1. Развивать у ребенка социальные способности:
- замечать чужие обиды и проблемы
- учитывать чужие интересы
- мысленно ставить себя на место другого человека "Представь себе, что ты..."
- отстаивать свою точку зрения, не обижая другого человека
- договариваться
- просить о помощи
2. Формировать отчетливую систему ценностей:
- недопустимые поступки (пользоваться слабостью другого человека)
- допустимые в определенных ситуациях поступки (прибегнуть к авторитету взрослых, чтобы защитить кого-то)
- социально желательные поступки (правила поведения в обществе)
- безусловно одобряемые поступки ( помощь другому человеку)
Внутренняя система ценностей придает человеку уверенности в себе, является стержнем характера и позволяет формировать "систему защит".
3. Предоставлять ребенку конкретную информацию о том, что люди больше всего ценят друг в друге доброту и желание помочь.
4. Обязательно выражать одобрение поступкам вашего ребенка, других детей, персонажей художественных произведений (фильмов, мультфильмов) - ребенку необходимо знать, какие поступки и насколько одобряются взрослыми.
[500x295]
5. Выражать одобрение как можно более выразительными интонациями. Избегать назидательного тона и фраз типа: "Вот видишь, мы тебе говорили, что ты сможешь - и у тебя получилось!", т.к. в этой фразе главное - правота взрослых, а не способности ребенка.
6. По возможности задавать ребенку вопрос "Что ты чувствуешь?", обогащать его лексикон словами, обозначающими разные состояния, эмоции, чувства, настроения, переживания. Обязательно делиться собственными желаниями.
7. Во время совместного чтения или просмотра (мульт)фильмов, рассматривания рисунков и фотографий обмениваться мнениями и впечатлениями по поводу выражения лиц реальных людей и персонажей. Пытаться понять, что чувствует человек именно с таким выражением лица, почему персонаж хмурится, улыбается, жмурится и т.д.
8. Не оставлять ребенка один на один с его проблемами - его возраст не позволяет ему самостоятельно разрешить все свои трудности. Наиболее болезненные сомнения ребенок оставляет "себе", не умеет просить о помощи.
Специально выделять время для обсуждения с ребенком способов психологической защиты, умения отстаивать свое достоинство и права. в конечном итоге ребенок должен суметь сказать и сверстнику, и взрослому:
- Мне не нравится, как ты со мной разговариваешь, я не привык к грубости
- Мне неприятны такие слова, не говори со мной больше так
- Ты меня обманываешь, мне не хочется больше с тобой сегодня разговаривать
Лучше всего это осваивается в игровой форме.
[466x300]
9. Поддерживать у ребенка стремление брать на себя ответственность.
10. Поощрять активность и инициативу, подчеркивать умения и способности, проявлять уважение к точке зрения ребенка, даже если она не верна:
-Ты считаешь так? хорошо. Но я считаю иначе. Давай подумаем, кто из нас прав. Может быть, я, а может быть, ты. Обещай, что подумаешь над этим. я тоже подумаю. а завтра поговорим.
11. Стараться отвечать на вопросы ребенка, особенно если они повторяются, - это свидетельствует о том, что он размышляет по какому-то поводу, но не может прийти к определенным выводам. Очень важно, чтобы вывод был сделан ребенком самостоятельно, а не просто получен в готовом виде от взрослых.
12. Обсуждать с ребенком возможные изменения в жизни семьи, изменения в его собственной жизни, обязательно интересоваться его мнением. Ребенок должен знать, что его мнения ждут, им интересуются.