• Авторизация


Учительница первая моя... 05-10-2017 17:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Дню Учителя посвящается

В первый класс я пошла в школу №37 в городе Свердловске (теперь - Екатеринбург). Школа эта (была?) не совсем обычная - "с преподаванием ряда предметов на немецком языке". На практике "ряд предметов" означал, что в 10 классе на русском преподавались только русская литература и физра. И первоклашек набирали в эту школу по конкурсу: надо было прочитать какое-нибудь стихотворение и ответить на несколько вопросов... А потом ещё за очень серьёзной тётенькой в очках повторить какую-то абракадабру. Позднее я узнала, что "абракадаброй" были несколько немецких слов - видимо, проверяли способность к произношению... За несколько дней до начала учебного года состоялось общее собрание. Тут мы и познакомились со своей Учительницей.

Имя у неё было совершенно непроизносимое для первоклашек - Феоктиста Георгиевна! И была она Заслуженным Учителем РСФСР.

Ф.Г. представилась сама, а потом стала знакомиться со всеми нами и рассаживать по местам - вызывала по списку, внимательно рассматривала, говорила несколько слов и указывала место за партой. Увидав мои косы, она торжественно объявила их "достоянием школы" и строго-настрого запретила мальчишкам даже прикасаться к ним. Какими карами она грозила - не помню, но за всё время учёбы меня действительно никто ни разу за косы не дёрнул!

А потом начались "трудовые будни"...

[600x450]
В классе нас было 45 человек. То, что набирали нас "по конкурсу" вовсе не означает, что все были круглыми отличниками. Были у нас и свои лоботрясы, и двоечники, и хулиганы... Но Ф.Г. учителем была, что называется, "от Бога". Она никогда не истерила, никогда ни на кого не кричала, всегда была спокойная, доброжелательная, очень строгая, но справедливая. У неё не было любимчиков и тех, кого она терпеть не могла. Заслужил - похвалит, а отчитать могла в нескольких словах, да так, что хотелось от стыда провалиться на месте! Объясняла на уроках всё так, что "непонятливых" у нас просто не было. А на дом задавала столько - мама не горюй!!! Если в учебнике было 10 задач, то мы решали дома все 10, а не 2-3, как в других классах... А сколько она нас прописями мучила! Мы уже и читать, и писать умели, а всё равно чуть ли не полгода палочки-закорючки в прописях рисовали! Это она нам так "руку ставила". Зато какой почерк был у всех наших девочек! С мальчиками, правда, дело обстояло похуже...

А какие она устраивала праздники! Отлично помню Праздник Букваря. Мы все (почти все) были буквами и знаками препинания, читали стихи - каждый про свою букву, танцевали, перестраивались, составляя разные слова... Мне досталась роль ведущего - Грамотея. А так хотелось быть буковкой...

[600x450]
А ещё у нас были уроки рисования. На них нам рассказывали про художников, скульпторов, архитекторов, показывали репродукции и диафильмы. Иногда уроки были "выездные" - в музеях и на выставках. А ещё Ф.Г. приглашала на эти уроки своих выпускников - студентов архитектурного института. Они учили нас рисовать "по взрослому", а не просто "каляки-маляки" делать. Уже в первом классе мы рисовали акварелью, гуашью, разными видами пастели... (Подумаешь, эка невидаль - пастель! Сейчас это уже каждый трёхлетка умеет! Так ведь это сейчас, а это было тогда, чёрти сколько лет назад!) Мы строили всякие макеты, делали настоящие гравюры и литографии... И обязательно устраивали выставки работ. А однажды нам на урок принесли... целый мешок глины! И мы лепили из неё всё, что хотели. Кто-то лепил зверюшек, кто-то вазочку... Несколько человек одновременно начали ваять чашки. Тогда наши учителя подсказали, что неплохо было бы ещё и блюдца добавить, и чайник слепить, и сахарницу... Получился целый чайный сервиз! А потом всё это бережно упаковали в коробки и куда-то унесли. Оказалось, на обжиг. Наши неумелые произведения сушили и обжигали в настоящей печи, соблюдая все технологические тонкости! Потом нам их вернули - на раскраску. И уже совсем готовые "изделия" сфоткали и сделали диапозитивы. Я лепила Пятачка, только он у меня был несколько постройнее, чем в мультике. Почему-то захотелось сделать его... светло-зелёненьким... и ужасно расстроилась потому, что готовый поросёнок получился... цвета яркой морской волны!

Раз в неделю у нас был "классный час". Ф.Г. никогда не устраивала "разбор полётов", у нас это был своего рода "урок вежливости". У неё была книжка "А как поступишь ты?", и она каждый раз читала нам по одной главе, и мы обсуждали, как надо и как не надо поступать... Надо ли перебегать дорогу на красный свет, надо ли уступать место в трамвае, надо ли здороваться... Элементарные, в общем-то, вещи, которым сейчас уже многих детей не учат...

Уроки природоведения у нас частенько проходили в зоопарке (благо, что он был недалеко от школы!) или в школьном "ботаническом саду" (было у нас и такое чудо - нечто среднее между приусадебным участком и станцией юных мичуринцев!) Помню, как мы собирали гербарий - уж как только не извращались наши родители, чтобы достать что-нибудь "экзотическое"! Мне, например, бабушка с Украины присылала в письмах всякие южные цветочки-лепесточки. А после гербария мы собирали коллекцию образцов бумаги. Да, да, обычной (и не очень) бумаги! Красивенько всё это дело оформляли, сами альбомчики делали, друг другу показывали, хвастались!
А идея появилась после экскурсии в типографию. Мы там нахватали всяких разных цветных обрезков, и Ф.Г. нашла им применение и втянула нас в эту увлекательную игру.

Вообще, экскурсий у нас было много: и в типографию, и на автобазу, и на кондитерскую фабрику... Это был обязательный родительский "оброк" - организовать экскурсию, всё равно куда, лишь бы детям было интересно. Нас даже в колхоз возили, на картошку! Уж не знаю, много ли мы пользы тогда принесли, но по пол-ведра картошки набрать сумели! Большинство из нас, городских детей, в жизни никогда живую корову не видели, а тут нам и телят погладить разрешили, и молоком парным напоили!

[600x450]
Уже в конце первого класса после каждой экскурсии мы писали мини-сочинение - отзыв: что запомнилось, что нового узнали, что понравилось... Всё это частенько сопровождалось рисунками и стихами собственного сочинения. Лучшие работы отправлялись на всякие конкурсы и олимпиады. Или печатались в нашей школьной газете. Как мы этим гордились! Умные статьи учителей и старшеклассников - и мы, малявки, рядом!

Чуть ли не каждую неделю у нас были всякие "культурные мероприятия" - экскурсии, походы в музеи, кино, театры... Мы просмотрели почти все спектакли в кукольном театре, в ТЮЗе, в оперетте. И в Оперу нас тоже водили, правда, только на балеты - до оперы мы тогда ещё не доросли... Наши родители стонали - Ф.Г. ведь и их втягивала в "процесс воспитания и просвещения", и у них почти никогда не было "нормальных" выходных. Чего стоил один только поход, в который мы всем классом отправились уже недели через 2 после начала нашей школьной жизни! На электричке мы приехали в лес, а потом пешком и с огромными рюкзаками за спиной протопали 18 (!) км! По пути делали несколько коротких остановок, а потом был привал: пока мамы варили на костре гречневую кашу с тушёнкой и строгали бутерброды, мы с папами играли в футбол, перетягивали канат, носились по поляне, и даже набрали немного сыроежек, которые тут же были отправлены в общий котёл. Каша немного пригорела, но всё равно была такой вкусной и пахла дымом!

[600x450]
А каникулы? Какие у нас были каникулы!!! В первом классе на зимние каникулы мы всем классом поехали отдыхать на турбазу! Сбор назначили возле школы, там нас ждал автобус. Короткая линейка, инструктаж - и на посадку! Пропуском в автобус были 2 вещи: тёплые носки и... ночной горшок! Ф.Г. лично проверяла наличие. Жили мы в большом двухэтажном бревенчатом доме посреди леса. С утра после зарядки и завтрака катались на санках и лыжах, кувыркались в снегу, играли в снежки, лепили снеговиков. После обеда - обязательный "тихий час" и ещё часик на воздухе, а потом урок рисования. А вечером, перед сном, все собирались в общей комнате, и Ф.Г. вслух читала нам повесть про Белого Бима... Мы и Новый год встречали тоже там, на турбазе. Была ёлка, которую мы украшали своими самодельными игрушками, были песни и танцы, и традиционное "Ёлочка, зажгись!", были конфеты, мандарины и подарки. А Дедом Морозом была наша Ф.Г. - в тёплых спортивных штанах, белом медицинском халате и с бородой из ваты. Умора!

[600x450]
А во втором классе на зимние каникулы мы поехали на лыжную базу. Там с нами занимался инструктор по лыжам, мы много катались и даже ходили в лыжный поход. А перед отъездом многим из нас торжественно вручили дипломы и значок "Турист СССР".

Вот такими были мои первые школьные годы. Мои лучшие школьные годы! Всю жизнь вспоминаю нашу Феоктисту Георгиевну с благодарностью и восхищением. Она была настоящим Учителем. Она учила нас не только читать и писать, она учила нас думать, не только смотреть, но и видеть, радоваться и сопереживать, она учила нас дружить и уважать друг друга, и много трудиться, чтобы стать лучшими.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Учительница первая моя... | Nataliza01 - Дневник Рыжик ))) | Лента друзей Nataliza01 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»