• Авторизация


Югенд-квартал 11-08-2023 23:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Одно из достояний Риги, которое включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - это архитектура югендстиля. В Риге сохранилось около 800 зданий, построенных в стиле югенд, и такой большой и шикарной "коллекции" нет больше нигде в мире.

элизабетес 10б (550x365, 147Kb)
144195 (700x470, 470Kb)

Рига дольше других городов сохраняла статус города-крепости, который подразумевал наличие за крепостной стеной обширных земельных участков, свободных от каких-либо строений. В 1856 году статус крепости был аннулирован и начался снос городских укреплений. На месте защитных валов появился городской канал и бульварный пояс, были построены Первый городской театр (ныне Латвийская Национальная Опера), Рижский политехнический институт (сейчас это главный корпус Латвийского университета), другие общественные здания. Немецкие "земельные бароны", предприимчивые русские и еврейские купцы стали массово выкупать остальные земли под застройку доходными домами. В Риге начался "строительный бум".

DSC05047 (700x525, 510Kb)
DSC05543 (700x524, 505Kb)
DSC07376 (700x525, 468Kb)
IMG_20220707_114201 (700x525, 513Kb)

В это же самое время, в конце 1880-х годов, в разных странах одновременно возникло новое яркое направление в архитектуре, живописи, искусстве и образе жизни. Оно просуществовало недолго — до 1914 года, до начала Первой мировой войны, но подарило миру огромное количество фантастически красивых зданий. В разных странах оно получило разные названия: во Франции - это "ар-нуво", в Италии - "либерти", в Австрии - "Сецессион"; в Испании носило имя Антонио Гауди, а в США - Луиса Комфорта Тиффани; в России и странах Скандинавии говорят "модерн", а в Германии и Латвии принято использовать название "югенд", или "югендстиль". Считается, что наибольшее влияние этот стиль оказал на архитектурный облик двух европейский городов – Риги и Барселоны.

DSC05575 (700x524, 460Kb)

Югендстиль сочетал в себе, казалось бы, не сочетаемое: исключительную функциональность строений и богато декорированные, фееричные фасады. Это "единство и борьба противоположностей". С одной стороны, неумолимо наступал индустриальный век, в жизнь постепенно входили научно-технические достижения — телеграф, телефон, автомобиль, воздухоплавание, это меняло ощущение времени и пространства. В строительстве и архитектуре важной составляющей становятся практичность и функциональность. Широко применяются такие материалы как стекло, бетон и металл, их внедрение позволило значительно увеличить этажность зданий, расширить масштаб витрин. В домах появляются лифты, центральное отопление, электричество, сливные туалеты, канализация.

Виды Риги на старинных открытках ГАЛЕРЕЯ — (700x484, 678Kb)

С другой стороны, сочинения поэтов и философов-символистов того времени полны страха перед прогрессом, что отражало умонастроения людей. Многие увлекались эзотерикой, мистикой и оккультизмом, в моду вошёл приём психоделических веществ - абсент, опиум, кокаин просто очаровали Европу конца XIX века. В архитектуре это отражается в непринятии прямых линий и углов, предпочитаются более "естественные" формы, орнаменты из изогнутых линий, растительные и цветочные мотивы, асимметрия в композиции, изображение таинственно-демонических сил природы — хищных животных, земноводных, фантастических существ, отсылки к античному искусству и мифологии. Фасады домов переполняют декоративные элементы - "неправильной" формы оконные и дверные проёмы, эркеры, рельефы, скульптуры, орнаменты, маски и витражи. А рядом обелиски, сфинксы, львы, вазы, цветы - словом, всё то, что характеризует полноту и праздник жизни. Всё это вместе создаёт ощущение того, в чём югендстиль упрекают по сей день: некоторую фальшивинку, чрезмерность, игру в красоту, пышность и богатство.

Бривибас 99 (700x525, 464Kb)
DSC05916 (700x524, 449Kb)
DSC05614 (700x524, 408Kb)
IMG_20230719_133239 (700x524, 411Kb)

А ещё очень много выразительных женских фигур и лиц. Но женщина-ангел уходила в прошлое. В мире всё шире становилось движение феминисток, женщины активно включались в общественную жизнь, изучали науки, занимались искусством и спортом - теннисом, фехтованием, плаванием. Голубые глаза, белокурые волосы и румяные щёки казались банальными. Появился новый идеал — женщина-вамп — обольстительная, праздная, рыжеволосая, с бледным лицом и загадочной улыбкой. Именно такие женские образы можно увидеть на фасадах многих рижских домов.

alberta-iela-COLLAGE (570x570, 168Kb)
DSC06404 (700x525, 359Kb)

В югенд-стиле построено около трети зданий центральной части города, встречаются они даже в Старой Риге. Однако, наибольшее количество зданий, которые, во-первых, признаны памятниками архитектуры, и, во-вторых, поражают своей красотой и необыкновенностью, сосредоточено в районе "тихого центра" на улицах Элизабетес, Антонияс, Виландес, Стрелниеку, Алберта и ещё нескольких близлежащих. Они образуют т.н. югенд-квартал, где живут сфинксы, львы и павлины, где танцуют валькирии и поют оперные дивы, где ветви деревьев сплетаются в фантастические узоры и растут удивительные цветы, где множество человеческих лиц то хитро подмигивают, то загадочно улыбаются, то вдруг искажаются гримасой ужаса и боли.

Alberta iela 2a (6) (700x445, 308Kb)

На улице Элизабетес, названной в честь императрицы Елизаветы Петровны, почти каждый дом — шедевр архитектуры. Но здание под номером 10b заслуживает отдельного внимания, ведь именно оно стало визитной карточкой и символом рижского югенд-квартала. Было построено в 1901 году архитектором Михаилом Эйзенштейном, корифеем рижского модерна и отцом всемирно известного кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна. Это богато украшенный дом из синего кирпича, с аркой, эркером и балконом, со стилизованными под механические игрушки совами над входными дверями и, как короной, увенчанный эффектной композицией - две гигантские женские головы, павлин и кричащий от ужаса мужской маскарон. Выбор символов прекрасно вписывался в эстетику югенстиля и был совершенно понятен всем, кто знал тогдашнюю ситуацию в семье Эйзенштейнов.

IMG_20230803_124928 (700x525, 415Kb)
IMG_20230803_124615 (700x524, 273Kb)
IMG_20200223_105719 (700x524, 318Kb)

А ситуация и вправду была очень непростой.
Михаил Осипович Эйзенштейн родился в 1867 году в Санкт-Петербурге. По образованию он был инженером, а зодчим его сделала Рига, куда он переехал в 1893 году. Большинство своих зданий М.Эйзенштейн построил в период бурных отношений с супругой — Юлией Конецкой, дочерью влиятельного и зажиточного столичного купца. Пара сложилась по согласию родителей и без взаимной любви. И даже рождение сына Сергея не принесло в семью Эйзенштейнов покой и умиротворение. Больше того, именно на первые годы жизни Сергея пришёлся пик семейных разногласий. И Михаилу Эйзенштейну не оставалось ничего другого, как полностью и со всей страстью отдаваться работе, "выплёскивая" свои эмоции на фасады домов. Будучи хорошим художником, он остервенело рисовал женские лица - нежные и печальные, гневные и демонические, но в них всегда угадывались черты лица его жены. А рядом всегда оказывался мужской маскарон с перекошенным от страдания лицом.

Mikhail-einsenstein-0713-01 (488x700, 341Kb)

Рядом с самым знаменитым домом югенд-квартала ещё одно здание, построенное М.Эйзенштейном в 1903 году. По сравнению со своим вызывающе-ярким соседом, оно выглядит более скромным, хотя в его декоре использовано ничуть не меньше типичных для югенда приёмов и элементов. Здание асимметрично: с левой стороны узкий ризалит (выступ на всю высоту здания) с суровой женской маской в навершии и окно в обрамлении стилизованного дерева, с правой стороны - большое окно характерной для югенда формы "боб", над ним ещё один типичный элемент - "человек-дерево": мужской маскарон, из головы которого вырастают ветки с крупными цветами; миниатюрный балкончик в окружении грифонов, с нижней стороны балкончика изображено солнце, а чуть ниже - маски львов.

IMG_20200223_104518 (456x608, 201Kb)
IMG_20230803_125036 (456x608, 203Kb)
IMG_20230803_125101 (700x524, 308Kb)

Михаил Эйзенштейн был одним из самых ярких и самобытных архитекторов рижского югендстиля. Его дома невозможно перепутать ни с какими иными - это букет самых неожиданных форм, орнаментов и декоративной пластики. Вот на ул.Элизабетес 33 ещё одно здание с феерическим декором: женские и мужские маскароны, затейливая лепнина, львы, охраняющие окна первого этажа, балконы с причудливыми узорами кованых оград и поддерживающие их атланты и кариатиды нового времени. На этом фасаде орнамент модерна весьма органично переплетается с мотивами романики, ренессанса, барокко и классицизма, на этом фасаде - вся тысячелетняя история архитектуры!
Однако, творение М.Эйзенштейна не всем современникам пришлось по душе. Автора называли "безумным кондитером", а архитектор Александр Ванагс писал: "Жаль всего красивого района. Жаль потраченной работы и материалов".

IMG_20230803_141012 (700x558, 449Kb)
IMG_20230803_124738 (456x608, 210Kb)
IMG_20200223_103252 (700x524, 359Kb)

Творчество латышских архитекторов было более сдержанным. Вот здание на ул.Антонияс 8, архитектор Константин Пекшенс. Очень лаконичный фасад, красиво оформленные окна (на каждом этаже разные), эркер, на котором восседают две пантеры, а между ними извиваются цветы мака – один из популярных мотивов эпохи модерна, символ грёз и опьянения. А на самом верху - медведь со щитом в лапах. Парадный вход охраняют два очаровательных дракончика. В былые времена по праздникам они держали в своих лапах флаги. Сейчас их лишили этой почётной обязанности, но драконы по-прежнему сжимают свои кулачки и с упорством трёхлетнего карапуза доказывают миру свою необходимость.

IMG_20230803_125334 (456x608, 185Kb)
IMG_20230803_125322 (456x608, 218Kb)
IMG_20230803_125256 (700x524, 311Kb)

Напротив "дома с дракончиками" - элегантное угловое здание, построенное в 1901 году архитекторами Генрихом Шеелем и Фридрихом Шеффелем (ул.Альберта 1). Совсем недавно с его фасада убрали строительные леса, открыв изящный орнамент, в переплетении линий которого спрятано множество знаков и символов.

IMG_20230803_125502 (456x608, 208Kb)
IMG_20230803_125447 (700x524, 337Kb)

Улица Альберта появилась на месте огородов и пустырей Петербургского форштадта в 1901 году, когда в Риге с размахом праздновалось 700-летие города. Небольшая, всего 255м, она вся очень быстро была застроена роскошными домами в стиле югенд. Автором половины из них был М.Эйзенштейн. Всё просто: несколько земельных участков здесь были выкуплены его другом, заместителем председателя губернского суда Андреем Лебединским.

alberta (700x460, 403Kb)

Знаменитый "дом со сфинксами" на ул. Альберта 2а (1906 год, архитектор М.Эйзенштейн). Здесь интересно обыграны четыре стихии - земля, вода, огонь и воздух. Массивный портал смещает центр тяжести на нижний уровень, а несколько тяжеловесные сфинксы своими лапами прочно "удерживают" здание на земле. На втором уровне стихию воды символизируют горизонтальные плитки синего кафеля и "оперные дивы" в мокрых одеждах. (Говорили, что, будучи заядлым театралом, Эйзенштейн таким образом увековечил своих любимых оперных певиц. Правда, ни одна из них себя не узнала.) Руки женщин подняты вверх, и кажется, будто они держат стилизованные факелы, передавая эстафету следующему уровню - уровню огня, где вертикальные полоски из красного кафеля символизируют пламя. Ну и наконец, дым от горящих факелов поднимается наверх и улетает в воздух сквозь пустые оконные проёмы последнего, "ложного" этажа.

IMG_20230803_140521 (483x608, 310Kb)
IMG_20230803_140531 (456x608, 219Kb)
IMG_20200223_115329 (456x608, 222Kb)
IMG_20200223_120945 (456x608, 207Kb)

Дом на ул. Альберта 2 (1906 год, архитектор М.Эйзенштейн) долгое время находился в очень плачевном состоянии и был в тени своих именитых и ярких соседей. После реставрации это восхитительное, "кружевное" здание, в котором угадываются мотивы древнерусского зодчества, стало достойным "экспонатом" музея югенд-стиля.

IMG_20230803_140327 (456x608, 240Kb)

Внутреннее устройство во многих домах М.Эйзенштейна было идентичным и имело одну особенность: оба парадных входа соединялись общей площадкой над аркой, в разных домах они отличались лишь декором и цветовой гаммой.

08a (700x466, 308Kb)
08b (700x466, 319Kb)
08g (700x479, 319Kb)

"Дом со львами" на ул.Альберта 4 не только построен (1904) М.Эйзенштейном, он сам в нём жил. С художественной точки зрения это здание называют самым элегантным и оригинальным зданием Риги в стиле эклектически-декоративного модерна. Взгляд сразу же привлекает огромное тройное окно-"боб" за строгой решёткой балкона. А этажом выше - три окна в виде замочной скважины, символизирующие закрытость частной жизни. Вероятно, во время проектирования этого здания архитектора раздирали внутренние противоречия: крылатые львы по обе стороны от входа вполне дружелюбно смотрят друг на друга, над ними распростёр крылья ангел - символ тайных знаний. А уже на крыше львы застыли в напряжении, оскалив зубы и презрительно задрав хвосты, и между ними - уже не ангел, а сразу три медузы-Горгоны.

IMG_20200223_121345 (456x608, 231Kb)
Alberta iela 4 (4) (435x625, 157Kb)
IMG_20200223_121412 (700x524, 323Kb)
IMG_20230803_125930 (456x608, 142Kb)
IMG_20230719_114905 (700x524, 332Kb)

А это элегантное монохромное здание с неярким, но насыщенным декором считается самым старым на улице Альберта (1900 год, архитектор Фридрих Шеффель). Вероятно, оно принадлежало двум домовладельцам или позднее было разделено наследниками, а потому значится как два отдельных дома под номерами 3 и 5. Известно, что в доме №5 после войны жила мать Елены Сергеевны Булгаковой. В доме №3 проживал архитектор Пауль Мандельштам, также работавший в стиле югенд, а сейчас в этом здании находится жилая резиденция посла РФ.

IMG_20230803_125629 (700x524, 371Kb)

Здание на ул.Альберта 6 построено в 1904 году, архитектор М.Эйзенштейн.
В оформлении фасада использован красный кирпич и светлая штукатурка, декоративные элементы напоминают античные фруктовые вазы. Над входными воротами расположены три выразительных маски: мужчина в центе слегка сконфужен, попав "меж двух огней", то бишь между двух дам. По одной из версий, таким образом Эйзенштейн спародировал образ жизни своего почтенного архитектурного оппонента, исследователя рижской старины доктора Вильгельма Неймана, автора ряда построек в Риге, из которых наиболее известной является Художественный музей. Правда, по официальной версии эти маски символизируют жизненный путь человека.

IMG_20230803_130016 (456x608, 236Kb)
IMG_20230803_130024 (456x608, 210Kb)

Здание на ул.Альберта 7 построено в 1908 году, архитектор Герман Отто Хилбиг. Фасад выполнен в стиле неоренессанса с использованием приёмов декоративного модерна. Т.к. югенд "вырос" из эклектических направлений архитектуры и стилей, возрождавших старину (неоготика, необарокко, неоренессанс), то ни стилистически, ни визуально это здание не нарушает общую концепцию застройки югенд-квартала.

IMG_20230803_130255 (456x608, 210Kb)
IMG_20230803_130303 (469x625, 155Kb)

Самым первым проектом М.Эйзенштейна на Альберта считается дом №8, построенный в 1903 году. Гармоничное сочетание белого и голубого цветов напоминает самое "разрекламированное" здание рижского югенд-квартала (следует учитывать, однако, что похожесть зачастую обусловлена пожеланиями заказчика). Изюминкой этого проекта стал эркер, который объединяет два этажа и завершается небольшим балконом и окном необычной формы. Над ним - интересная композиция: из головы человека (или лесного духа) вырастает дерево, в ветвях которого притаился могущественный лев, а по бокам от него на столбиках спят птицы с огромными клювами. Могу ошибаться, но мне кажется, что эти мирно спящие птицы, спокойные лица маскаронов, ритмичный орнамент и симметрия в композиции могут означать, что строительство дома пришлось на наиболее мирный период в семейных отношениях М.Эйзенштейна.

IMG_20230803_130117 (456x608, 243Kb)
IMG_20230803_130145 (456x608, 206Kb)
IMG_20230803_130057 (456x608, 185Kb)

Ещё один недавно отреставрированный дом на ул.Альберта 9 (1901 год, архитектор Константин Пекшенс). На мой взгляд, получилось не очень удачно. Несмотря на приятный мятный цвет, здание потеряло своё "лицо" и декоративность и выглядит теперь монотонным и тяжеловесным. В жёлто-сером оно мне нравилось больше.

IMG_20230803_140053 (700x524, 423Kb)
Alberta iela 9 (4) (700x452, 427Kb)
feed.photo (700x510, 528Kb)

В этом доме изумительной красоты входная дверь и портал: голова женщины в раковине, а два чёрта по краям словно намекают, что женщина во все времена - существо демоническое.

IMG_20230803_130545 (456x608, 193Kb)

А вот дом на ул.Альберта 10 (1903 год, архитектор Пауль Мандельштам) принципиально отличается от концепции декоративного модерна. Строгий фасад с элементами европейского неоклассицизма, колонны украшены изображениями медицинского жезла Эскулапа - здание строилось для нужд Латвийского университета, в 30-х годах прошлого века здесь находился факультет сравнительной анатомии.

alberta-iela10 (550x413, 153Kb)

Единственное здание, которое резко контрастирует с остальными домами югенд-квартала, находится на ул.Альберта 11. Было построено в 1908 году архитектором Эйженом Лаубе в стиле национального романтизма (одно из направлений архитектуры модерна). Вообще-то, как архитектурный стиль национальный романтизм мне вполне симпатичен. Но в контексте вычурного декоративного модерна улицы Альберта это мощное, угрюмое здание выглядит инородным телом. Возможно, из-за своего плачевного состояния оно напоминает старого, неуклюжего динозавра посреди цветочной лужайки, над которой порхают эльфы и бабочки.
Этот дом считается одним из символов национального романтизма в Латвии, и одновременно всего творчества архитектора Эйжена Лаубе - выдающегося латышского архитектора, идеолога латышского национального романтизма, который активно пропагандировал и развивал этот стиль. В Риге по проектам Эйжена Лаубе было построено более 80 жилых и общественных зданий. В 1908 году Э.Лаубе в журнале "Zalktis" ("Уж") опубликовал программную статью "О строительном стиле". В ней он призывал изучать народное прикладное искусство и "погружаться в дух наших предков", чтобы потом этот дух "в новом, более мощном виде" охватил бы "каждого из нас и всю нашу жизнь, наши труды". Тогда и строительное искусство получило бы полностью независимый и одновременно латышский характер.

IMG_20230803_130654 (456x608, 165Kb)

В проекте этого здания отразились попытки рижских архитекторов создать самобытную латышскую архитектуру, для которой характерны тяжеловесность форм, монументальность, крутые крыши, окна со скошенным верхом, напоминающие форму латышских сельских домов, этнографические орнаменты и стилизованные растительные мотивы. В отделке фасада использован грубый камень, известковый туф, дерево, шершавая и гладкая штукатурка типичного для национального романтизма тёмно-серого цвета. Боковые эркеры украшает стилизованный рисунок солнца, выполненный из медных пластинок и натурального тюрингского шифера (сланца).

IMG_20230803_130711 (469x625, 228Kb)
IMG_20230803_130746 (456x608, 200Kb)
l_alberta_11_4 (200x200, 27Kb)

Интересно, что при всей "латышскости" национального романтизма в оформлении зданий то и дело встречаются приметы русского фольклора и древнерусского зодчества.
Смотрите, этот дом "охраняют" два былинных богатыря - мощные 3-этажные эркеры сверху покрыты "шлемами", какие носили древнерусские воины, и овальные окна вместо лиц. Ну, чем не Илья Муромец и Алёша Попович?

l_alberta_11_2 (300x450, 85Kb) OIP (1) (214x214, 42Kb)

В 20-х годах прошлого века этот дом отдали в распоряжение советского торгпредства в Латвии. В мае 1922 года здесь состоялось выступление поэта Владимира Маяковского, на котором он представил рижской публике свою поэму "Люблю".

Отныне я сердцем править не властен.
У прочих знаю сердца дом я.
Оно в груди — любому известно!
На мне ж
с ума сошла анатомия.
Сплошное сердце —
гудит повсеместно.
images (187x269, 26Kb)

Под номером 12 на улице Альберта находится эффектное угловое здание, построенное в 1903 году выдающимся латышским архитектором Константином Пекшеном и его учеником, студентом Рижского политехникума Эйженом Лаубе, который позже сам стал знаменитым латвийским зодчим (его авторское здание расположено как раз напротив). За счёт далеко выдвинутых ризалитов, балконов в угловой части и массивных входных порталов здание отличается чрезвычайно сильной пластикой, а изящная башенка на крыше делает силуэт ещё более выразительным. В композиции использованы отдельные мотивы архитектуры ренессанса и средневековья, но общий образ близок к национальному романтизму.

IMG_20230803_135801 (473x608, 189Kb)
IMG_20200223_124258 (700x524, 291Kb)
IMG_20200223_123907 (456x608, 154Kb)
Alberta iela 12 (2) (426x625, 169Kb)
IMG_20200223_124424 (469x625, 196Kb)

Здание часто называют "домом с белками", хотя найти этих хитрых зверушек не так-то и просто: они спрятались внутри рельефного орнамента из еловых веток с шишками ( над верхним балконом в центре и над нижним балконом - две белочки по углам).

Alberta iela 12 (6) (440x625, 243Kb)

Отдельного внимания заслуживает парадный подъезд с чрезвычайно изысканной винтовой лестницей.

IMG_20230603_142958 (456x608, 185Kb)
IMG_20230603_133729 (456x608, 192Kb)

В этом доме проживали многие деятели латышской культуры. Так на пятом этаже с 1904 по 1911 год жил основоположник латышской живописи Янис Розенталс с женой, финской оперной певицей Элли Форсель. Его соседом был Рудольф Блауманис, классик латышской литературы и драматургии. Ещё с советских времён здесь находится квартира-музей, посвящённый этим выдающимся личностям.
Сам же Константин Пекшенс занимал большую квартиру на первом этаже. Именно в ней сейчас расположился музей "Рижский центр югендстиля", где можно подсмотреть, как в начале прошлого века жили рижские "сливки общества" - в интерьере музея размещена аутентичная рижская мебель начала XX века, посуда, предметы искусства, часы, одежда, вышивка и другие предметы. Неторопливые беседы с дамами в нарядах эпохи югендстиля позволят проникнуться очарованием модерна.

IMG_20230603_140501 (456x608, 204Kb)
IMG_20230603_140524 (456x608, 196Kb)

В самом конце улицы Альберта находится ещё один архитектурный шедевр М.Эйзенштейна - дом под номером 13. Любое здание Михаила Эйзенштейна — это своего рода архитектурный "рог изобилия", но в этом проекте он, кажется, превзошёл сам себя. Здание строилось в самый разгар русско-японской войны, сразу после известия о разгроме русского флота, и эмоциональный Эйзенштейн "выплеснул" на фасад весь трагизм собственного восприятия этих событий. Декор здания чрезвычайно богатый, много символических деталей, говорящих о встревоженности автора: женщины, заламывающие руки в немом крике; крылатые девы со скорбными лицами и сплетёнными под грудью косами; козлиные черепа; закованные в латы рыцари, со времён Ледового побоища символизирующие опасность и смертельного врага; и даже птица Феникс, понуро опустившая свой роскошный хвост.

IMG_20230803_131113 (700x524, 434Kb)
IMG_20230803_130957 (700x525, 443Kb)
foto-123-COLLAGE (622x622, 142Kb)
IMG_20200223_123611 (456x608, 262Kb)

Две огромные женские маски, кажется, уже из последних сил удерживают массивные "короны" в виде конуса. Интересен выбор мифологических сюжетов и персонажей. Справа - Артемида, богиня охоты и покровительница всего живого на Земле, она облегчает страдания умирающих и ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью. Слева - Пан, козлоногий весельчак и бог плодородия. Пан любит уединение и тишину, а в минуты беспокойства может издавать жуткий крик, от которого разбегаются стада, а люди от ужаса впадают в ПАНику и испытывают ПАНический страх. В другой своей ипостаси Пан считается богом-проводником, он знает все пути на суше и на море и звуками своей флейты может усмирять морские волны. Над головами обоих персонажей уже "загораются" и дарят надежду солнечные лучи, и тянутся вверх башенки с изящными и хрупкими "воздушными замками" мирной жизни. Полную горечи и страданий композицию венчает бог света Аполлон с лучезарной диадемой - символом свободы, солнца и победы, словно предсказывая, что скоро, очень скоро грозовые тучи рассеются и жизнь вновь заиграет яркими красками.

Alberta iela 13 (11) (700x448, 385Kb)
IMG_20230803_131337 (700x433, 194Kb)

Сразу за углом, на ул.Стрелниеку 4а стоит ещё один чудесный дом в уже знакомом бело-голубом "одеянии" (1905 год, архитектор М.Эйзенштейн). Рука мастера видна с первого взгляда. Этот образец эклектичного, экстремально-декоративного югенда поистине ослепляет обилием декора, используются как традиционные формы исторических стилей, так и разнообразные мотивы модерна. Здание проектировалось для частной начальной школы С.Митусова. В 90-х годах здание было выкуплено фондом Сороса и реконструировано - был отреставрирован фасад, но от внутреннего убранства сохранились лишь отдельные части. В настоящее время здесь размещается Стокгольмская школа экономики в Риге.

IMG_20200223_125807 (456x608, 236Kb)
IMG_20200223_125835 (456x608, 249Kb)
IMG_20200223_130216 (456x608, 289Kb)
IMG_20230803_131259 (456x608, 151Kb)

Кстати говоря, на крыше этого здания снимался известный клип группы "Brainstorm" - "A Day Before Tomorrow", в котором хотя бы одним глазком можно увидеть то, что обычно скрыто от глаз пешеходов.
https://www.youtube.com/watch?v=tCZUTnEZL7I

Перед зданием установлен бюст Джорджа Армитстеда, который с 1901 по 1912 год был рижским градоначальником и во многом способствовал развитию "тихого центра" с его бесконечно прекрасными домами. Кстати говоря, Джордж Армитстед был одним из самых результативных и предприимчивых мэров Российской Империи. В 1907 году император Николай II предложил ему пост градоначальника Санкт-Петербурга, однако Армитстед категорически отказался. Сейчас Джордж Армитстед признан лучшим мэром Риги всех времён.

IMG_20230803_131520 (456x608, 230Kb)

Вот такая она, эта улица Альберта. Прогуливаясь по ней, всё время вспоминаешь "Алису в стране чудес" - с каждым шагом всё чудесатее и чудесатее! А ведь в 1930-е годы известный в то время архитектор Х.Пиранг писал: "Стиль модерн продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой". Сейчас улицу Альберта называют "жемчужиной рижского модерна", она стала в прямом смысле музеем под открытым небом (8 из 13 домов признаны памятниками архитектуры) и включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

IMG_20230803_135920 (700x524, 426Kb)

Столетие назад улицу Альберта назвали в честь основателя нашего города епископа Альберта фон Буксгевдена, но, по справедливости, сейчас она могла бы носить имя "рижского Гауди" Михаила Эйзенштейна, ведь именно он сделал её самой красивой улицей Риги.
По проектам Михаила Эйзенштейна в 1901-1906гг. были построены дома на улице Альберта и ещё несколько в ближайшей округе, всего около 20 зданий. Однако щедрое изобилие деталей на фасадах, эмоциональная насыщенность и экспрессивность декоративных элементов вызывали недовольство публики. Современники называли Эйзенштейна "безумным кондитером" и "сумасшедшим пирожником", а некоторые его коллеги, адепты северного модерна, считали, что постройки архитектора просто позорят Ригу. Тем не менее, история не сохранила даже их имён, а творения Эйзенштейна и сто лет спустя продолжают радовать и бесконечно восхищать целым созвездием разнообразных архитектурных форм и настоящим фейерверком орнаментальных украшений. 16 из них признаны памятниками архитектуры государственного значения.
Самые поздние проекты М.Эйзенштейна датируются 1911 годом. Считается, что на спад творчества повлиял развод с женой в мае 1912 года. После отъезда жены и организованной в прессе травли его творений, Михаил Эйзенштейн архитектуру оставил и больше к ней не возвращался. После Октябрьской революции Эйзенштейн отказался принять власть Советов, эмигрировал в Берлин, чтобы всего через 2 года умереть на чужбине в возрасте 53 лет.

Памятная доска на на ул.Альберта 4.
"Здание построено в 1904 году. Автор проекта строительный инженер Михаил Эйзенштейн 1867 - 1921.
Дома, построенные по его проектам, составляют значимую часть архитектурного наследия рижского югендстиля."

IMG_20230803_140216 (700x454, 157Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Югенд-квартал | Nataliza01 - Дневник Рыжик ))) | Лента друзей Nataliza01 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»