Иудеи:
Рамбам говорит слова, которые на сегодняшний день, являются законом о Мессии, на сегодняшний день это общепринятый в Израиле критерий, по которому евреи готовы определять, кто такой Мессия: если человек ведет войну за освобождение Израиля, собирает народ Израиля в стране, готовится к строительству Храма и учит народ Торе, то можно предположить, что это Мессия, и можно за ним следовать и помогать; если он построил Храм — это точно Мессия и надо его поставить на царство; и будет царствовать он и сыновья его, и внуки его, и внуки внуков до конца веков. То есть Рамбам посчитал, что Мессия придет, восстановит Храм, умрет и будут править его дети. Сейчас это общепринятое мнение.
Было в свое время и другое мнение. Это Нахманид (Рамбан), человек который жил два поколения после Рамбама. Он говорит о том, что мир изменится с приходом Мессии, что в грядущем мире все будет по другому, изменится сама природа человека и строительство Храма вовсе не обязательна, потому что земное место Храма соединится с небесным Храмом, в котором будет служить Машиах. Этот ученый авторитетен во многих вопросах, но только не в этом вопросе. Его мнение известно, но никто ему не следует. Большинство евреев, все таки, сегодня ждет завоевателя.
Еврейские комментаторы говорят: «Всевышний дал нам Тору через Моше и не даст нам никогда никакой другой, но придет Мессия и раскроет нам понимание Торы».
Он больше Моше, в том смысле, что он может дать народу больше Торы Моше; он заканчивает дарование Торы начатое Моше; через него исполнится сказанное: «Напишу закон на сердцах ваших»; и народы мира смогут войти в эту Тору; и тогда во всем мире будет один народ и один Бог. Это действие Мессии.
Но об этом надо много говорить с человеком. Когда он сможет оторваться от тех законов, которые дал Рамбам. Обычно человек защищается этими законами и провозглашает как лозунг: «Мессия должен построить Храм!». Я его спрашиваю, что будет в этом Храме, какой народ будет приходить в этот Храм? Евреи? Или может венгры, или корейцы? Может все народы? Он говорит: «Конечно все народы! Это же будет третий Храм». Я спрашиваю почему вдруг венгры захотят приходить в Храм? — Потому что они будут знать Тору. — Откуда они будут знать Тору? — Потому что нам откроется более глубокий смысл Торы. — А почему нам откроется более глубокий смысл Торы? — Потому что они захотят ее учить; это как колодец из которого, чем больше черпают, тем больше в нем будет прибавляться воды. — Кто это все сделает? — Мессия! (Но на первых порах, все равно отвечают: вот построит Храм и тогда…) — А как тогда относится к тем людям, которые приходят и хотят учиться у евреев? — Ну написано, что это признаки прихода Мессии; но мы будем ждать.
Даст народу глубинное понимание Торы, сделает Тору природой самого народа, посредством этого подчинит себе все и тогда будет план для нового неба и новой земли, в котором святой народ будет служить святому Богу и над всем этим будет Святой Царь. Это то для чего и какого Мессию мы ждем, и, как мы его ждем. Это не так сильно отличается от того, что говорят апостолы и книга Откровения. Мы тоже там видим город в котором правит Царь. Но так сейчас получается, что и в церкви и в синагоге учат что-то другое. Я думаю, что через глубокое изучение писания, внимательное сопоставление, можно убедиться в этом плане Бога и что никакого другого Мессии не может быть.
Маймонид также подчеркивает, что приход Машиаха не будет сопровождаться чудесами, всё будет происходить естественным путем. Лишь дальнейшее развитие событий покажет, можно ли быть уверенным, что это Машиах. Когда этот человек продемонстрирует Божественный источник своей власти и, как предсказано пророками, соберёт всех изгнанников в Эрец-Исраэль и восстановит Храм — лишь тогда все сомнения отпадут, и он без всяких оговорок будет признан Машиахом. Поскольку библейские пророчества до сих пор не были реализованы, иудаизм считает, что Мессия ещё не пришёл.
Еврейская традиция утверждает, что наша жизнь на планете Земля была создана на определённое время, и по истечении этого времени переродится во что–то другое. В частности, наступит конец той ситуации, когда в основе жизни лежит смесь Добра и Зла, как это стало со времени грехопадения Адама. Добро очистит себя от оболочек Зла, а Зло прекратит своё существование на Земле. [Оболочки зла или "клипоты" – это, согласно хасидскому учению, все неевреи. – М.Н.]
Предтеча.
Правильно говорят еврейские умные люди, в целом они правы, верно выделили и расставили приоритеты, хотя конкретных деталей, конечно, не объясняют. Скажу, как Пророк, знающий истину, несколько конкретнее: Да, Машиах пришел, возьмите, вот ан я, заходи - порешаем. "Ведет войну за Израиля" - веду, и еще как, читайте дневничек, там написано. "Учит народ Торе" - только этим и занимаюсь с утра до вечера. "Готовится к строительству храма" - Господь построил, а я объясняю, что это такое, открываю глаза всем Авраамическим религиям. "Надо его поставить на царство" - Господь уже поставил: "И будет он князем у них вечно"... "А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их...и раб Мой Давид будет князем у них " (Иезек. 37:22 - 28).
Вот Рахманид гораздо ближе к истине. "Мир изменится с приходом мессии, изменится сама природа человека, что храм будет небесный и не нужно строительство храма на земле" - это прозорливо и близко к истине. Малядэць Рахманид, хотя из Библии это не трудно понять, хотя все равно ему мало кто верит, ждут завоевателя.
"Тогда во всем мире будет один народ и один Бог. Это действие Мессии" - поистине так, дражайшие и любезнейшие. Будет единая мировая религия, которая примирит все веры и все народы.
"Даст народу глубинное понимание Торы" - поистине так. Пока что пытаюсь дать, да слушать не желают - от неожиданности, должно быть, или с перепугу, - такова натура человеческая : ну чтож, что ты Гаврош, хоть зная, да не верю.
Верно и то, что Господь создал землю и небо, и все,что меж них, ради истины и только на определенный срок. Дал Библию - руководство к жизни, как жить, чтобы спастись. Вперед, ребята.