В течение нескольких веков это был самый красивый дом во всём городе.
В 1334 году гильдия горожан построила для своих нужд новое здание, которое так и стали называть - Новый дом. Правда, в то время он не был таким роскошным, больше походил на большой бюргерский жилой дом. Несмотря на последующие перестройки, хорошо просматривается его первоначальный готический силуэт: ступенчатый фасад, стрельчатые ниши на всю высоту.
Во второй половине XIV века здесь обосновалось Братство Черноголовых, и здание стали именовать не иначе, как Дом Черноголовых.
Братство Черноголовых - весьма интересная организация, она существовала только в Риге и в Таллине.
В XIV веке рижские купцы объединились в Большую гильдию. Но в конце века в устав гильдии были внесены изменения: отныне её членами могли быть только местные купцы, у которых в Риге была семья и собственность. И тогда иноземные и, в большинстве своём, неженатые торговцы повязали на головы чёрные траурные ленты и покинули Большую гильдию. За что и получили в городе прозвище черноголовых. Но молодые и свободные, они недолго горевали и создали свой собственный "профсоюз".
Членами нового Братства могли стать молодые неженатые иностранцы (в основном, немцы) - купцы, приказчики, коммивояжёры, главной обязанностью которых было сопровождение и доставка товаров из Западной Европы в города Ливонии. Занятие это было сопряжено с большим риском, каждый поход больше напоминал военную экспедицию, т.к. товарным караванам угрожали и природные стихии, и пираты, и конкуренты. Черноголовые были этаким торговым "спецназом", приходилось проявлять бойцовские качества, отвагу, смекалку и хитрость.
По образу жизни Черноголовые были больше воинами, чем торговцами, поэтому в обществе и на торжественных церемониях именовали себя "рыцарями Двора короля Артура", которого избрали своим покровителем. Впрочем, покровителей у Братства было несколько. Как военные, они молились св.Георгию (покровитель рыцарей и воинов). В путешествиях им помогала св.Гертруда. Св.Дева Мария опекала их во время пребывания на ливонской земле (Марии посвящено завоевание Ливонии). Но главным патроном Братства был св.Маврикий.
В средние века св.Маврикий олицетворял собой идеал истинно христианского воина. Командир Римского легиона погиб мученической смертью в III веке н.э., отказавшись принести в жертву своих единоверцев-христиан. За что после долгих мучений был обезглавлен. Случилось это на чужой земле, и, вероятно, этим Маврикий был близок членам Братства, ведь и они постоянно рисковали жизнью вдали от родины.
Отрубленная голова святого стала отличительной чертой и присутствовала на гербе общества.
Ни в одном из первоисточников прямо не сказано о принадлежности святого к той или иной расе, но в большинстве случаев Маврикия традиционно изображают темнокожим.
Крупные торговые корпорации щедро оплачивали услуги своих агентов, и члены Братства были людьми весьма обеспеченными. На свои средства они сначала арендовали, потом выкупили Дом Черноголовых, украшали и обустраивали его. Здание несколько раз перестраивалось, и к началу XVII века получило тот облик, который мы видим и сегодня. Первый этаж занимали торговые лавки, на втором этаже находились помещения для заключения сделок. Чердак по рижской традиции использовали для хранения товаров, с обратной стороны здания был установлен подъёмный механизм для загрузки. Каждый элемент роскошного убранства здания соответствует жизнерадостному духу Братства Черноголовых и при этом несёт в себе смысловую нагрузку.
Торговля в Риге во многом зависела от направления ветра, и купцам необходимо было знать, куда ветер дует. Поэтому на самом верху, над фронтоном здания установлен очень красивый флюгер: над ажурным облаком из кованого железа позолоченная фигурка св.Георгия на коне - покровителя воинов и Братства Черноголовых.
На самом фронтоне (в центре) - круглый медальон с изображением доблестного короля Артура, служить которому считалось у Черноголовых за честь, а по обе стороны от него - скульптуры его рыцарей.
Чуть ниже - скульптуры львов, символизирующие силу и храбрость.
В 1626 году на Доме Черноголовых появились астрономические часы с треми циферблатами, которые показывали время, дату и день недели, месяц и год, столетие и тысячелетие, а также фазы Луны и зодиакальное созвездие. Эти чудо-часы изготовил умелый рижский мастер Матисс.
Под часами находятся гербы Риги и немецких городов, с которыми у Риги были самые тесные связи - Бремена, Любека и Гамбурга.
В 1886 году в центральных нишах были установлены выполненные Августом Фольцем статуи повелителя морей Нептуна, Единства, Мира и бога торговли Меркурия.
Карниз первого этажа украшают лилии - символ Девы Марии и очень выразительная скульптура Георгия-Победоносца.
Над входом в здание - ещё один барельеф короля Артура и каменные фигуры львов, в лапах они держат щиты с изображениями головы св.Маврикия и перекрещенных ключей. Во времена Ливонии ключи были символом Папы Римского, но это также древнейшая эмблема двуликого бога Януса, которому были известны тайны жизни и смерти, законы земли и неба, и законы службы двум господам.
По обе стороны от входа установлены привратные каменные стелы: слева - Мадонна с младенцем, над ней - герб Риги; справа - св.Маврикий и герб Братства Черноголовых. Это точные копии изготовленных ещё в 1552 году стел, чудом уцелевшие оригиналы находятся в Крестовой галерее Домского собора.
В 1895 году общество становится немецким купеческим клубом, в 1939 году - после репатриации этнических немцев - прекращает свою деятельность.
29 июня 1941 года Дом Черноголовых был практически полностью разрушен немецкими войсками во время обстрела жилых кварталов Старого города.
После войны здание решили не восстанавливать: руины снесли, исторические подвалы засыпали землёй, сверху разбили сквер. Однако историки, архитекторы да и просто жители города лелеяли мечту возродить Дом Черноголовых. И в 2001 году, как подарок Риге к её 800-летнему юбилею, здание было отстроено заново по старым рисункам и фотографиям. Архитекторы постарались даже в мелочах воссоздать облик Дома Черноголовых. И только одну деталь намеренно восстанавливать не стали.
Когда-то на стенах Дома были написаны различные наставления Черноголовым. Это были и высокодуховные изречения, и самые простые, бытовые пожелания. Над аркой входа, с внутренней стороны была надпись, ставшая пророческой: "Если мне смерть суждена от огня, вновь возродите из пепла меня!"
Именно эту надпись над входом было решено не восстанавливать, чтобы вновь не напророчить беду.