Разговоры с незнакомцами добром не кончаются, тем более в романах Нотомб. Сидя в аэропорту в ожидании отложенного рейса, Ангюст вынужден терпеть болтовню докучливого голландца со странным именем Текстор Тексель. Он попадает в западню, став игрушкой в руках Текселя.
"Никогда не разговаривайте с неизвестными".
Сначала спектакль слушается как гротеск и у меня даже вызывал некоторое раздражение, но поверьте, что с каждой минутой захватывает всё больше. Заурядное, ничем не примечательное начало, сюжет, обещающий быть скучнейшим... И вдруг вас настигают невероятные и пугающие повороты сюжета...
Хотя жанр рассказа определён, как детектив-триллер, я бы сказала, что это чистая психология, психология подсознания.
Дедушка Фрейд нервно курит в сторонке!
Краткая аннотация: «Сто страниц динамита!»
* * *
– Есть ли спасение от таких людей, как вы? Может, спрятаться в туалете?
– У вас ничего не выйдет, дорогой месье. Мы ведь в аэропорту, и в туалетах нет звукоизоляции. Я пойду за вами в туалет и буду разговаривать с вами через дверь.
– Почему?
– Потому что мне так хочется. Я всегда делаю то, что мне хочется.
– А мне хочется набить вам морду.
– Опять ничего не выйдет! Это будет противозаконно. А я обожаю доставлять неприятности, не запрещенные законом. Сам я при этом веселюсь от души, а мои жертвы совершенно бессильны против меня.
* * *
– Я охочусь за теми, кто мне нравится.
* * *
– У каждого из нас свои моральные принципы. Я сужу обо всем по степени удовольствия, которое доставляет мне тот или иной поступок. Мы существуем только ради наслаждения, а потому цель оправдывает средства. Но преступление, которое не доставило блаженства, совершено впустую и мешает жить дальше. И, при всем желании, его невозможно оправдать.
– А мнение жертвы вас не интересует?
– Макс Стирнер, «Единственный в своем роде и его особенности» – слышали о таком?
– Нет.
– Ничего удивительного. Это теоретик эгоизма. Окружающие существуют только для того, чтобы доставлять мне удовольствие.
– Блестящая мысль! Таких людей нужно изолировать от общества.
* * *
– Душевнобольной? Ты действительно живешь не в ладах с самим собой. Я уже столько раз пытался тебя просветить. Когда я рассказывал о внутреннем враге, я же намекнул, что не существую вне тебя... Тебе достался самый неуживчивый из всех внутренних врагов...
* * *
– Вы разрушили мне всю жизнь. Неужели вам этого мало?
– Странная манера обвинять других в том, что им разрушили жизнь. Хотя сами они с успехом разрушают ее без всякой посторонней помощи.
* * *
– Если бы тебя не мучили сомнения, ты бы так не страдал.
* * *
– Свободен! Свободен! Свободен!
Словарь имён собственных
Словарь имен собственных — один из самых необычных романов блистательной Амели Нотомб. Состязаясь в построении сюжета с великим мэтром театра абсурда Эженом Ионеско, Нотомб помещает и себя в пространство стилизованного кошмара, как бы призывая читателя не все сочиненное ею понимать буквально. Девочка, носящая редкое и труднопроизносимое имя — Плектруда, появляется на свет при весьма печальных обстоятельствах: ее девятнадцатилетняя мать за месяц до родов застрелила мужа и, родив ребенка в тюрьме, повесилась. Таково начало книги. Конец ее не менее драматичен. Однако Амели Нотомб умеет все вывернуть на изнанку.