Облик Вильнюса просто невозможно представить без его многочисленных храмов, без башен, куполов и высоких готических шпилей. Здесь их очень много, и я решила посвятить им отдельный рассказ.
Самый большой католический храм города - Кафедральный собор Святого Станислава - мы уже видели в
первой части. А поблизости от него на вершине горы на фоне зелени деревьев сияют белизной Три креста.
Этот монумент установлен в честь монахов-францисканцев, принявших смерть от язычников. Уже много веков литовцы свято верят в эту легенду, однако документально она никак не подтверждена. В XIV веке в Вильну были приглашены 14 францисканских монахов. Они публично проповедовали Евангелие и бранили старых литовских богов, вызывая возмущение у народа. А тут как раз случился неурожайный год и внезапная война, и во всех своих бедах горожане обвинили чужестранцев. Они схватили монахов и семерых сразу казнили на рыночной площади, семерым удалось убежать. Их поймали на горе и четверых сбросили в реку Нерис. Дабы испытать силу бога пришельцев, оставшихся трёх монахов прибили к крестам:
"Пришли с заката (с запада), на закат и возвращайтесь. Зачем оскорбляли наших богов? Вы заставляли нас поклоняться этим деревянным крестам, теперь сами плывите на них."
Легенду о мученической смерти францисканцев вспомнили (или придумали) в начале XVII века и установили на холме первые деревянные кресты. Через полтора столетия, обветшав, они рухнули в реку. Во время Первой мировой войны установили бетонные кресты, но в 50-е годы они были взорваны. В 1989 году монумент восстановили, но уже как памятник жертвам сталинизма. В праздники Три креста "окрашивают" в цвета государственного флага Литвы, и выглядит это очень красиво.
***
В старой части Вильнюса находится уникальный архитектурный ансамбль, включающий в себя монастырь Ордена бернардинцев, Костёл Франциска Ассизского и Бернардина Сиенского и храм Святой Анны. Рядом с храмовым комплексом установлен памятник польско-литовскому поэту Адаму Мицкевичу.
На территорию церкви и монастыря ведут псевдоготические ворота XIX века.
Свой первый храм, простенький и деревянный, монахи Ордена Бернардина построили на этом месте ещё в конце XIV века. Спустя столетие был построен новый каменный костёл. Несмотря на многочисленные последующие перестройки, он сохранил свой строгий готический облик, характерный для храмов оборонного типа - стены из красного кирпича, укреплённые мощными контрфорсами, три башни и бойницы-амбразуры под крышей (в северной стене здания). Со временем добавились некоторые черты архитектуры барокко и ренессанса.
***
Изящный и удивительно красивый храм Святой Анны был построен в самом конце XV века в стиле замысловатой "пламенеющей" готики. Как ни странно, но первоначальный облик сохранился благодаря обрушению сводов церкви в XVII веке: здание долгое время не использовалось, и его не коснулась перестройка в стиле барокко, которую испытали на себе все древние храмы.
"Чтоб заживить на сердце раны,
Чтоб освежить усталый ум,
Придите в Вильну к храму Анны,
Там исчезает горечь дум.", - писал белорусский поэт Максим Богданович.
Самым ценным элементом собора является его главный фасад, равного ему нет не только в Литве, но и во всей Восточной Европе. Три грациозные башни одинаковой высоты образуют правильную симметричную композицию фасада здания, основная декоративная часть не имеет ни одной плоской поверхности. Для создания неповторимых узоров строители использовали тридцать три вида кирпича. Центральная часть фасада выполнена в виде прямоугольников, украшенных верёвочным орнаментом. Все элементы связываются аркой в виде киля, над которой высится средняя башня фасада. Мотив основной арки повторяют стрельчатые арки небольших башенок. Завершают изысканный фасад здания восьмигранные башни, декорированные солнцами, флюгерами и крестами.
Готика всегда полна тайн и символизма. Вот и на фасаде костёла Святой Анны в ажурных переплетениях линий угадываются "Колюмны" - геральдический знак князей Гедиминовичей, давших не только Литве, но и России целую плеяду выдающихся государственных деятелей (Голицыны).
А ведь действительно похоже!
Создателем костёла Святой Анны считается чешский архитектор Бенедикт Рейт, автор знаменитого Пражского собора и архитектурного комплекса Вавель в Кракове. Однако в Вильнюсе до сих пор жива легенда, что создателем храма был вовсе не этот гениальный зодчий, а его помощник. (А Рейт, согласно документам, действительно прибыл в Вильнюс вместе с мастером по имени Иаков, и его клеймо найдено на кирпичах в кладке стен.) Согласно легенде, сам архитектор занимался возведением монастыря, а
строительство маленькой церквушки поручил своему помощнику. Увидев это ажурное чудо, мастер понял, что ученик превзошёл его. Он столкнул юношу со строительных лесов, а созданный им шедевр выдал за своё творение.
По другой легенде, Наполеон Бонапарт был в восхищении от храма Святой Анны и сожалел, что не может на ладонях перенести его в родной Париж. Что, впрочем, не помешало ему устроить в храме конюшню, а перед отступлением сжечь все резные деревянные детали.
"Чтоб заживить на сердце раны,
Чтоб освежить усталый ум,
Придите в Вильну к храму Анны,
Там исчезает горечь дум.
Изломом строгим в небе ясном
Встаёт, как вырезной, колосс.
О, как легко в порыве страстном
Он башенки свои вознёс.
А острия их так высоко,
Так тонко в глубь небес идут,
Что миг один, и - видит око -
Они средь сини ввысь плывут.
Как будто с грубою землёю
Простясь, чтоб в небе потонуть,
Храм стройный лёгкою стопою
В лазури пролагает путь.
Глядишь - и тихнут сердца раны,
Нисходит мир в усталый ум.
Придите в Вильну к храму Анны!
Там исчезает горечь дум. "
Максим Богданович
Внутри костёл хорошенько рассмотреть не удалось, там проходило частное мероприятие.
***
Самая распространённая религия в Литве - это католицизм, католиками себя считают ок. 80% жителей. В течение нескольких столетий литовские князья из политических соображений балансировали между Восточной и Западной церквями, и Литва стала последней страной в Европе, принявшей христианство. В 1387 году произошло крещение Литвы по западному канону. Однако, древнейшие культовые сооружения Вильнюса принадлежат именно православной церкви.
"Над русской Вильной стародавней
Родные теплятся кресты -
И звоном меди православной
Все огласились высоты."
Ф.И.Тютчев
Белоснежный храм на берегу реки Виленки привлекает взгляд своей мощью и немного непривычным силуэтом. Это Пречистенский кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы - одна из древнейших христианских святынь литовской столицы, старше него только православная Пятницкая церковь.
Основание Виленского храма в честь Успения Божией Матери было положено в 1346 году Великим князем Литовским Альгирдасом (Ольгердом) для своей супруги, княжны Тверской Иулиании (Ульяны). Приглашённые киевские зодчие возвели его наподобие Софийского храма Ярослава Мудрого.
Княжеская чета принимала деятельное участие в построении храма, постоянно бывала на богослужениях, а после кончины и князь Альгирдас (1377), и княгиня Иулиания (Ульяна) Тверская (1392) были погребены под сводами Пречистенского Собора. В 1495 году здесь торжественно встречали дочь Великого князя Московского Иоанна III Елену - царственную невесту Великого князя Литовского Александра.
В конце XVI века после заключения Брестской Унии все двенадцать храмов Вильни были переданы униатской церкви. В руки униатов переходит и Виленский Пречистенский Собор. Вследствие смут и частых войн, двух пожаров и ненадлежащего ухода Собор пришёл в упадок. В начале XIX века храмовое здание было продано Виленскому Университету, здесь разместили анатомический театр, аудитории, ветеринарную клинику со скотолечебным отделением и библиотеку. Только во второй половине XIX века церковь вернули православной общине, и в 1864 году начались восстановительные работы. Архитекторы А.Резанов и Н.Чагин сделали его похожим на средневековые грузинские храмы, бережно сохранив при этом древние фрагменты здания.
Богатый пятиярусный иконостас написал староста собора академик И.П.Трутнев.
***
Небольшой по размерам, симпатичный, но довольно скромный Храм во имя святой мученицы Параскевы Пятницы - это первый каменный христианский храм в Вильне, был построен в 1345 году по инициативе витебской княжны Марии Ярославны, первой супруги великого князя Литовского Альгирдаса. Свой нынешний облик Пятницкая церковь получила в 1864 году, когда фактически была заново отстроена на древнем фундаменте. (Фото не моё)
Пятницкий храм знаменит тем, что в 1705 году российский самодержец Пётр I отслужил здесь благодарственный молебен Господу за победу над шведским королем Карлом XII и под именем Ибрагима Петровича Ганнибала крестил в православие 8-летнего эфиопского мальчика.
Текст памятной плиты на стене храма: "В сей церкви Император Пётр Великий в 1705 г. слушал благодарственное молебствие за одержанную победу над войсками Карла XII подарил ей знамя отнятое в той победе у шведов и крестил в ней Африканца Ганнибала деда знаменитого поэта нашего А.С.Пушкина".
В 2011 году во дворе Пятницкой церкви был открыт памятник арапу Петра Великого и его правнуку. По задумке автора, ладони - это Россия, которая под сенью православного креста выпестовала видного российского государственного и военного деятеля Ганнибала и его правнука, великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (их портреты "лежат" в ладошках).
В этой церкви были крещены все двенадцать сыновей Альгирдаса (Ольгерда) от Марии, княжны Витебской и Иулиании, княжны Тверской. Здесь же были крещены в православие трое приближённых князя Альгирдаса - Антоний, Иоанн и Евстафий, которые вскоре приняли мученическую смерть и были канонизированы как Виленские мученики.
Когда-то возле церкви располагалась торговая площадь с рыбными лавками. Сейчас здесь своими изделиями торгуют художники и мастера-ремесленники.
***
Никольская церковь (Церковь Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, Церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского) - один из древнейших православных храмов в Литве.
Первая деревянная церковь (предположительно) была построена в 1340 году - ещё во времена князя Гедимина, основателя Вильнюса. В церкви Святого Николая первоначально были захоронены виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, казнённые в 1347 году.
В 1350 году жена литовского князя Ольгерда, Иулиания (Ульяна) Тверская, вместо ветхой деревянной постройки возвела каменный храм. Позднее церковь дважды перестраивали: сначала в готическом, потом в барочном стиле.
В XVII-XVIII веках принадлежала униатской церкви. Храм был в очень плачевном состоянии, когда его снова вернули православным. К этому времени жителями Литвы были собраны немалые средства на возведение нового храма святого архистратига Михаила. Однако виленский генерал-губернатор М.Муравьёв посчитал, что восстановление древней православной церкви гораздо важнее. К 1866 году Никольская церковь была перестроена в псевдо-русском стиле, а слева от главного входа установили Михайловскую часовню - в честь архистратига Михаила, небесного покровителя Виленского градоначальника.
Рядом с церковью (в переулке справа) находится дом, в котором родился и жил выдающийся русский актёр, народный артист СССР Василий Иванович Качалов (Шверубович). Его отец Иоанн Шверубович в течение 20 лет был настоятелем Виленского Никольского храма.
***
Костёл Святого Казимира строился как храм Ордена иезуитов. В 1604 году костёл освятили в честь только что канонизированного литовского княжича Святого Казимира Ягеллона. У костёла долгая и сложная история: он был и храмом иезуитов, и православным собором (1840-1915), и протестантской гарнизонной церковью германской армии (во время первой мировой войны). Здесь размещали то временную тюрьму для военнопленных, то зернохранилище, то гимназию для мальчиков, в советские годы - Музей атеизма.
Первоначальный проект храма разрабатывали в Риме в то время, когда барокко, как стиль, ещё только набирало силу, и это здание стало первой барочной постройкой Вильнюса. За 400 лет существования храм не единожды горел, претерпел несколько реконструкций, а нынешний облик обрёл в 1991 году после капитального ремонта, который был начат ещё в советский период. (Ремонтные работы проводятся и по сей день, это видно на фото; доступ в костёл очень ограничен). Здание выглядит нарядно и празднично, его светлый фасад богато украшен лепниной и декоративными элементами.
Но главная отличительная черта, главная "изюминка" костёла - это чёрно-золотая корона династии Ягеллонов, к которой принадлежал Святой Казимир.
Великокняжеская митра с крестом венчает центральный купол храма и почти полностью скрыта за фасадом, вблизи костёла её совсем не видно, да и издали довольно сложно найти подходящий ракурс. При этом центральная башня выглядит какой-то.. недоделанной что-ли... Вот если бы перенести корону сюда, то (на мой непросвещённый взгляд) здание получило бы более гармоничный, законченный вид, заиграло бы новыми красками.
Нашла фотку двухлетней давности: это мой сыночка, любитель всяких таких "штучек", меня "короновал"...
***
На небольшом пятачке возле бывших Восточных городских ворот сосредоточились храмы сразу трёх конфессий. Место, где словно на былинном перепутье стоишь: направо пойдёшь - к униатам попадёшь (справа за кадром - церковь Святой Троицы и бывший базилианский монастырь), прямо пойдёшь - католиком станешь (костёл Святой Терезы с примкнувшей к нему часовней знаменитой иконы Матери Божией Остробрамской), налево пойдёшь - в православном монастыре окажешься (слева - розовые ворота в монастырь и церковь Святого Духа).
Просто невозможно пройти мимо, не заметив огромные, трёхъярусные ворота, щедро украшенные лепниной в стиле позднего "виленского барокко". С балкончика за городом "наблюдает" "Всевидящее Око", а над ним на фронтоне - барельефная композиция "Святая Троица и шар земной".
На первый взгляд кажется, что там, за воротами скрывается одна из потаённых улочек Старого города. На самом деле, это вход во внутренний двор бывшего базилианского монастыря (справа от ворот в бывших монастырских помещениях расположился ресторан "У базилиан").
По преданию, церковь Святой Троицы была построена посреди священной для литовцев-язычников дубовой рощи на том месте, где в 1347 году приняли смерть за веру христову "виленские мученики" Иоанн, Антоний и Евстафий.
Все трое служили при дворе князя литовского Ольгерда. Христианский священник Нестор раскрыл им всю благость истинной веры и убедил отказаться от поклонения идолам, деревьям и валунам. Узнав об этом, князь Ольгерд приказал бросить Иоанна и Антония в темницу. Их пытали, требовали отказаться от веры, но тщетно. И тогда раздосадованный князь приказал повесить отступников на дубах в священной роще. Спустя полгода та же участь постигла и третьего мученика - Евстафия.
(Лично для меня эта история непонятна и полна белых пятен. Особенно много вопросов по участию в ней князя Ольгерда. Ольгерд принял православное крещение за 30 лет до описываемых событий, православной была его мать Ольга, и сам он долгое время жил и княжил в псковских землях. К 1347 году при содействии князя и его православных жён (первая - витебская княжна Мария, вторая - тверская княжна Ульяна) в городе уже были освящены два православных храма и строился третий. В православие были крещены все 12 сыновей князя Ольгерда. После казни тела Иоанна, Антония и Евстафия с разрешения князя были погребены в православной Никольской церкви. С другой стороны, язычники не были кровожадными. Убить еретика - да, могли. Но пытать, резать носы, уши и т.п.? Зато в Европе в это время уже вовсю свирепствовала " святая инквизиция". Отсюда вывод: либо "виленские мученики" были казнены вовсе не за христианскую веру, либо не за веру вообще, а за другие преступления, либо это сделало окружение князя без его ведома. Но это моё субъективное мнение.)
В 1374 году литовские мученики были канонизированы. На стене Троицкой церкви размещена фреска с изображением святых и памятная плита.
На месте сего храма,
в бывшей здесь дубовой роще,
в половине XIV века, приняли
мученическую кончину за
Православную Христианскую
веру сии святые Мученики
Литовские, Виленские
Чудотворцы,
Антоний, Иоанн и Евстафий
К началу XVI века при Троицкой церкви появились две монашеские обители - мужская и женская. При монастыре открылась духовная семинария, работала книгопечатня, выпускавшая книги на русском и литовском языках.
Во второй половине XVIII века известный виленский архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц перестроил здание церкви, "облагородив" мощную средневековую готику чертами модного в то время барокко.
Основанный как православный, за 400 лет храм побывал в руках католиков, униатов, православных и снова униатов. С 1991 года им владеет Украинская униатская греко-католическая церковь (богослужения ведутся на украинском и белорусском языках). Вот уже более четверти века в Троицкой церкви ведутся ремонтные работы, но до сих пор здание лишь снаружи (да и то частично) привели в порядок.
***
В 1597 году сестры Феодора и Анна Волович (жёны брестского и смоленского воевод) на собственные средства и на прилежащем им земельном участке построили небольшую деревянную церковку Святого Духа. Когда все христианские храмы были переданы униатской церкви, она оставалась единственной православной обителью на территории Вильно. И на протяжении всей свой истории ни разу не меняла конфессиональную принадлежность. Здесь нашли приют монахи Свято-Троицкого братства, положив начало Свято-Духовскому монастырю. Через несколько лет для церкви отстроили каменное здание.
Во время Северной войны храм уничтожили шведские войска, но стараниями Петра I он был восстановлен.
В середине XVIII века сгорел дотла, и снова был возрождён под руководством мастера "виленского барокко"
Глаубица. После наполеоновского нашествия храм вновь пришлось восстанавливать. Тогда с фасада здания
убрали излишние "украшательства", которые воспринимались как влияние католицизма, здание приобрело более строгий и даже аскетичный вид.
Тогда же были сооружены монастырские ворота в русском стиле с надвратной иконой "Сошествие Святого Духа на апостолов".
Интерьер церкви сохранил свой барочный облик с обилием лепнины, росписей и резным деревянным иконостасом.
Главной святыней церкви Святого Духа считаются мощи святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.
"Виленские мученики" и после смерти не обрели покоя. Их мощи переносили из одной церкви в другую, они хранились то в Софийском соборе в Константинополе, то в Вильне, то в Донском монастыре в Москве. Полтора столетия их скрывали в подалтарном склепе Свято-Духова монастыря. В 1920 году мощи мучеников даже привлекли к суду, а затем выставили на обозрение в музее атеизма. Сейчас они хранятся в Свято-Духовом монастыре, саркофаг с мощами выставлен в центре храма напротив иконостаса.
***
В 1621 году вильнюсскому городничему Игнату Дубовичу пришла в голову замечательная идея, как избавить городские власти от забот о нищих и больных. Надо пригласить в город монахов Ордена босых кармелитов! Ведь где бы ни находились братья-кармелиты, они всегда заботились обо всех беззащитных. Для вновь прибывших построили небольшой деревянный храм и помещения для монастыря. Через несколько лет (видимо, в ознаменование заслуг) был выстроен нынешний каменный костёл, освящённый во имя покровительницы Ордена Святой Терезы. Поскольку Орден кармелитов отличается особенной строгостью и аскетичностью, то и храмовое здание получилось достаточно простым и строгим, без излишеств. Однако впоследствии каждый литовский магнат считал своим долгом приобрести для храма нечто очень дорогое и пышное (дабы "примазаться" к благому делу). Интерьер стал обрастать фресками, скульптурами, лепниной и причудливыми гипсовыми завитушками.
***
Костёл Святой Терезы находился на самой окраине старого города возле оборонительной стены. После реконструкции XIX века сохранился только небольшой участок стен с главными воротами - Острой брамой, или "Воротами Зари", как называют их литовцы. Возможно, когда-то у ворот действительно было остроугольное навершие, но до наших дней дошло только название.
По одному из преданий, 14 апреля 1431 года на стене надвратной башни чудесным образом появилась икона
с изображением Девы Марии. С тех пор образ Богородицы словно благословляет каждого входящего в Старый Вильнюс.
В XVII веке монахи-кармелиты обустроили над городскими воротами часовню, куда и поместили икону, обратив её ликом к костёлу (и к городу). Икону Божией Матери Остробрамской почитают как католики, так и православные, а виленчане называют "защитницей всесильной града Гедимина".
О происхождении иконы достоверных сведений нет. Самая древняя по времени версия гласит, что Остробрамскую икону прислал в дар князю Ольгерду греческий император Иоанн Палеолог в честь принятия великим князем христианства. По другой версии, в 1363 году князь Ольгерд привёз икону из Корсуни (Херсонеса) в числе военных трофеев во время похода против крымских татар (в прошлом икону долгое время именовали Корсунской Благовещенской). По версии современных литовских исследователей, икона была написана в XVI веке неизвестным итальянским художником в самом Вильнюсе, при этом лик Богородицы художник писал с образа королевы Речи Посполитой Барбары Радзивилл.
Уникальность иконы в том, что Дева Мария изображена без младенца Христа. Православная традиция считает, что это древний Византийский образ, который изображает Богородицу в момент принятия Благой вести от Архангела Гавриила. В XVII веке виленские ювелиры изготовили позолоченную серебряную ризу, которая покрывает почти весь образ (кроме лица и рук).
Икона Божией Матери Остробрамской считается чудотворной, перед ней молятся о чадородии и излечении от бесплодия, о возвращении пропавших и похищенных детей, о возвращении домой пропавших без вести.
Вход в часовню свободный (когда нет мероприятий), там не разрешается разговаривать и фотографировать
(поэтому фотки интерьера не мои, взяла в инете). Весь квартал перед часовней обычно заполнен людьми: Остробрамская икона хорошо видна и с улицы, а летом в хорошую погоду в часовне специально открывают окна.