• Авторизация


Латвийский след "Гепарда" 08-10-2019 14:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Из аннотации к роману Джузеппе Томази ди Лампедузы "Гепард" ("Леопард"):

«Роман написан в несколько месяцев, но писатель долгие годы складывал его в уме, гуляя по выжженной солнцем земле Сицилии и тенистым аллеям Стамериенского парка в Латвии, вслушиваясь в перестук вагонных колёс во время заграничных путешествий, вглядываясь в бездвижную гладь Средиземного моря и серые волны Балтики».

Il-gattopardo-378x600 (378x600, 402Kb)

На этот отрывок я наткнулась, когда перед поездкой в Стамериену (на празднование дня рождения нашей исторической узкоколейки) изучала "план местности" на предмет обнаружения каких-нибудь дополнительных интересностей. И я таки их обнаружила! Правда, упоминание крохотного латвийского посёлка в этом контексте было весьма неожиданным и интригующим. Неужели это возможно: сицилийский аристократ - в нашей провинциальной глуши? И если это так, то что могло связывать автора всемирно известного романа с поместьем в Стамериене и его обитателями? Захотелось "копнуть" эту историю поглубже.

Усадьба Стамериене находится в трёх километрах от посёлка, и хотя погода совсем не располагала,
устроители праздника позаботились и организовали "спецтранспорт", и грех было не воспользоваться этой возможностью.

DSC07774 (700x544, 609Kb)
Автобусная остановка в посёлке выглядит весьма необычно. В ожидании отправления автопоезда разглядываю эту "настенную" живопись: озеро, православная церковь, старинная усадьба и... гепард - зверь, мягко говоря, экзотический для наших мест. Многих моих попутчиков "фантазии" местных художников весьма удивили и развеселили. А я, поскольку ехала в Стамериену уже изрядно "подкованной", даже обрадовалась: значит, "верной дорогой идёте, товарищи"! Ну что же, посмотрим, куда нас приведёт "латвийский след" "Гепарда"...

DSC07787 (700x547, 462Kb)
DSC07791 (525x700, 494Kb)

В начале 19 века остзейский баронский род фон Вольф решил переселиться в Лифляндию и приобрёл в северной части губернии около 30 поместий, в т.ч. и поместье с немецким названием Штомерзее. В 1830-40-х годах здесь был построен роскошный белый дворец в стиле французского неоклассицизма с элементами ложной готики. В этот дом барон Иоганн Готлиб фон Вольф привёз свою молодую красавицу-жену - княгиню Софью Потёмкину. Чтобы жениться на ней барон даже принял православие и стал зваться Эдуардом Генриховичем. Именно здесь супруги прожили долгую и счастливую жизнь, родили и воспитали двоих сыновей.

05c93dbd9 (624x400, 194Kb)

После смерти родителей поместье унаследовал их младший сын Борис Эдуардович - адъютант Императора Николая I, директор Александровского лицея, чиновник министерства финансов, тайный советник... и прочая, и прочая, и прочая... В январе 1894 года 43-летний барон впервые женился, его избранницей стала итальянка Аличе Барби. Аличе (Алиса) Барби считалась одной из лучших камерных певиц своего времени: директор Императорских театров князь Сергей Волконский ставил Барби на второе место после Александры Панаевой.
Аличе выступала в Дрездене, Милане, Вене, гастролировала по всей Европе и совершила большое турне по России. И всё же ради брака с бароном Вольфом она отказалась от столь успешной артистической карьеры.

Alice_Barbi_AEhrlichSängerinnen1895 (556x700, 248Kb)

Прощальный концерт состоялся в Вене за месяц до бракосочетания, Алисе аккомпанировал её друг и почитатель композитор Иоганн Брамс. После замужества баронесса Алиса фон Вольф вышла на большую сцену лишь однажды - в первую годовщину смерти великого Брамса.

97305_original (500x332, 160Kb)

Супруги фон Вольф жили на два дома: в Петербурге они арендовали большую квартиру в Косом переулке, а в Риге им принадлежал один из самых красивых домов в самом центре города (сейчас в этом здании на бульваре Райниса, 9 находится посольство Франции).

DSC05915 (700x524, 425Kb)
DSC05920 (700x524, 381Kb)

А вот летние месяцы вся семья - барон с баронессой и две их дочери, Александра и Ольга - проводили в своём поместье Штомерзее.
Эта фотография сделана в Штомерзее в 1900-х годах. Сейчас трудно понять, в каком именно окне фотограф запечатлел Алису фон Вольф с дочерьми: во время первой русской революции 1905 года усадьба была разграблена и сожжена, а хозяевам просто чудом удалось бежать и в одном исподнем лесами пробираться до ж/д станции.

Алиса_фон_Вольф_с_дочерьми._Штомерзее._1900-е_годы (500x566, 298Kb)

После подавления революционного бунта Вольфы вернулись и в течение 10 лет восстанавливали поместье.

Так выглядела усадьба в 1905 году.

1476f72cb (621x400, 167Kb)

А это уже 1908 год.

808e0194ed-1908 (650x400, 141Kb)
8d32bed (260x400, 79Kb) 45d6764dd (271x400, 93Kb)

А потом вновь грянула революция. Февральская. Она смертельным катком прошлась по баронскому семейству: Борис фон Вольф просто так, безо всякой причины, только лишь за свои "аристократические" ботинки был растерзан до смерти случайно встреченной толпой под красными флагами.
А осенью 1917 года, буквально за несколько дней до октябрьского переворота, итальянский аристократ Пьетро Томази помог вдове барона и его дочерям выехать за границу. Баронесса обосновалась в Италии и вскоре вышла замуж за своего спасителя. А вот её старшая дочь Александра так любила свою "малую родину", что сразу же после образования независимой Латвийской Республики вернулась в Штомерзее и даже вышла замуж за соседского помещика. Через несколько лет Александра развелась с ним, чтобы тут же выйти замуж во второй раз.

220px-Александра_фон_Вольф (220x303, 48Kb)

И вот тут на сцене появляется Джузеппе Томази ди Лампедуза, отпрыск итальянского аристократического рода, полное имя которого звучало так: Дон Джузеппе Томази, 12-й герцог Пальма, 11-й князь Лампедуза, барон ди Монтекьяро, барон делла Торрета, Гранд Испании (с 1934г.). Именно он стал новым избранником Александры фон Вольф - дочери знаменитой итальянской оперной певицы Аличе Барби и внучки русской княгини Софьи Потёмкиной.

author-portrait-52472-giuseppe_tomasi_di_lampedusa (318x361, 58Kb)

Венчание состоялось в 1932 году в Риге в православном Благовещенском храме, в церковной книге жених был записан под именем Иосиф Юльевич Томази. Интересный и весьма странный факт: невеста, уже будучи "разведёнкой", на венчании была в белом платье (что по канонам того времени было совершенно недопустимо!), а жених преподнёс ей огромный букет белых роз - символ чистоты и непорочности.

1200px-Церковь_Благовещения_(Рига) (466x700, 460Kb)

Мальчик-мажор, он получил хорошее образование, подвизался в писательских и журналистских кругах, но за всю свою жизнь так и не опубликовал ни единой строчки и был известен лишь в узких кругах сицилийской аристократии. И вдруг... В конце 1950-х имя Джузеппе Томази ди Лампедуза прогремело сначала в Италии, а потом и по всему миру, когда был издан его социально-психологический и исторический роман "Гепард" - произведение, ставшее одним из самых ярких и значительных в итальянской и мировой литературе 20 века.
Вскоре роман был удостоен престижной премии Premio Strega, переведён на многие языки мира (в русском переводе роман получил название "Леопард"), а в 1963 году знаменитый итальянский режиссёр Лукино Висконти поставил одноимённый фильм с Бертом Ланкастером, Аленом Делоном и Клаудией Кардинале в главных ролях.

Alain-Delon-Burt-Lancaster-e-Claudia-Cardinale-nel-film-Il-Gattopardo-regia-di-Luchino-Visconti-photo-by-Angelo-Frontoni-1963-620x388 (620x388, 233Kb)

Роман был опубликован уже после смерти автора. Считается, что Лампедуза написал его незадолго до своей кончины, однако исследователи склоняются к мысли, что это произведение скорее может принадлежать перу 35-летнего человека, вступившего в счастливейшую пору своей жизни, а отнюдь не немощного и уже сражённого неизлечимым недугом старика. Вдова писателя не слишком откровенничала на эту тему, однако упомянула: ещё четверть века назад Джузеппе рассказывал ей, что хочет написать исторический роман, действие которого развёртывается на Сицилии.

1_giuseppe-tomasi_premiotomasidilampedusa.it_11 (486x700, 200Kb)

ЗА ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ДО........

Джузеппе Томази бывал в Штомерзее в качестве гостя и раньше, а после женитьбы на Александре практически полностью переселился в Латвию, в родной Италии бывая лишь изредка, наездами, поскольку имел более чем прохладное отношение к режиму Муссолини. И вплоть до 1940-го года, когда Латвия вошла в состав СССР, бОльшую часть времени проводил в Риге и в Штомерзее. В последний раз супруги приезжали сюда летом 1942 года, уже в оккупированную фашистами Латвию.

Фото 1932 года: Джузеппе Томази с супругой Александрой в Стамериене (так имение стало называться в период "латышизации" Латвии в 1930-е годы, когда все немецкие названия были заменены на латышские).

Giuseppe_e_Licy_nel_castello_di_Stomersee (500x689, 339Kb)

Ещё одно фото того же периода, сделанное на Рижском взморье: супруги Томази хотя бы раз в год брали "оздоровительный курс" в санаториях Юрмалы.

Lampedusa2 (500x306, 203Kb)

Джузеппе Томази очень интересовался историей семейства фон Вольф, выспрашивал у супруги малейшие подробности и детали, проводил параллели с историей своего рода. Его интересовали не столько сами революционные события, сколько чувства и эмоции людей из разных сословий, их реакция на последующие кардинальные социальные и политические изменения, когда конец одной эпохи и начало новой нарушает привычный для благородного семейства порядок и образ жизни, приводит к упадку дворянства и гибели старого мира, когда потомки "царственных леопардов" уже не столь тщательно заботятся о "чистоте крови", приспосабливаются к новым веяниям и постепенно превращаются в быстрых, ловких и предприимчивых "гепардов" и "оцелотов". И в этом контексте Александру фон Вольф можно считать соавтором романа: она была известным специалистом в области психологии и психоаналитики, а кроме того, была свидетелем двух русских революций.

Licy_e_Giuseppe_Tomasi_a_Palermo_negli_anni_Trenta (220x301, 40Kb)

Прислуга, набранная из местных жителей, называла хозяина на латышский манер господином Язепом, а за глаза - "наш герцог", и вспоминала его, как спокойного, вежливого и даже с простыми людьми очень обходительного господина, тихоню и чуть ли не подкаблучника на фоне своей властной и темпераментной супруги.

Джузеппе часто и надолго уединялся в рабочем кабинете, исписывал целые пачки бумаги своим бисерным почерком, потом комкал листы и бросал их на пол. Логично предположить, что именно тогда в Стамериене и рождался "Гепард" - если и не весь целиком, то хотя бы вчерне или частично. Ах, если бы горничная Алма знала, что это были наброски будущего великого романа, она наверняка сохранила хотя бы несколько из них! А тогда она с досадой собирала разбросанные листочки и бросала их в печку...

3034702845_a9f3b88c8d_o (669x700, 457Kb)

Сейчас в Стамериенской усадьбе расположился местный краеведческий музей. Правда, музеем называть его ещё рановато. Само здание дворца находится в плачевном состоянии, но к чести местного самоуправления надо сказать, что оно таки изыскивает средства в своём скудном бюджете на восстановление этого памятника архитектуры: сейчас как раз восстанавливают фасад и парадный балкон со стороны парка.

DSC07795 (700x525, 335Kb)
DSC07796 (525x700, 297Kb)
DSC07799 (525x700, 329Kb)
DSC07802 (525x700, 389Kb)
DSC07806 (700x525, 388Kb)
DSC07855 (700x525, 355Kb)
DSC07860 (700x525, 398Kb)

В парке вам непременно расскажут красивую легенду о двух дубах: когда-то садовник влюбился в хозяйскую дочь, и та ответила взаимностью, но её всё равно выдали замуж за соседнего барона. Тогда садовник посадил два молоденьких дубка, связал их ветки и заявил, что их любовь будет жить до тех пор, пока стоят эти дубы. Этим деревьям уже больше 100 лет…

DSC07862 (454x605, 378Kb)
DSC07876 (700x524, 532Kb)

Внутри здания сохранились шикарная дубовая лестница и балкон, уже отреставрирована часть помещений на втором этаже.

DSC07823 (525x700, 403Kb)
DSC07825 (525x700, 424Kb)
DSC07809 (525x700, 390Kb)
DSC07810 (525x700, 355Kb)
DSC07817 (525x700, 337Kb)

Сейчас здесь временно разместили выставку, посвящённую народному художнику СССР Лео Свемпу, уроженцу этих мест и вообще личности интересной, многогранной и весьма достойной.

DSC07843 (700x525, 357Kb)
DSC07826 (700x525, 403Kb)
DSC07828 (700x525, 378Kb)
DSC07835 (700x525, 376Kb)
DSC07851 (675x700, 358Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Латвийский след "Гепарда" | Nataliza01 - Дневник Рыжик ))) | Лента друзей Nataliza01 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»