• Авторизация


Истории в югенд-стиле 28-08-2023 12:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Югенд-квартал в Риге - это "жемчужина рижского модерна" и средоточие самых красивых зданий югенд-стиля. Но дома в стиле югенд "разбросаны" по всему центру Риги, и многие из них могут похвастаться не только своей оригинальной архитектурой, но и поведать множество интересных историй из жизни нашего города.

Вот, например, одно из самых красивых зданий рижского югендстиля, которое находится буквально в двух шагах от югенд-квартала, на углу улиц Элизабетес и Виландес (ул.Виландес 1). Старожилы называют его "домом Маргариты", ведь именно здесь прошли детство и юность Елены Сергеевны Нюренберг, ставшей впоследствии женой и музой великого русского писателя Михаила Булгакова и прообразом Маргариты.

DSC05568 (456x608, 219Kb)
IMG_20230603_145552 (700x524, 228Kb)

Здание было построено в 1899 году по проекту архитектора Рудольфа Цирквица. Цирквиц и сам проживал в этом доме - в огромной угловой квартире на втором этаже. Она была очень хитро спроектирована: в определённых местах можно было слышать разговоры жильцов с разных этажей. Вполне вероятно, что воспоминания Елены Сергеевны об этом странном и загадочном доме повлияли на описание знаменитой "нехорошей квартиры" на Большой Садовой в романе "Мастер и Маргарита". Кстати, первоначально улица Виландес называлась Большой Палисадной. А современное название появилось в 1885 году - в честь крепости Вильянди (Эстония), которую в средневековых иезуитских хрониках называли "пристанищем Сатаны". И созвучие имени одного из главных персонажей булгаковского романа Воланда и названия улицы Виландес, на которой в юности жила "Маргарита", уже не кажется таким уж случайным.

DSC05976 (700x525, 289Kb)

В романе есть ещё один персонаж - барон Майгель. У него были реальные прототипы, но вот фамилию Булгаков "позаимствовал" у соседа семьи Нюренбергов - владельцем здания, вплотную примыкающего к "дому Маргариты", был немецкий аристократ Майдель. Такие вот литературно-исторические случайности...

IMG_20230803_134555 (456x608, 179Kb)
DSC05972 (469x625, 145Kb)

Чуть дальше на ул.Виландес 11 стоит ещё одно творение архитектора Рудольфа Цирквица. Проект здания в формах необарокко был утвержден в 1899 году, но в процессе строительных работ и архитектура фасадов, и декоративное оформление были немного изменены в угоду модернистским веяниям. Так здание получило характерный для югенд-стиля портал в виде замочной скважины. После восстановления независимости в Латвии был принят закон о денационализации, по которому многие дома были возвращены прежним владельцам или их потомкам. В 90-е от этого закона пострадали и дома, и люди, которые в них жили. (Вспомнить хотя бы историю великой Вии Артмане, которую на старости лет выселили из квартиры в никуда, и последние годы жизни она провела в скромном дачном домике без удобств). Вот и этому зданию тоже очень не повезло: новые-старые хозяева жильцов выселили, а денег на содержание и ремонт дома не нашли. Тридцать лет дом стоял в запустении и медленно разрушался.

DSC05988 (456x608, 189Kb)

Девы у входа застыли в скорбном молчании, потеряв уже, кажется, всякую надежду, и каменный маскарон, рыдая, с мольбой смотрит на прохожих сквозь защитную сетку...

DSC05985 (456x608, 224Kb)
DSC06000 (700x524, 355Kb)

Но, кажется, чудо свершилось! Строительные работы ещё продолжаются, но маскарона уже умыли и причесали, и девы принарядились, да и весь дом словно помолодел и приосанился в ожидании своей новой жизни.

IMG_20230803_134115 (456x608, 229Kb)
IMG_20230803_133836 (700x524, 410Kb)
IMG_20230719_124759 (456x608, 232Kb)
IMG_20230719_124808 (456x608, 209Kb)
IMG_20230803_134028 (456x608, 161Kb)

На противоположной, чётной стороне улицы Виландес - целый ряд домов в стиле национального романтизма, построенные одним архитектором, уже знакомым нам Константином Пекшеном. Асимметричные, сдержанные в своей красоте монументальные здания. На одном доме эркер намоминает средневековую крепостную башню, на другом поселился целый рой пчёл - символ трудолюбия и усердия, третий украшен многообразными цветами роз и символичным изображением Флоры в виде женщины с цветами в руках.

foto-60 (596x600, 226Kb)
IMG_20230803_133911 (700x524, 381Kb)
IMG_20230803_133931 (456x608, 257Kb)
IMG_20230803_133802 (456x608, 196Kb)
IMG_20230803_133716 (456x608, 199Kb)

А ещё чуть дальше мы увидим ну совсем уж скромное здание, но и у него есть своя "изюминка": его строил какой-то двоечник и в слове ANNO, что в переводе с латыни означает "основан, создан", обе латинские буквы N написал в зеркальном отражении :). И даже подпись поставил в виде медальонов со своим портретом и инициалами.

IMG_20230719_125806 (700x524, 313Kb)
IMG_20230719_125712 (456x608, 137Kb)
IMG_20230719_125634 (700x524, 310Kb)

Ещё одно элегантное здание, построенное архитектором Константином Пекшеном в 1904 году. Мощно выраженный объём и стилизация под немецкий ренессанс делают его похожим на средневековые замки Баварии.
В 1945-1958 годах в этом доме на ул.Элизабетес 13 проживал знаменитый латышский писатель-романист и государственный деятель Вилис Лацис. Его самый известный роман "Сын рыбака" был написан ещё в довоенные годы, а вот романы "Буря", "К новому берегу" и "Посёлок у моря", в котором герои "Сына рыбака" перенесены в советское время, создавались уже в этом доме. Мемориальной доски на здании нет: несмотря на выдающиеся заслуги на литературном поприще, пролетарский писатель и "совесть латышского народа" стал неудобен современной Латвии. В 91-м улицу Лациса переименовали одной из первых, его труды предают забвению, а имя замалчивают и старательно вымарывают из истории.

А в 1948 году, вскоре после рождения сына Михаила в этот дом въехала семья ещё одного известного писателя - Николая Задорнова. Здесь прошли детские и юношеские годы Михаила Задорнова, отсюда он уехал "покорять столицу", сюда, в родительский дом, приезжал уже будучи известным писателем. К 100-летию со дня рождения отца в одном из домов югенд-квартала Михаил Николаевич открыл народную библиотеку имени Николая Павловича Задорнова, а на стене родного дома установил памятную доску. Может быть, когда наступят более благоприятные времена, здесь появится ещё одна доска - в честь самого Михаила Задорнова.

IMG_20230803_132954 (700x490, 305Kb)
IMG_20230803_133051 (456x608, 181Kb)
IMG_20230803_133038_1 (456x608, 181Kb)
DSC05599 (700x524, 449Kb)
DSC06043 (700x524, 189Kb)

В бывшем доходном доме на ул.Элизабетес 21 на единственном в Риге перекрёстке 5 углов сейчас находится гостиница и ресторан.

IMG_20230803_132339 (700x524, 427Kb)

Зонтики летней террасы скрывают скромную мемориальную доску.
"Здесь родилась СВЯТАЯ МАТЬ МАРИЯ, урождённая Елизавета Пиленко. 1891 - 1945"

Мать Мария причислена к лику святых Константинопольским патриархатом, во Франции её почитают как одну из своих небесных покровительниц, а в Иерусалиме она провозглашена Праведницей Мира. А вот на родине о ней мало кто знает.
Урождённая Елизавета Пиленко, Кузьмина-Караваева (по первому мужу), Скобцова (по второму), поэт и художник Серебряного века, философ и религиозный публицист, она стала монахиней в миру, была участницей французского Сопротивления и погибла в концлагере Равенсбрюк.
Жизнь этой легендарной женщины была насыщена яркими и трагическими событиями. Судьба свела её с К.Победоносцевым, В.ИвАновым, А.Толстым, А.Ахматовой, Н.Гумилёвым. И с Блоком, которого боготворила с юности. Это ей, пятнадцатилетней девочке Лизе Блок написал знаменитые строки:

Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите всё о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту —
Что же? Разве я обижу вас?

IMG_20230803_132104 (469x625, 203Kb)

В Старой Риге тоже можно найти немало зданий в югенд-стиле. Вот дом, построенный в 1909 году архитектором Фридрихом Шеффелем в стиле позднего рационального модерна. Примечателен он тем, что на его крыше живут 2 самые знаменитые рижские кошки. Его называют Кошкиным домом, или Домом котов - кому как нравится. Но в любом случае - это один из неофициальных символов Риги, который указан в каждом путеводителе по городу.

TripGuide.ru_95496big (529x625, 296Kb)

Как и полагается символу, он овеян мифами и легендами. Вот самая распространённая легенда.

Богатый домовладелец по фамилии Блюмер, недовольный тем, что ему не позволяли стать членом рижской Большой гильдии (представительского органа рижского купечества), предпринял акт психологического возмездия. Он купил участок земли как раз напротив здания Большой гильдии и построил большой доходный дом. На крыше, на двух остроконечных башенках он поместил скульптурные изображения чёрных котов с выгнутыми спинами, которые в довершение картины были недипломатично повёрнуты хвостами в сторону окон рабочего кабинета старейшины Большой гильдии. Против Блюмера был затеян судебный процесс, однако в приговоре судьи со всей ответственностью заявили, что коты — свободные животные и вольны гулять, где им заблагорассудится, и убрать их с крыши никак не возможно. К тому же, без них Рига утратит часть своего архитектурного богатства. После долгих судебных разбирательств купеческая гильдия всё-таки пошла на мировую: Блюмер был принят в Большую гильдию, а котов на
крыше повернули мордами к окнам старейшины.

DSCF1508 (469x625, 111Kb)

И очень кстати пришёлся орёл с расправленными крыльями, готовый взлететь ввысь - символ вечной борьбы за победу.

TripGuide.ru_95503big (700x433, 255Kb)

Но есть и другая легенда. С давних времён Рига была большим портовым городом и даже входила в Ганзейский союз крупных купеческих городов Северной Европы. Купцы в погоне за прибылью всеми правдами и неправдами конкурировали между собой. Так вот, в одном европейском порту встретились однажды два купца. Тот, что похитрее, сходу придумал историю, что, мол, он только что прибыл из Риги, а там городское самоуправление издало новый закон и теперь по баснословным ценам скупает всех котов, которые прибывают в Ригу на иноземных кораблях. А за кошек платят даже в 3 раза больше! Второй купец подвоха не заметил, нанял людей, которые стали отлавливать бродячих котов, скупать и даже воровать домашних кошек, заполнил трюмы корабля и отправился в Ригу. Путь был неблизкий, всю эту мяукающую братию в пути надо было кормить, дабы доставить "товар" в надлежащем состоянии, к тому же кошачье поголовье в пути несколько увеличилось. Купец надеялся получить хорошие барыши, но, прибыв в Ригу, понял, что его просто-напросто "развели". И тогда он взял и выпустил ночью всех своих кошек в город. На портовых складах было множество крыс и мышей, так что кошки прижились. А сам купец, здорово поиздержавшись в пути, продал свой корабль и остался жить в Риге. Со временем он снова разбогател, счастливо женился, построил большой дом, а на крыше поставил памятники тем самым котам, которые и привели его в этот город.

DSC06421 (469x625, 154Kb)

В фильме "Семнадцать мгновений весны" это здание сыграло роль отеля "Am Neuen Tor", возле которого штандартенфюрер Штирлиц назначил встречу партайгеноссе Борману.

17-06 (500x378, 121Kb)

В советское время в этом здании находился то ли архив, то ли какая-то статистическая контора. Киношники "загримировали" его, и сотрудники учреждения каждое утро шли на работу в берлинский BAR! Самая известная кошка Риги в кадр, конечно же, не попала, но впечатляющий вход вряд ли можно с чем-то спутать.

DSC06424 (469x625, 176Kb)

Или вот ещё одно здание Старой Риги с роскошным фасадом в стиле югенд по моде начала XX века. Парадный вход в дом украшает голова Девы-Солнца - у неё очень печальные глаза, роскошные волосы и солнечный нимб над головой. Архитектор Вильгельм Бокслаф проектировал его как типичный для того времени жилой дом: на первом этаже находились небольшие магазинчики, в которых продавали самые разные товары – от фруктов и овощей до бензина, а на верхних этажах располагались съёмные квартиры. Строителем и первым владельцем дома был Людвиг Нейбургс. Подростком он приехал вместе с матерью из деревни, освоил ремесло каменщика и очень быстро стал одним из лучших рижских строителей. Потом основал собственную строительную компанию, став одним из первых предпринимателей-латышей.
В 1940 году имущество Нейбурга было национализировано. Квартиры "уплотнили" и превратили в коммунальные, на первом этаже разместился большой пивной ресторан "Pie Kristapa" ("У Кристапа"). В конце 80-х годов здесь собиралась в основном латышская публика, чтобы за кружкой пива "пробуждать национальное самосознание".
После денационализации 90-х дом вернули потомкам Людвига Нейбурга. Несмотря на более чем прохладное отношение к советскому периоду, они оказались на редкость порядочными людьми: 22 семьи, которые проживали на тот момент в доме, получили от Нейбургов отдельные благоустроенные квартиры в разных районах. А в самом здании после капитального ремонта и перепланировки открылся бутик-отель, который назвали в честь основателя рода - "Нейбургс".

нейбургс (398x600, 220Kb)
DSC06292 (469x625, 230Kb)
DSC06402 (469x625, 221Kb)

Это здание часто использовалось в советском кинематографе в качестве декораций а-ля Западная Европа. В саге про Штирлица в этом доме находилась явка советских разведчиков и из его окон выбросился профессор Плейшнер. "Окно с геранью" расположено на втором этаже, справа от женской головы над входом.

OIP (2) (474x266, 45Kb)
Blummenstrasse-9 (700x276, 233Kb)

Сегодня на этом окне нет цветочного горшка, в нём отражается чистое небо (а в соседнем - башня Домского Собора!).

DSC06404 (700x525, 359Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Истории в югенд-стиле | Nataliza01 - Дневник Рыжик ))) | Лента друзей Nataliza01 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»