Церковь Святого Николая, или по-эстонски - Нигулисте, была построена в XIII веке. В 1230 году в этой части города поселились немецкие купцы, прибывшие в Ревель вслед за рыцарями-меченосцами. Они основали свой храм и освятили его в честь Святого Николая, покровителя всех мореходов. В те времена в регионе Балтийского моря были распространены укреплённые торговые церкви. Так и Нигулисте первоначально совмещала в себе функции и культового сооружения, и крепости, и хранилища товаров, в котором заключались торговые сделки.
В смутные дни Реформации Нигулисте была единственной из церквей Нижнего города, которая избежала погромов и разграбления. По преданию, во время погрома 1523 года её настоятель велел залить все замки расплавленным свинцом, и разъярённая толпа не смогла попасть внутрь. Потом страсти улеглись, храм перешёл к лютеранам, но весь интерьер удалось сберечь. Многие предметы средневековья были безвозвратно утрачены во время Второй мировой войны, да и само здание храма сильно пострадало - при бомбардировке 1944 года обрушилась крыша. После реставрации 1980-х годов в здании церкви открыли музей.
Разглядеть церковь Нигулисте вблизи довольно сложно: она расположена в центре старого города, где застройка очень плотная и скученная. Свой нынешний облик основное здание церкви приобрело в XV веке, позднее к нему было пристроено несколько часовен.
С правой стороны находится жёлтый мавзолей принца Гольштейн-Бекского - прямого предка (по мужской линии) британского принца Чарльза. Рядом - капелла русского фельдмаршала де Круа, с которым связана интересная и весьма необычная история. К моменту своей смерти в 1702 году де Круа настолько погряз в долгах, что кредиторы запретили предавать тело земле. Умершего фельдмаршала поместили в подклете церкви и некоторое время показывали всем желающим за определённую плату, которая шла в счёт погашения его долгов. Потом про него забыли на целое столетие. За это время тело удивительным образом само собой мумифицировалось. Его накрыли стеклянной крышкой и поместили на катафалк в одной из капелл церкви Нигулисте. Погребение фельдмаршала де Круа состоялось только в 1897 году, спустя 195 лет (!) после его смерти.
"Дней Петровых современник,
Взяли в плен его враги,
И по смерти всё он пленник
За грехи и за долги."
(Пётр Вяземский)
Возле церкви Нигулисте растёт старейшее дерево Таллина. Церковные хроники утверждают, что эта липа была посажена здесь в 1680 году. Под липой похоронен пастор церкви Нигулисте Кристиан Кёльх, его именем она и названа.
Колокольня церкви Нигулисте и её знаменитый шпиль, "царапающий низкие балтийские облака", в нынешнем облике появились в XVII веке. В годы Второй мировой войны, а затем во время пожара 1982 года башня была разрушена. Лучше всего её можно рассмотреть со смотровой площадки Сада Датского короля.
Сейчас в Нигулисте находится Музей сакрального искусства и концертный зал органной музыки. Здесь представлены произведения средневекового искусства, украшавшие некогда церкви и монастыри Эстонии: алтари, скульптуры, картины, резная крестильная купель XVII века, роскошные гербы-эпитафии и каменные надгробные плиты. Большая часть произведений происходит из церкви Нигулисте и сегодня экспонируется на своих первоначальных местах.
Семирожковый напольный подсвечник высотой около четырёх метров был изготовлен в литейной мастерской Любека и дарован церкви Нигулисте в 1519 году.
В Серебряной кладовой выставлена коллекция изделий из серебра, которые были созданы ремесленниками города. Здесь есть уникальные кубки в виде ноги косули, которые встречаются только в Таллинне. По одной из легенд, название городу "дала" именно косуля (но об этом я расскажу в другой раз).
Гордостью коллекции является доставленный в Таллинн в 1481 году запрестольный образ с двумя парами створок для главного алтаря церкви Нигулисте, изготовленный в Любеке, в мастерской Хермена Роде. Это одно из наиболее сохранившихся и крупнейших северогерманских створчатых алтарей позднего Средневековья во всём мире. На створчатом алтаре изображено более сорока святых и библейских персонажей, среди которых главным является Св.Николай, покровитель церкви Нигулисте, традиционно изображаемый в епископской митре и с жезлом.
Ретабло алтаря Девы Марии, принадлежавшее Братству Черноголовых.
На стене капеллы Святого Антония - средневековое распятие (последняя четверть XIV века) и фигуры Богородицы (1410) и Святого Иоанна (1430).
Деревянная скульптура Святого Христофора (1624), которая раньше служила опорой для деревянной кафедры храма.
Жемчужина коллекции Нигулисте - всемирно известная картина любекского живописца Берндта Нотке "Пляска смерти", написанная в конце XV века. Это полотно уникально и представляет собой огромную культурную и историческую ценность, так как все прочие картины на данный сюжет в мире были утеряны. Аналогичная композиция того же художника находилась в Мариенкирхе в Любеке, она была длиной 30 метров и изображала 49 фигур. К сожалению, и она сама, и её копия, сделанная в XVIII веке, были утрачены. Предполагается, что таллинская "Пляска смерти" - это авторское повторение того же сюжета. Точнее, это только начальный фрагмент длиной в 7,5 метров с 13 фигурами, остальная часть либо не сохранилась, либо не была закончена.

Тема "пляски смерти" сложилась в Высоком Средневековье, призывая задуматься о смысле жизни и о равенстве всех людей перед лицом смерти - и знатных, и простых, и бургомистра, и последнего бедняка. В начале картины мы видим проповедника на кафедре и играющую на волынке Смерть (в виде скелета). Далее в порядке иерархии представлено всё средневековое сословие: танец со Смертью начинают Папа Римский и император, а заканчивают (предположительно) крестьянин или шут. Под каждой фигурой - рифмованный диалог Смерти с изображённой персоной.
Фотографировать эту картину очень сложно из-за бликов. Поэтому привожу снимок с официального сайта музея Нигулисте.