• Авторизация


"Рижский денди" 30-07-2020 14:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В первой половине ХХ века жил в Риге молодой художник Карлис Падегс. По воспоминаниям современников, это был "экстравагантный, темпераментный модернист с огромными и специфическими художественными способностями". Падегс прожил всего 29 лет. Его творчество не было национальным и долго не принималось в Латвии, а после смерти в 1940 году его и вовсе забыли. О Карлисе Падегсе вспомнили только в 1998-м, когда одна из его давних поклонниц за свои средства установила в центре Риги памятник художнику.
IMG_20200714_153335 (461x615, 469Kb)
Впрочем, "вспомнили" Падегса только в кругах национальной богемы. Для простых же обывателей его имя по-прежнему ни о чём не говорит, а памятник воспринимается не как памятник, а как арт-объект в стиле городской скульптуры.

Информации о художнике очень мало. Падегс занимался живописью, параллельно оформлял газетные объявления, недолго работал в юмористическом журнале и проектировал витрины магазинов. Он никак не мог найти подходящую постоянную работу, был очень беден и "даже трудно понять, чем он иногда питался". И при этом Падегс был известен, как стиляга и светский лев по прозвищу "Рижский денди".

Он одевался как франт - чёрное пальто, надетая наискось широкополая чёрная испанская шляпа, белые лакированные туфли с чёрными кнопками, красный шарф, жёлтые кожаные перчатки и бамбуковая трость. И бродил по улочкам Риги, шокируя публику своим неординарным видом и мышлением. Он мог прийти на суперпафосный раут, одетый с иголочки и под руку с распоследней уличной девкой, с которой обращался, как с истинной леди.

"Автопортрет с розой" (1932)
Автопортрет с розой (599x640, 334Kb)
За свою короткую жизнь Падегс покорил немало женских сердец. Многие считали его харизматичным красавцем, при этом художница Маргарита Ковалевская после первой встречи с Падегсом писала: "Он очень яркий. Его лицо, особенно рот и нижняя челюсть, напоминает мордочку грызуна. Он высокий и худой, с узкой грудью и сутулой спиной".

Страница из загранпаспорта К.Падегса с личной подписью и отпечатком пальца.
загранпаспорт (700x521, 480Kb)
В 1936 году в танцевальном салоне Лидии Шмидт на бульваре Райниса прошла единственная персональная выставка Карлиса Падегса. А однажды он просто развесил свои картины на ограде Верманского парка, устроив этакий импровизированный вернисаж. Может быть, это только легенда, но она вполне соответствует имиджу Падегса. И именно на этом месте сейчас и установлен памятник художнику.

Мне он (памятник) очень нравится. Не скажу, что я так уж сильно интересуюсь творчеством этого художника, но взглянуть на его картины было бы любопытно. Но немногочисленные сохранившиеся работы находятся в частных коллекциях. И вот, наконец-то, появилась возможность кое-что увидеть на выставке, посвящённой творчеству известного художника Э.Вейланда. Он был учителем Карлиса Падегса и в своих архивах сохранил несколько работ своего ученика. Увидев, испытала лёгкое разочарование: четыре наброска, два из которых - на тему Великой Французской революции - сделаны на тетрадных листочках в клеточку... Они напомнили мне рисунки Пушкина, которые в лицейские годы он делал на полях книг. А Пушкин, при всём уважении, ну ни разу не художник...
IMG_20200726_165852 (461x615, 155Kb)
IMG_20200726_170850 (461x615, 135Kb)
IMG_20200726_165935 (461x615, 208Kb)
IMG_20200726_165940 (436x615, 196Kb)
Пришлось покопаться в интернете. Творчество Падегса называют вызывающе декадентским и ироничным, порой презрительным и даже развращённым. Одни названия чего стоят: "Мадонна с пулемётом", "Файф-о-клок в морге", "Чаепитие с астральным двойником"...

"Файф-о-клок в морге"
файв-о-клок в морге (300x463, 148Kb)
"Чаепитие с астральным двойником"
чаепитие с астральным двойником (293x450, 149Kb)
"Мадонна с улицы Марияс" (во времена К.Падегса улица Марияс имела славу района "красных фонарей")
Мадонна с улицы Марияс (510x700, 325Kb)
"Часто приходится выслушивать выпады - "почему, мол, вы рисуете такие отвратительные картины, если в мире так много прекрасного?" - "Но в мире так же много отвратительного и кто-то же должен рисовать и это, - отвечаю я. - Я не имею ничего против, если другие рисуют цветочки и розовые облака - но разрешите и мне рисовать то, что я хочу". (Карлис Падегс, 1936)
5ba03f6e4a003b76a000aaaffc77fd10 (600x700, 497Kb)
111 (700x557, 371Kb)
ad13ce303961811e06aaf9a4fbd6f6af (564x700, 510Kb)
Самой знаменитой картиной Падегса считается "Мадонна с пулемётом", написанная в 1933 году. Это было время, когда в результате "пивного путча" в Германии к власти пришел Гитлер. Об этой картине все искусствоведы пишут, как о предчувствии художником Второй мировой войны.
мадонна с пулемётом (513x700, 448Kb)
Из всего увиденного понравился только написанный углём "Портрет женщины". Однако... "это поэтизированная метафора пагубной привычки. Дама держит в руке сигарету, одно плечо обнажено, на голове кокетливая шляпа. Она находится под воздействием опиума, глаза закрыты, полуулыбка как бы предлагает зрителю погрузиться в краткий миг счастья, которое, в конечном счёте, не принесёт ничего хорошего".
портрет женщины (475x640, 286Kb)
В общем, любопытство своё я удовлетворила. В очередной раз убедилась, что модернизм - это не моё...
А памятник мне по-прежнему нравится. И совершенно не ассоциируется с теми картинами, что я увидела.

"В этом доме в 1919-1940 годах жил экстравагантнейший художник Риги Карлис Падегс".
IMG_20200714_154227 (461x615, 221Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Рижский денди" | Nataliza01 - Дневник Рыжик ))) | Лента друзей Nataliza01 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»