В первой половине ХХ века жил в Риге молодой художник Карлис Падегс. По воспоминаниям современников, это был "экстравагантный, темпераментный модернист с огромными и специфическими художественными способностями". Падегс прожил всего 29 лет. Его творчество не было национальным и долго не принималось в Латвии, а после смерти в 1940 году его и вовсе забыли. О Карлисе Падегсе вспомнили только в 1998-м, когда одна из его давних поклонниц за свои средства установила в центре Риги памятник художнику.
Впрочем, "вспомнили" Падегса только в кругах национальной богемы. Для простых же обывателей его имя по-прежнему ни о чём не говорит, а памятник воспринимается не как памятник, а как арт-объект в стиле городской скульптуры.
Информации о художнике очень мало. Падегс занимался живописью, параллельно оформлял газетные объявления, недолго работал в юмористическом журнале и проектировал витрины магазинов. Он никак не мог найти подходящую постоянную работу, был очень беден и "даже трудно понять, чем он иногда питался". И при этом Падегс был известен, как стиляга и светский лев по прозвищу "Рижский денди".
Он одевался как франт - чёрное пальто, надетая наискось широкополая чёрная испанская шляпа, белые лакированные туфли с чёрными кнопками, красный шарф, жёлтые кожаные перчатки и бамбуковая трость. И бродил по улочкам Риги, шокируя публику своим неординарным видом и мышлением. Он мог прийти на суперпафосный раут, одетый с иголочки и под руку с распоследней уличной девкой, с которой обращался, как с истинной леди.
"Автопортрет с розой" (1932)

За свою короткую жизнь Падегс покорил немало женских сердец. Многие считали его харизматичным красавцем, при этом художница Маргарита Ковалевская после первой встречи с Падегсом писала: "Он очень яркий. Его лицо, особенно рот и нижняя челюсть, напоминает мордочку грызуна. Он высокий и худой, с узкой грудью и сутулой спиной".
Страница из загранпаспорта К.Падегса с личной подписью и отпечатком пальца.

В 1936 году в танцевальном салоне Лидии Шмидт на бульваре Райниса прошла единственная персональная выставка Карлиса Падегса. А однажды он просто развесил свои картины на ограде Верманского парка, устроив этакий импровизированный вернисаж. Может быть, это только легенда, но она вполне соответствует имиджу Падегса. И именно на этом месте сейчас и установлен памятник художнику.
Мне он (памятник) очень нравится. Не скажу, что я так уж сильно интересуюсь творчеством этого художника, но взглянуть на его картины было бы любопытно. Но немногочисленные сохранившиеся работы находятся в частных коллекциях. И вот, наконец-то, появилась возможность кое-что увидеть на выставке, посвящённой творчеству известного художника Э.Вейланда. Он был учителем Карлиса Падегса и в своих архивах сохранил несколько работ своего ученика. Увидев, испытала лёгкое разочарование: четыре наброска, два из которых - на тему Великой Французской революции - сделаны на тетрадных листочках в клеточку... Они напомнили мне рисунки Пушкина, которые в лицейские годы он делал на полях книг. А Пушкин, при всём уважении, ну ни разу не художник...

Пришлось покопаться в интернете. Творчество Падегса называют вызывающе декадентским и ироничным, порой презрительным и даже развращённым. Одни названия чего стоят: "Мадонна с пулемётом", "Файф-о-клок в морге", "Чаепитие с астральным двойником"...
"Файф-о-клок в морге"
"Чаепитие с астральным двойником"

"Мадонна с улицы Марияс" (во времена К.Падегса улица Марияс имела славу района "красных фонарей")

"Часто приходится выслушивать выпады - "почему, мол, вы рисуете такие отвратительные картины, если в мире так много прекрасного?" - "Но в мире так же много отвратительного и кто-то же должен рисовать и это, - отвечаю я. - Я не имею ничего против, если другие рисуют цветочки и розовые облака - но разрешите и мне рисовать то, что я хочу". (Карлис Падегс, 1936)

Самой знаменитой картиной Падегса считается "Мадонна с пулемётом", написанная в 1933 году. Это было время, когда в результате "пивного путча" в Германии к власти пришел Гитлер. Об этой картине все искусствоведы пишут, как о предчувствии художником Второй мировой войны.

Из всего увиденного понравился только написанный углём "Портрет женщины". Однако... "это поэтизированная метафора пагубной привычки. Дама держит в руке сигарету, одно плечо обнажено, на голове кокетливая шляпа. Она находится под воздействием опиума, глаза закрыты, полуулыбка как бы предлагает зрителю погрузиться в краткий миг счастья, которое, в конечном счёте, не принесёт ничего хорошего".

В общем, любопытство своё я удовлетворила. В очередной раз убедилась, что модернизм - это не моё...
А памятник мне по-прежнему нравится. И совершенно не ассоциируется с теми картинами, что я увидела.
"В этом доме в 1919-1940 годах жил экстравагантнейший художник Риги Карлис Падегс".