• Авторизация


Без заголовка 13-11-2013 13:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Лариса_Бабуркина Оригинальное сообщение

Рембрандт Искусство портрета ч.I

Всем известно имя величайшего художника Голландии  Рембрандта ван Рейна .Кто не знает его величайших творений : "Возвращение блудного сына", "Синдики", "Ночной дозор", "Ассур, Аман и Эсфирь", "Милосердный самарянин", "Вирсавия", "Отречение апостола Петра", "Моисей разбивает скрижали"!
Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Серьезная, реалистическая живопись, говорящая сердцу, нашла себе
величайшего творца в лице Рембрандта. Сын мельника, Рембрандт стал известен в родном Лейдене будучи совсем молодым. Лейденский ранний период творчества ознаменован такими значительными работами, как "Изгнание торговцев из храма"(1626), "Концерт(аллегория музыки)"(1626),"Скупец"("Меняла" 1627) ,конечно, "Иуда возвращает серебряники" (1629), которая вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи  Константина Гюйгенса: "...это дрожащее жалким трепетом тело  -  вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен". В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Уже тогда Рембрандт выявляет роль света как средства эмоциональной выразительности сцены. Его успех в ранних работах на евангельские темы, в исторической живописи был бы невозможен без неустанного экспериментирования в области портрета и автопортрета. В качестве моделей он выбирает людей из ближайшего круга общения: родственников, соседей, друзей, людей, небогатых и неспособных заплатить за портрет. Но это не является главным для него на тот момент. Главное  -  ухватить мимику, жест, передать сиюминутное настроение модели, найти такую деталь, с помощью которой можно подметить, подчеркнуть ведущую черту характера.



[474x600]

Пожилой мужчина в меховой шапке, 1630


[480x600]
Старик в военной одежде 1631 ( отец Рембрандта)



[483x600]
Портрет смеющегося молодого человека 1630



[478x600]
Портрет смеющегося мужчины 1629-1630

 Уже в ранний лейденский период Рембрандт сделал немало своих автопортретов,и вовсе не потому, что его так интересовала собственная личность. Скорее это было продиктовано желанием "безнаказанно", свободно экспериментировать, что не всегда возможно , особенно для начинающего мастера, в заказном портрете. За свою жизнь Рембрандт сделал около восьмидесяти (в некоторых исследованиях около 100) автопортретов – картин, гравюр и рисунков. Если задастся целью, то по его автопортретам можно проследить всю его автобиографию, узнать о счастливых и трагических моментах его судьбы. Но это целое исследование. Нас же интересуют лишь те из них, в которых Рембрандт не только и не столько   -  человек, а   -  модель. В каких портретах и автопортретах он еще учится, а где он - уже мастер, как он ищет свой собственный стиль, свой
неповторимый почерк.

[501x600]
Автопортрет в раннем возрасте 1628

 Один из первых – «Автопортрет» из амстердамского Рейксмузеума, где растрепанный двадцатидвухлетний живописец всматривается в свое лицо, пытаясь с помощью светотени передать впервые пробудившееся осознание себя художником.

 В ранних автопортретах, эмоциональные аффекты еще однозначны и форсированы, позы и жесты слишком демонстративны.

[481x600]

Автопортрет 1629

На автопортрете 1629 года яркий луч высвечивает безбородое пытливое лицо, оттененное кружевным воротником.


[600x471]

 На маленькой картине «Художник в своей мастерской» (1629 г.), которую долгое время приписывали Герриту Доу, нашему взору открывается лейденская мастерская Рембрандта, со столом, мольбертом, палитрой и ступкой для растирания красок. Себя художник изобразил непривычно далеко от картины, словно желая дать зрителю почувствовать, как он сам видит и понимает живопись: художник лишь исполнитель, ведомый Творцом, единственно важное,значимое - лишь то, что на холсте. Настолько важное, что сам художник, творец в растерянности: он ли Это создал ?! Художник  НИЧТО( или Нечто) перед своим творением. Творение выше создателя.

[446x600]

А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Прямой взгляд, бесстрашно устремленный вперед, уверенный в себе; открытое лицо; глаза, словно говорящие нам:" Я  -  Рембрандт, и вы скоро обо мне узнаете!" Впрочем, в Лейдене его уже знали. Он, такой молодой, чистосердечный и простодушный, наивный и прямолинейный, уже был любим и уважаем. Он имел собственную мастерскую и даже учеников.
    Но хотелось большего....
В 1931 году Рембрандт едет покорять  Амстердам.

30-е  -  40-е годы

 Столица Голландии в XVII веке была центром коммерческого мира. Старый город был очень живописен. Все, что необходимо для вдохновения художника: трудолюбивая, пестрая толпа, разнообразие образов и мыслей, богатый выбор типов - все это Рембрандт мог найти в этом очаге цивилизации. Удача в Амстердаме сразу улыбнулась художнику. Заказчики не заставили себя ждать. Картины и гравюры Рембрандта находили себе покупателей на месте и начали проникать за границу. В самое короткое время Рембрандту удалось
обеспечить себе вполне безбедное существование: он зарабатывал столько, что мог даже позволить себе такую роскошь, как покупка и собирание редких и дорогих вещей.В бюргерской среде Рембрандт становится
популярным портретистом.
 Первым заказным портретом стал "Портрет ученого".
Скорее всего, он был заказан каким-либо профессором университета или служащим муниципалитета. При создании этого портрета Рембрандт полностью исключает элемент позирования, в отличие от фламандских образцов. Благодаря этому, портрет становится более жизненным, теряя черты помпезности и официальности.

[524x600]
Портрет ученого 1631

Перед зрителем—голландский интеллигент того поколения, которое еще всеми корнями связано с народом. Простое, открытое, несколько грубоватое лицо, жесткие мясистые руки выдают его плебейское происхождение.Стремясь максимально приблизиться к жизни, Рембрандт показывает человека не изолированно, а в его бытовой обстановке. Поэтому ученый изображен за рабочим столом с пером в руке, в момент работы над рукописью, когда и застает его как бы входящий в комнату зритель. Портретируемый отрывается от рукописи, поворачивает лицо к вошедшему, обращается к нему с какими-то словами.
Это произведение — одна из первых попыток Рембрандта ввести в портрет сюжетное действие. Смелый эксперимент еще не до конца удается молодому художнику. Взгляд изображенного выдает состояние
спокойного размышления и явно не гармонирует с его внешней оживленностью. Благодаря этому оказывается нарочитой его мимика и жестикуляция: поворот головы, движение губ, жест правой руки, которая кончила писать, но еще держит перо. Несмотря на эти недостатки, сам принцип портретного решения, избранный Рембрандтом, таил в себе богатые реалистические возможности, позволяя художнику живо,непосредственно охарактеризовать человека, показать его таким, каким он бывает в обычной жизни.

К середине 1630-х годов Рембрандт ван Рейн признан одним из самых модных молодых портретистов Амстердама. В эти годы самые выдающиеся жители города стучались в двери художника.
 

[442x600]
Портрет Николаса Рутса 1631

 Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться.


[480x600]
Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Государственный музей, Амстердам

Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессе
обращения Голландии к протестантизму. На своём посту проповедника при дворе принца Оранского в Гааге он боролся с религиозной нетерпимостью наиболее догматичных кальвинистов.   Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. Он изображён пожилым, но энергичным человеком, поскольку Рембрандт хотел подчеркнуть исключительную жизненную силу, которая сделала Эйтенбогарта влиятельным и очень популярным членом голландского общества. Он изображён в своём кабинете за работой, только что оторвавшим глаза от книги, лежащей на подставке, словно чтобы выслушать вопрос, который задаёт ему зритель.

Он исполняет портреты – большие парадные, в полный рост, поясные и погрудные. Из 50 картин, датированных 1632-1633, 46 являются портретами или этюдами голов. Все портреты, исполненные в
1630-е, демонстрируют наблюдательность и тонкость Рембрандта, которые сближают его с ван дер Хелстом и Кейсером, а также с Ван Дейком и Рубенсом.

[468x600]

Портрет сестры

Картины, написанные им, как правило, на ровном светло-сером фоне, часто имеют овальный формат

[445x600]
Альберт Купер 1632

[459x600]
Корнелия Пронк жена Альберта Купера 1633

[555x600]

Ученый, сидящий за столом 1634


Однако ошеломляющий успех  принесла  Рембрандту   картина  «Урок анатомии доктора  Николаса Тюльпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), изменившая традицию голландского группового портрета.

[600x450]

«Урок анатомии доктора  Николаса Тюльпа» (1632, Гаага, Маурицхейс)

Привычной демонстрации позирующих художнику людей общей профессии Рембрандт противопоставил драматургию вольно решенной сцены, участники которой — члены гильдии хирургов, внимающие своему коллеге, объединены интеллектуально и духовно активным включением в процесс научного
исследования. Контраст неподвижного мертвого тела, высвеченного на первом плане бледным пятном, и живописной, свободно построенной группы различно охарактеризованных персонажей, придает картине напряженно драматическую окраску.

Сравните этот групповой  портрет с двойными портретами, написанными позже. Ощущение, что в них автор еще учится композиции: движения и жесты нарочиты, нет той легкости и естественности, что в "Уроке анатомии", хотя стремление "оживить" сюжет мы можем наблюдать и в повороте головы Яна Рейксена и в обращении к нему жены Греты с запиской.

[600x422]
 Портрет судостроителя Яна Рейксена с его женой Грет Дженс 1633

Погрешности композиционного характера можно обнаружить и в других его двойных портретах:


[476x600]
Ян Пелликорн со своим сыном Каспаром 1635-37

 

[600x499]
 Проповедник Корнелиус Ансло и его жена 1641

Но и эти портреты на тот момент, безусловно, выглядели новаторскими: Рембрандт всеми силами уходит от принятой в то время горизонтальной, плоскостной композиции. И пусть они не совершенны, но это явный прорыв в портретировании.
Конечно, ему приходится потрафлять вкусам нарождающейся буржуазии. Всем его заказчикам непременно хотелось запечатлеть себя на веки вечные,чтобы потомки знали. А значит, надо показать себя во всем блеске и великолепии, принятых в то время: фижмы, богатые парчовые и бархатные наряды,  дорогостоящие кружева тонкой работы, модные для этого класса заказчиков туфли, золотые заколки и цепи, масса украшений, которые должны были подчеркнуть социальный статус портретируемого. И таких портретов очень и очень много у Рембрандта. Есть среди них - проходящие, обычные, по которым взгляд скользит, есть те, которые хочется смотреть и смотреть - и они никогда не уйдут из памяти, есть те, которые и по сей день вызывают споры. К последним, пожалуй, можно отнести портреты Мартена Соолменса и его жены Опьет Коппит.

Супруги Мартен Соолманс и Опьет Коппит  были соседями Рембрандта и, поскольку он стал модным в городе живописцем, решили заказать ему парный портрет в натуральную величину в ознаменование их брачного союза. Портреты эти  прошли для общества незамеченными, более того ими явно пренебрегали, высмеивая то, как  одеждой и позой Соолманс выставляет напоказ своё новое социальное положение. Прежде всего, современники подвергли суровой критике украшающие туфли огромные розетки, придававшие всей позе очень «кричащий» вид. В Амстердаме было даже написано несколько стихотворных эпиграмм, высмеивающих помпоны на туфлях.
И все же, по мнению известного французского критика Эжена Фромантена, на них следует обратить внимание.

[381x600]

Мартен Соолманс 1634

"Муж стоит лицом к зрителю, он в черном камзоле с кружевным воротником и кружевными манжетами,
в черных панталонах, в черной фетровой шляпе, с кружевными бантами на подвязках и широкими кружевными розетками на черных башмаках. Правая рука согнута, и кисть ее прячется под черный плащ с нашивками из черного атласа; левой рукой, вытянутой вперед, он держит замшевую перчатку. Фон
картины черноватый, паркет серый. Прекрасная, несколько округлая голова с мягким и серьезным выражением лица, красивые глаза с ясным взглядом;  рисунок   очаровательный,   широкий,  легкий,   уверенный, абсолютно естественный. Живопись ровная, с твердыми контурами, настолько плотная и сочная, что, каким бы слоем — тонким или густым — ни были наложены краски, все равно ничего нельзя ни прибавить, ни убавить.Представьте себе голландского Веласкеса, но более задушевного и сосредоточенного.
Общественное положение модели обозначено удивительно тонко: это не принц и вряд ли даже вельможа; это родовитый дворянин, отлично воспитанный, с изящными манерами. Происхождение, возраст, темперамент — словом, жизнь со всем самым характерным в ней, все, чего не хватало «Уроку анатомии» и чего позже не хватит «Ночному дозору» (это мнение Эжена Фромантена),— вы найдете это в картине, написанной от чистого сердца."


[375x600]

Опьен Коппит 1634

"Жена изображена тоже в рост, на черноватом фоне; она стоит на сером паркете, тоже вся в черном, с жемчужным ожерельем, жемчужным браслетом, бантами из серебряных кружев на поясе и с розетками из серебряных кружев на узких белых атласных туфельках. Она худощава, бледна и высока. Ее красивая, чуть наклоненная голова смотрит на вас спокойными глазами. Несколько неопределенный цвет ее лица озаряется ярким отблеском рыжеватых волос. Слегка расширенная талия, очень целомудренно намеченная под широким платьем, придает ей весьма почтенный вид молодой матроны. В правой руке она держит веер из черных перьев с золотыми цепочками. Левая опущена — бледная, тонкая, удлиненная рука, полная изящества. Черное, серое, белое — ничего больше, ничего меньше, и тональность бесподобна. Атмосфера не обозначена, и все же чувствуется воздух. Моделировка сдержанная, и при этом рельеф выражен со всей возможной полнотой. Неподражаемая способность быть точным без мелочности, противопоставлять самую тонкую работу самым широким обобщениям, выражать тоном роскошь и ценность вещей. Словом, меткость глаза, тонкая  чувствительность палитры, уверенность кисти, которые могли бы создать славу любому мастеру."
 Этот заказ принёс художнику 1000 флоринов и потенциальных клиентов из круга Соолманса, что доказывало недоверчивым родственникам Саскии, что он не только пользуется известностью, но и способен обеспечить жену.
А к этому времени, а точнее в 1634 году, Рембрандт женился на Саскии ван Эйленбюрх. Саския, круглая сирота, была младшей дочерью бургомистра из Леевердена, члена совета Фрисландии, двое из ее братьев были юристами, среди ее родственников - многочисленные ученые и государственные чиновники.
Саския была гением-вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, опорой в работе. Жизнь, полная любви, труда и творчества, сложилась легко и радостно.

[449x600]

Портрет Саскии 1633
Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья.

[448x568]
Смеющаяся Саския 1633

Саския изображена здесь молодой влюблённой женщиной, её голова склонена набок,на лице лёгкая улыбка, глаза полуприкрыты. Рембрандт, вероятно, писал этот портрет в то время, когда ухаживал за девушкой, а она охотно принимала его игривые слова. Художник, вероятно, показал возлюбленной небольшую коллекцию костюмов, которую он держал у себя в мастерской (шляпки, платья и различные аксессуары), чтобы его модель могла нарядиться. Со своей стороны, Рембрандт, наверное, предполагал, что он может изобразить возлюбленную такой, какой хотел написать Рубенс свою свояченицу Сусанну Фоурмент. Видимо, у Рубенса он позаимствовал идею изобразить Саскию в широкополой шляпке, которая, однако, не соломенная, а бархатная, украшенная перьями и разрезами по краям. Но если Сусанна Фоурмент выглядит купающейся в ослепительном свете, который подчёркивает её аристократическую красоту, фарфоровую бледность кожи, то Саския выглядит приземлённой, более реалистичной, её цветущие щеки пылают от восхищённых слов молодого человека, который, как можно предположить, стоит рядом с ней. На этом портрете кожа выглядит живой, ибо под ней пульсирует настоящая кровь и бьётся сердце. Художник поймал мгновение, краткий момент кокетливого и невинного соблазнения. Нас не покидает ощущение, что модель, которую мы видим сбоку, повернула голову в ответ на чьё-то обращение, в данном случае, возможно, на комплимент такого привлекательного молодого человека, как Рембрандт, и приняла его с лёгким кивком и улыбкой.

[453x600]

Саския ван Эйленбург в помпезном платье 1632-1642

В годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея, или же в наряде Флоры - особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой - в Лондоне (1635) и уже упомянутый - в Дрездене (1641).

[487x600]

Флора (Саския) 1634 С-П, Эрмитаж

В портретах «для себя» и автопортретах художник свободно экспериментирует с композицией и эффектами светотени, меняет тональность цветовой гаммы, облачает свои модели в фантастические или экзотические одежды, варьирует позы, жесты, аксессуары ("Флора", 1634, Санкт-Петербург,Государственный Эрмитаж).


[473x600]

Автопортрет с Саскией на коленях 1635
Картина известна также под названием "Веселое общество" и "Блудный сын в притоне".
 Исключительно жизнерадостно выглядит "Автопортрет с Саскией на коленях" (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца. Художник изобразил себя с большим бокалом в руке - он поднимает тост за удачу и бросает вызов своим недругам. Вызывающе смелый "Автопортрет с Саскией", с его фривольной композицией и раскованной манерой письма, чарующей гаммой переливающихся золотистых,зеленоватых, оливковых, розоватых тонов, источает бурную радость, ликование,призыв к наслаждению жизнью, весьма далекому от сдержанных норм кальвинистской морали.
Но было не только ликование,не только счастье...
В первые семь лет замужества Саския испытала только горе материнства и не знала его радостей. Из ее четырех детей трое, сын и две дочери, умерли в самом раннем возрасте; один только, родившийся в 1641 году, пережил мать и стал отрадой и поддержкой старика-отца. Его назвали Титусом в честь недавно скончавшейся сестры Саскии, Титии.

В коллекции портретов, конечно, есть любимые лица отца и матери художника.


[463x600]
Портрет матери Рембрандта. 1639



[574x699]

Портрет отца Рембрандта. 1639



[505x600]
Портрет отца


[457x600]
Портрет Марии Трип. 1639. Государственный музей, Амстердам

Глава семьи Элиас Трип (1570—1631) нажил состояние, занимаясь горным промыслом, торговлей оружием и игрою на бирже. В те годы его дочь Мария жила с матерью в одном из самых изысканных районов Амстердама, и у неё не было сомнений, какого художника выбрать для написания портрета. Спустя два года, когда она вышла замуж за Бальтасара Коуманса, преуспевающего коммерсанта тридцатью годами старше её, она переехала в ещё более роскошный дом, но сохранила близкие отношения с семьёй. Видимо, она потребовала, чтобы художник изобразил её в богатом платье и в драгоценных украшениях, которые должны были не только подчеркнуть её красоту, но в равной степени продемонстрировать финансовое положение. Её волосы уложены по последней моде, розовые щеки выдают юный возраст, в её позе мы можем прочесть умеренность и сдержанность, те женские качества, которые в то время высоко ценились. Рембрандт написал портрет с изяществом, передав богатство платья тонкой игрой света. Фигура выступает из тёмного фона, подчёркивающего белизну сложного трёхслойного кружева, сквозь которого проступает нежная кожа девушки. Шею, уши и  запястья украшает сияющий жемчуг. Золотая парча на сверкающем платье из
чёрного атласа вносит ещё один штрих изысканности и роскоши, что прекрасно сочетается с веером, который девушка изящно держит в руке.

[446x600]
Берта(Бартье) Мартенс(Мартене) Домер 1640

В «Портрете Бартье Мартене Домер» (ок. 1640), на котором была изображена жена столяра-краснодеревщика Германа Домера, поставлявшего рамы для картин, появляется что-то новое. Художнику удалось создать удивительно жизненный и привлекательный образ простой женщины. К этому портрету был создан парный к нему «Портрет Германа Домера».

[443x600]
Портрет Германа ( Генриха) Думера 1640

На этом портрете впервые появляется знаменитая рембрандтовская «светотень», применение которой тоньше отображает сложный внутренний мир человека.

Оба портрета поражают прямым взглядом модели, огромной пластической силой, достигнутой упрощением черно-белой гармонии и светотени. Они обращают на себя внимание динамической непринужденностью и композицией. По сравнению с лейденскими работами их более гладкая фактура, позы, символическая ритмика рук (одна рука часто намеренно не показана) и поворот головы напоминают мимолетность и изменчивость барокко.

[501x600]

Автопортрет в возрасте 34 лет 1640
 «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса, и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. В сближении с итальянскими мастерами чувствуется вызов со стороны Рембрандта, словно подчеркивающего непривычным нарядом XVI века свою духовную близость с великими предшественниками.

Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Они написаны с большой пластической
силой, великолепно передают сходство, схватывают характерное в облике, но своего пути в портретной живописи Рембрандт еще не нашел.


[442x600]

Девушка в картинной раме 1641

[467x600]
Портрет Николаса Ван Бамбека. 1641.
Королевский Музей Изящных Искусств, Брюссель

Николас Ван Бамбек сам был художником, но, как с прискорбием сказал один из его друзей, богатое наследство притупило его честолюбие, и в итоге он не оправдал ожиданий. Однако Николас покровительствовал Рембрандту, приобрел у него «Ученый спор» и заплатил за позирование для своего
портрета. Ван Бамбек и его друг секретарь Госсовета Мауритс Хейгенс, по-видимому, в Гааге заказали Рембрандту свои портреты.


[468x600]
 Мауритс Хейгенс  1641

 Друзья решили: если кто-то из них умрет, его портрет должен перейти к оставшемуся в живых, и в 1641 году после смерти Бамбека картина по завещанию досталась Хейгенсу.


[473x600]
Портрет Агаты Бас 1641

В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик.
Поэтичность,одухотворенность Рембрандт вносит в портретные характеристики («Человек с
соколом», 1643 г; «Портрет Агаты Бас», 1641 г.).

Некий рубеж в творчестве Рембрандта отмечает неудача большой заказной картины «Ночной дозор» (1642).

[600x500]
Первоначальное название «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
Эта колоссальная по своим размерам картина (3,59X4,38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Рембрандт дал принципиально новое решение темы, имевшей за
собой почти вековую традицию. Именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Неуспех "Дозора" был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали.
Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Прозвучал
боевой сигнал. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Художник объединил всех в общем действии,
показав вместе с тем индивидуальные варианты единой темы.Перешагнув за рамки обычного группового портрета, Рембрандт дал полное динамики и напряженности действие.
 «Ночной дозор», как любой шедевр, открыт для самых разных интерпретаций. До сих пор не только исследователи, но и зрители спорят,
что такое эта картина – воспоминание о реальном событии, аллегория, групповой портрет или все вместе взятое?
 Почему Франс Баннинг Кок держит перчатку так, чтоэто привлекает внимание?
 Почему на переднем плане оказалась маленькая девочка с курицей?
 Почему из мушкета стреляет маленький мальчик?
 Имеют ли свет и тень символический смысл?
 Почему протазан лейтенанта ван Реутенбюрха выписан в мельчайших деталях, если все остальное оружие изображено довольно размыто?..
 Эту картину-портрет неоднократно рассматривали в нашем сообществе.
 Интересные сообщения по ее поводу и не менее интересные комментарии вы можете прочитать здесь:
http://my.mail.ru/community/galereja/4CC20DD0A0A0D4D4.html ; http://my.mail.ru/community/galereja/410B6588A75497A7.html

С момента создания картины "Ночной дозор"от Рембрандта отшатнулось большинство богатых заказчиков. Сдвиг в общественных вкусах, особенно рано сказавшийся в крупнейшем центре страны, привел к тому, что величайший национальный гений Голландии оказался на положении непопулярного художника; его глубокое, передовое искусство продолжали ценить лишь немногие. Жизнь Рембрандта дала трещину. Поддержать его было некому: в 1640 году умирает мать, затем сестра, вскоре, в 1642, умерла от туберкулеза  его  Саския (ей было 29 лет), оставив ему девятимесячного сына Титуса.

В память о жене Рембрандт написал знаменитую картину «Давид и Ионафан» (1643), своеобразную сцену прощания двух людей, расстающихся навеки. Свое отношение к жене художник выразил и в портрете «Святое семейство» (1645). Поразительно, что художник пользуется светлыми красками, таким образом выражая свое убеждение, что жизнь и смерть едины и все люди когда‑нибудь соединятся на небесах.

Безмерно опечаленный смертью любимой жены, художник не мог заставить себя сконцентрироваться на привычной работе — заказных портретах ( с их определенными требованиями, вкусами) — и быстро растерял богатых заказчиков. Но без дела он не сидел, создавая в том числе и портреты, но не заказ, а исключительно из любви к искусству.

[452x600]
Портрет пожилого раввина 1642
Рембрандт часто посещал амстердамское еврейское гетто и находил там колоритные образы. Более того, одно время он был вынужден выехать из собственного особняка и жил в гостинице в том же районе, где жили амстердамские евреи, многих из которых он знал, со многими дружил.

[481x600]

Портрет девушки в окне 1646

В этот период одиночества Рембрандт находил убежище у себя в мастерской. Там, наблюдая за тем, как ученики с энтузиазмом копируют богатый, красочный стиль его молодости, сложившийся под влиянием Рубенса,он начал работу над более вдумчивой картиной. На смену выставления себя напоказ пришел самоанализ, отражающий подавленное состояние, в котором пребывал художник. Так, после смерти своего прежнего кумира,Рембрандт нашел нужное решение для выработки нового стиля в экспериментах позднего Тициана.
Картина "Девочка у окна" является одним из произведений, созданных в этот период, которое стало упражнением, в котором полностью достигнута цель — передать черты материального облика модели.Реалистичность образа девочки была достигнута посредством использования грубого холста,
позволяющего наносить крупные мазки, различных оттенков охры и дополнительная подмазка рукой для придания фигуре объема. Объем передан светом и цветом, практически без линейного рисунка. Рембрандт уже освоил эту технику, предвестником которой был Тициан, в " Ночном дозоре", где на некоторых фигурах он уже применял прозрачные мазки, чтобы передать идею движения и расстояния.Предметом этой картины также служит удаленность или близость модели по отношению к
зрителю. Намек на перспективу основан на наклоне полки или подоконника,на который девочка опирает руки, одна из которых параллельна плоскости картины. Ощущение полупрозрачности блузки создается благодаря свободному стилю художника, который не вычерчивал по холсту линии, а наносил краски густым слоем. Чувственную композицию завершает эротический штрих в виде золотого ожерелья, которое девочка теребит пальцами, чтобы привлечь внимание к вырезу блузки. Рембрандт с большой легкостью изобразил розовые щеки и красные губы,прядь волос на лбу, чувственную кожу, аромат которой, кажется, можно ощутить.


[461x600]

Портрет доктора Ефраима Буэно 1647

 Именно в портретах и сюжетных композициях, связанных с портретом, раскрылось своеобразие творческого гения Рембрандта.
Но лучшие его работы относятся к 1650– 1660-м годам.

Продолжение следует
http://www.rembrandts.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рембрандт
http://rembr.ru/
http://smallbay.ru/rembrandt.html
http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/
http://sunny-art.ru/category/rembrandt-ego-kartiny/ и т.д.
 

 

Серия сообщений "Живопись Голландии":
Часть 1 - Рембрандт Искусство портрета ч.I
Часть 2 - Рембрандт Искусство портрета ч.II
Часть 3 - Рембрандт "Ночной дозор"
...
Часть 10 - Автопортреты Ван Гога
Часть 11 - Ван Гог "Едоки картофеля"- от эскиза к картине.
Часть 12 - Франс Хальс. Творчество.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Marina_Rjabinina - Дневник Марина_Рябинина | Лента друзей Marina_Rjabinina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»