• Авторизация


Воскресенский Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург 19-04-2020 15:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Vasilisa59 Оригинальное сообщение

IMG_9299-KOPIY.jpg   IMG_9320-KOPIY.jpg


IMG_9352-KOPIY.jpg    Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге считается одним из красивых мест.  Я уже ранее не единожды рассказывала историю возникновения монастыря. Но, напомню ещё раз совсем кратко. Изначально по указу императрицы Екатерины Петровны Смольный девичий монастырь решили заложить возле Невы в 1748 году. Но так как семилетняя война началась нежданно, то начало его существования было отложено. Лишь в 1764 году приехали первые монахини и настоятельница. А уже в 1822 он перестал существовать из-за отсутствия монахинь.  
В 1845 году по указу Николая 1 Первоклассный женский монастырь был размещен на Васильевском острове, а службы проходили в соседней Благовещенской церкви. Но так как место не подходило монахиням, то им был выделен участок у Московских ворот, где в 1849 году митрополит Никанор сделал закладку обители. Через 4 года тут было основано и кладбище. Именно о кладбище я сегодня и хотела поговорить немного подробнее. 
IMG_9301-KOPIY.jpg
Московская застава - так называлась одна из городских застав Петербурга, созданная в XVIII в. в районе пересечения Царской перспективы (ныне – Московский пр.) с Лиговским каналом. А когда в 1838 г. появились Московские ворота, с двух сторон колоннады поставили караульные будки, и проезд был возможен только между двумя колоннами в центре, которые отстояли друг от друга на ширину кареты.

IMG_9296-KOPIY.jpg


IMG_9297-KOPIY.jpg

IMG_9303-KOPIY.jpg

IMG_9304-KOPIY.jpg

IMG_9305-KOPIY.jpg

IMG_9306-KOPIY.jpg

IMG_9307-KOPIY.jpg

IMG_9308-KOPIY.jpg

IMG_9309-KOPIY.jpg

IMG_9312-KOPIY.jpg

IMG_9313-KOPIY.jpg

IMG_9314-KOPIY.jpg

IMG_9315-KOPIY.jpg

IMG_9316-KOPIY.jpg

IMG_9318-KOPIY.jpg

IMG_9319-KOPIY.jpg

IMG_9321-KOPIY.jpg


Храм-усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери. В настоящее время проводится реставрация.
Напротив находится вход на кладбище.

Новодевичье кладбище – это тот самый случай «правильного» планирования. Новодевичье практически сразу получило «привилегированный» статус. Во-первых, это кладбище создавалось при новом монастыре, который, в свою очередь, находился под монаршим покровительством. Во-вторых, на Новодевичьем практически сразу же были введены разряды, и среди них не было бесплатного. Покоиться здесь могли только люди с достатком: об этом свидетельствуют цены на места – к 1889 году покупка обходилась в сумму от 50 до 500 рублей.

IMG_9325-KOPIY.jpg

IMG_9322-KOPIY.jpg

Кладбище было основано в 1849 году, однако первые годы его существования захоронений появлялось крайне мало – от одного до трёх в год. К 1851 году количество «занимаемых» мест выросло до 12. На Новодевичьем сразу же ввели разряды – два церковных и три общих. Разряды – это ранжирование, существовавшее на петербургских кладбищах в XIX веке. Изначально разрядов было семь, но ближе к 70-м годам количество было сокращено до пяти. Первый разряд – самые дорогие места вблизи церкви, последний – места отдалённые и бесплатные. К 1885 году на Новодевичьем был введён и четвёртый разряд, однако мест для бедняков так и не появилось. Хоронили здесь государственных деятелей, военачальников, знаменитых артистов, купцов. Надгробные памятники были выполнены из дорогих материалов, а семейные склепы часто представляли собой небольшие часовни с интересными декоративными деталями и коваными оградами.
 


IMG_9323-KOPIY.jpg

IMG_9324-KOPIY.jpg

IMG_9328-KOPIY.jpg
Семейный склеп Власовых.

IMG_9327-KOPIY.jpg

IMG_9329-KOPIY.jpg

IMG_9330-KOPIY.jpg

IMG_9331-KOPIY.jpg

Гнездо какой-то птички упало с клёна.


IMG_9332-KOPIY.jpg
Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873).

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

IMG_9333-KOPIY.jpg

IMG_9334-KOPIY.jpg

IMG_9335-KOPIY.jpg

IMG_9337-KOPIY.jpg

IMG_9338-KOPIY.jpg

IMG_9339-KOPIY.jpg

IMG_9340-KOPIY.jpg


На кладбище располагались две церкви — церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и церковь Илии Пророка. Первая, так называемая «карамзинская», была возведена в 1856 году на могиле полковника Андрея Карамзина, погибшего в бою с турками во время Крымской войны. Храм построили на средства вдовы Карамзина – Авроры Шернваль, «роковой Авроры». Церковь Илии Пророка являлась усыпальницей богатого петербургского промышленника Ильи Федулова. Строительство началось в 1883 году, архитектором выступил Леонид Бенуа. Пятиглавая церковь была спроектирована в стиле московской архитектуры XVII века, фасад её был облицован глазурованным кирпичом, а внутреннее убранство усыпальницы отличалось великолепием – там находился резной дубовый иконостас, бронзовое паникадило и богатая церковная утварь. Обе эти церкви были разрушены в 1929-1930-х годах.


IMG_9341-KOPIY.jpg

IMG_9342-KOPIY.jpg

IMG_9343-KOPIY.jpg

IMG_9344-KOPIY.jpg

IMG_9346-KOPIY.jpg

IMG_9347-KOPIY.jpg

IMG_9348-KOPIY.jpg

IMG_9349-KOPIY.jpg

IMG_9350-KOPIY.jpg

IMG_9351-KOPIY.jpg

IMG_9352-KOPIY.jpg

IMG_9354-KOPIY.jpg


После 1917 года с кладбищем, воплощавшим процветание и богатство, начало происходить неминуемое – оно постепенно разграблялось и уничтожалось. Многие могилы стали заброшенными – родственники похороненных эмигрировали или подвергались гонениям со стороны новой власти. До 1930-х здесь продолжали хоронить, но надгробия уже не несли никакой художественной ценности (в некоторых случаях их «одалживали» со старых могил). Часть «ценных» захоронений перенесли в некрополь Александро-Невской лавры, но в остальном время и вандалы делали своё дело – кладбище разрушалось. У кладбища есть даже собственная легенда, связанная с вандалами. На Новодевичьем находится могила Анны Вершининой, украшает которую статуя Иисуса Христа в полный рост. Городское придание гласит, что после революции несколько недобросовестных горожан решили отпилить у статуи ноги, чтобы сдать ценный металл на переплавку. Злодеяние состоялось, поэтому теперь мы не видим ног Христа, однако и воздаяние, согласно легенде, не заставило себя ждать – один из мародеров попал под трамвай и лишился своих ног. Городская мифология так и останется мифологией, однако нужно сказать, что могила Анны Вершининой пострадала куда меньше, чем другие памятники на Новодевичьем кладбище.

Памятник с монументальной фигурой Спасителя («Христос, сходящий с горы Фавор») был создан в 1915 году итальянским скульптором Пьетро Кюфферле.
Пьетро (на русский манер — Петр Иосифович или Петр Осипович) Кюфферле (Küfferle, Pietro Angelo Zeno) (1871-1942) работал в Петербурге с 1899 года, заслужив известность как мастер скульптурных портретов и надгробий. После революции «царский скульптор» вернулся в Италию, где некоторые сделанные в России наработки нашли новое применение. В частности, образ Христа, установленный на Новодевичьем кладбище, Кюфферле повторил в серии бюстов и надгробий. Копия данной фигуры установлена также на могиле самого скульптора. Сын мастера, Ринальдо Кюфферле, впоследствии стал известным переводчиком и поэтом.
 


IMG_9355-KOPIY.jpg

IMG_9356-KOPIY.jpg

IMG_9358-KOPIY.jpg

IMG_9359-KOPIY.jpg

IMG_9362-KOPIY.jpg

IMG_9363-KOPIY.jpg

IMG_9364-KOPIY.jpg

IMG_9365-KOPIY.jpg

IMG_9366-KOPIY.jpg

IMG_9367-KOPIY.jpg

IMG_9368-KOPIY.jpg

IMG_9369-KOPIY.jpg

IMG_9370-KOPIY.jpg

IMG_9371-KOPIY.jpg

IMG_9372-KOPIY.jpg

Склеп Лючии Гильзе-фан-дер-Пальс. Лючия была дочерью директора Санкт-Петербургской консерватории Юлия Ивановича Иогансена — который, кстати, вместе с супругой также покоится на Новодевичьем кладбище. В 17 лет Лючия вышла замуж за предпринимателя (с 1908 – нидерландского посла) Генриха Генриховича Гильзе-фан-дер-Пальса.

IMG_9374-KOPIY.jpg

IMG_9375-KOPIY.jpg

IMG_9376-KOPIY.jpg

В 1960-х возникла идея превратить кладбище в музейный парк, под этим предлогом уничтожение Новодевичьего обрело легальную форму и продолжилось с новой силой. В книге «Исторические кладбища Санкт-Петербурга» приводятся данные треста «Похоронное обслуживание» за 1969 год – на кладбище осталось 4947 могил. Для сравнения – к 1934 году на Новодевичьем были похоронены примерно 25,5 тысяч человек. В конце ХХ века началось постепенное восстановление кладбища, ряд памятников находится под охраной государства, однако от вандалов и естественных разрушений это, к сожалению, не особенно спасает.


IMG_9373-KOPIY.jpg

IMG_9377-KOPIY.jpg

IMG_9378-KOPIY.jpg

IMG_9380-KOPIY.jpg

IMG_9381-KOPIY.jpg

IMG_9382-KOPIY.jpg

IMG_9383-KOPIY.jpg

IMG_9384-KOPIY.jpg

IMG_9385-KOPIY.jpg

IMG_9386-KOPIY.jpg

Супруги Кедрины - спортсмены, Российские горнолыжники, тренеры.

IMG_9387-KOPIY.jpg
Абрам Акимович Гозенпуд — советский и российский литературовед и музыковед. Доктор искусствоведения. Автор около пятисот разнообразных исследований в области музыки и литературы, в том числе — классическая семитомная история русского оперного театра. Брат композитора Матвея Акимовича Гозенпуда.


IMG_9389-KOPIY.jpg

IMG_9390-KOPIY.jpg

IMG_9391-KOPIY.jpg

IMG_9394-KOPIY.jpg

Старые дорожки покрытые мхом.

IMG_9395-KOPIY.jpg
Еще одно интересное с точки зрения художественных достоинств захоронение — могила генерала от артиллерии Дмитрия Сергеевича Мордвинова (1820-1894). Это, бесспорно, одно из самых известных и красивых надгробий петербургского Новодевичьего кладбища. К сожалению, боковые пластины с именем погребенного утрачены, но уцелела художественная металлическая ограда.
Наиболее примечательная деталь надгробия — бронзовая фигура сидящего ангела над мраморным саркофагом. В руку ангела часто вкладывают живой цветок.

Скульптура ангела была создана в мастерской французского скульптора и художника Шарля Берто (Карла Августовича Берто) (Charles Bertault). Петербургская бронзолитейная фабрика Берто (бывшая Ф. Шопена) специализировалась на производстве мелкой бронзовой пластики. За участие во Всемирной выставке в Париже 1900 года, где изделия фабрики были отмечены золотой медалью, Берто получил звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Несмотря на это, по причине финансовых трудностей уже через два года ему пришлось закрыть дело и вернуться во Францию.

Скульптурные памятники с мраморными или бронзовыми фигурами ангелов, стоящих или сидящих у надгробия, были весьма распространены на рубеже XIX-XX веков, однако до наших дней таких примеров дошло немного. Поэтому, несмотря на то что перед нами всего лишь «типовой» образец, не связанный с индивидуальностью заказчика, надгробие воспринимается как большая ценность.

Что касается личности похороненного здесь Д. С. Мордвинова, то известно, что он с юных лет служил в артиллерии. В 1856 году был назначен начальником отдельной канцелярии Военного министерства, а еще через десять лет стал директором канцелярии Военного министерства, которой и посвятил почти половину своей многолетней службы. В 1872 году Мордвинов был пожалован в генерал-адъютанты к Его Императорскому Величеству; в 1881 году назначен членом Военного совета и пожалован алмазными знаками ордена Св. Александра Невского. В 1883 году Мордвинова произвели в генералы от артиллерии, а в 1889 году он отпраздновал 50-летний юбилей службы в офицерских чинах и получил орден Св. Владимира 1-й степени.


IMG_9397-KOPIY.jpg

IMG_9398-KOPIY.jpg

IMG_9399-KOPIY.jpg

IMG_9400-KOPIY.jpg

IMG_9401-KOPIY.jpg
Родители Надежды Константиновны Крупской.

IMG_9403-KOPIY.jpg

IMG_9404-KOPIY.jpg

IMG_9405-KOPIY.jpg

IMG_9406-KOPIY.jpg

IMG_9407-KOPIY.jpg

IMG_9409-KOPIY.jpg

IMG_9410-KOPIY.jpg

IMG_9411-KOPIY.jpg

IMG_9412-KOPIY.jpg

IMG_9414-KOPIY.jpg

IMG_9413-KOPIY.jpg

IMG_9415-KOPIY.jpg

IMG_9416-KOPIY.jpg

IMG_9417-KOPIY.jpg

IMG_9418-KOPIY.jpg


Одно из самых необычных по оформлению захоронений на Новодевичьем кладбище — могила математика, профессора Владимира Павловича Максимовича (1850-1889).

Максимович родился в Петербурге в дворянской семье и с ранних лет обладал выдающимися математическими способностями. Учился в Петербурге и Париже, работал в Казанском и Киевском университетах. В начале 1889 года у математика была обнаружена тяжелая душевная болезнь, и в том же году он скончался в возрасте 39 лет.

Надгробие Владимира Максимовича представляет собой каменную сферу в художественной металлической ограде. На сфере — изображения знаков зодиака и цитата из стихотворения Байрона «Эфтаназия» (Euthanasia) на английском языке («Count o'er the joys thine hours have seen...»).
Данное стихотворение известно в переводах И. Гольц-Миллера и В. Левика (в переложении последнего это четверостишие звучит так: «Он близок, день, зовущий к тризне, ||Сочти же блага прошлых дней, ||И ты поймёшь: кем ни был в жизни, ||Не быть, не жить — куда верней»).


IMG_9422-KOPIY.jpg

IMG_9423-KOPIY.jpg

IMG_9425-KOPIY.jpg

IMG_9426-KOPIY.jpg

IMG_9427-KOPIY.jpg

IMG_9428-KOPIY.jpg

IMG_9429-KOPIY.jpg

IMG_9430-KOPIY.jpg

IMG_9431-KOPIY.jpg


Всё это наша история, наша память...

http://topdialog.ru/2017/09/13/novodeviche-kladbishhe/

Светлана Дмитриева

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Воскресенский Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург | Серафим10 - Дневник Серафим10 | Лента друзей Серафим10 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»