ЛЕТО-СЛАВНАЯ ПОРА! ЛЮБИТ ЛЕТО ДЕТВОРА! НО...
Скоро ваши дети пойдут в школу. И с того момента, когда прозвенит первый звонок у ваших детей начнется новая, очень интересная полная неожиданностей (приятных и не очень) школьная жизнь.
Родители порой считают, что цели и интересы в жизни у ребенка должны измениться в один день. Но ребенку очень трудно перестроить свою жизнь.
А теперь давайте подумаем, а что именно меняется для детей, в связи с поступлением в школу? Изменится режим дня, место, где проходит большая часть дневных часов, привычное окружение. Изменится привычный набор того, что можно и что нельзя. У детей меняются и авторитеты. Если до школы наиболее значимы и влиятельны были родители, то в школе - это учителя. Кроме того, происходит смена ведущей деятельности.
Если основным занятием дошкольника была игра, то с поступлением в школу она меняется на учебную. В школе овладение знаниями и умениями станет ОСОЗНАННОЙ целью учащегося, достижение которой требует определенных усилий. В дошкольный период знания усваиваются детьми большей частью НЕПРОИЗВОЛЬНО, занятия строятся в занимательной для ребенка форме, в привычных для него видах деятельности.
Давайте попробуем разобраться, что же стоит за определением «готовность к школе»?
Под этим мы понимаются не отдельные знания и умения. А их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные составляющие, причем уровень их развития должен соответствовать определенным нормам.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. А почему ребенок может хотеть пойти в школу? Туда пойдут все его сверстники; это может быть стремление к взрослости и желание называться уже школьником; он слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и очень почетно; к школе он получит красивый ранец, пенал и другие подарки, все новое привлекает детей, а со школой ассоциируется все новое. Это для ребенка может быть и требование родителей.
Но всё же мотив посещения школы надо отличать от мотива обучения.
Учебная мотивация - это осознанное стремление ребенка стать школьником, готовность соблюдать школьные правила и обязанности. А самое главное - должен быть сформирован познавательный интерес к обучению, интерес к получению новых знаний. Отсутствие мотива обучения говорит о неготовности ребенка к обучению в школе.
Но готовность ребенка к обучению также не возникает на пустом месте, а развивается постепенно.
Почему дети не хотят идти в школу? Причина - результат ошибок воспитания. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредоносно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям.
«Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?»
«Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»
Такими словами взрослые сами формируют у детей отвращение к школе. Придется потратить много времени и сил, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
[450x]
Как же сформировать у ребенка положительное отношение к школе?
Покажите ребенку плюсы взросления. «Как хорошо ты... сделал. Сразу видно, что ты большой. А когда ты пойдешь в школу, тебя научат..., ты сумеешь делать что-то еще лучше». Быть взрослым - это значит не только иметь больше обязанностей, но и больше прав, больше самостоятельности и ответственности (за себя и других).
Нельзя сводить весь смысл учебы только к оценкам. Не соответствие ожиданий (родителей, самого ребенка) реальности приведет к «трагедии» и сделает их зависимыми от оценок. Не воспринимайте оценки как безусловную ценность. Проявляйте озабоченность не школьными оценками, а самим процессом усвоения знаний.
Формируйте положительный образ педагога: «Я думаю, что твоя учительница сможет научить тебя тому, чего не знаю даже я». Хорошо если есть возможность познакомить ребенка с будущим учителем заранее (дни открытых дверей, подготовительные курсы, экскурсии, ваши рассказы).
Попросите поделиться впечатлениями с вашим ребенком знакомого школьника, которому действительно нравится учиться.
Поделитесь своими воспоминаниями, покажите и рассмотрите фото.
Если у ребенка есть какие-либо трудности в чем-либо: обратите на это особое внимание и помогите ему их преодолеть.
Приучите сначала осмысливать, а потом запоминать информацию. Проследите, умеет ли ваш ребенок обобщать, классифицировать, сравнивать одни предметы с другими, делать выводы и умозаключения.
Дети с сильной памятью, но недостаточно развитым мышлением в начальной школе могут не испытывать никаких проблем, учатся на «отлично»», а проблемы начинаются в среднем школьном звене, когда от детей начинают требовать умения «думать и понимать», т.е. когда появляются предметы - физика, алгебра...
Установлено, чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.
[680x] |
|