнему существует - предположительно, это жёлтое здание, на фото самое крайнее слева.
"Даму на террасе" и "Вид Кольюра" в 1908-1909 годах приобрёл московский промышленник и коллекционер С.И.Щукин, и сейчас они находятся в коллекции Эрмитажа. Средства, полученные от продажи этих картин, помогли Матиссу навсегда решить свои финансовые проблемы.
А тогда, в свой первый приезд в Кольюр, за неимением средств Матисс расплачивался за пансион в отеле "Тамплери" своими картинами. И одна из них в виде настенного панно даже украшает сейчас фасад этой гостиницы. Возможно, это только легенда, поскольку судьба остальных картин неизвестна.
Наверное, не все жители Кольюра разделяют художественные вкусы и предпочтения Матисса и с благоговением относятся к его творчеству, но тем не менее они благодарны именитому художнику, что именно он "открыл" миру их маленький, живописный и такой уютный городок. Вслед за Матиссом сюда потянулись художники, начинающие и уже именитые (здесь бывали Сезанн, Пикассо, Шагал, Дали), интеллектуалы, богема и просто туристы.
В местах, где Матисс создавал свои шедевры, установлены символические медные рамки, через которые можно увидеть те же самые пейзажи, которые вдохновляли великих французских мастеров, сравнить реальное с нарисованным и испытать восторг узнавания.
Картины Анри Матисса, написанные в Кольюре в разные годы.
А это Кольюр глазами Андре Дерена.