8 августа 1914 года из британского порта Плимут вышли и взяли курс на юг два корабля: баркентина "Эндьюранс" и китобойная шхуна "Аврора". Это были корабли имперской антарктической экспедиции сэра Эрнста Шеклтона, в ходе которой предполагалось пересечь Антарктиду. В последствии экспедицию Шеклтона назовут последним великим путешествием "золотого века полярных исследований".
[показать]
Основное судно экспедиции "Эндьюранс" (стойкость, выносливость) было построено в 1912 году для... туристических покатушек на Шпицберген. Компания-заказчик разорилась и Шеклтон купил корабль для экспедиции относительно дешево, за 14 тысяч фунтов.
[показать]
При строительстве за основу взяли чертежи легендарного норвежского "Фрама". Кроме парусного вооружения, на корабле была паровая установка, которая разгоняла его до 10 узлов. Но в угоду плавности хода обводы сделали чуть более острыми, что сыграло впоследствии роковую роль: будучи затертым льдами "Эндьюранс" не выдавливался наверх и был в итоге раздавлен.
[показать]
По плану экспедиции предполагалось, что "Эндьюранс" высадит транс-антарктический десант, а "Аврора" обеспечит промежуточные базы для пересечения континента. Но уже в феврале 1915 "Эндьюранс" оказался в ледовом плену и дрейфовал до октября.
[показать]
Поначалу дрейф проходил благоприятно для корабля и экипажа. Корабль тщательно утеплили, для членов экипажа при хорошей погоде устраивали лыжные прогулки и даже любительские спектакли.
[показать]
Шеклтон со товарищи благополучно пережили всю полярную зиму, но антарктической весной, в августе-сентябре началась особенно сильная подвижка льдов, и, что было самым опасным, лед сомкнулся под килем корабля. К началу октября начали ломаться элементы силового набора по левому борту. 24 октября в борту образовалась пробоина, вода стала поступать в трюм. Шеклтон объявил эвакуацию на лед.
[показать]
Экипаж три дня боролся за судно, откачивал ледяную воду, пытался завести пластырь. И это при температуре воздуха -27'!
[показать]
Через три дня стало очевидно, что "Эндьюранс" не спасти. Экипаж окончательно покинул судно, но обломки еще довольно долго были на поверхности, что позволило собрать много полезного и нужного для выживания полярников.
[показать]
В эти же дни фотограф Хёрли по колено в воде вытаскивал самое драгоценное для себя - отснятые фото пластины. Всего на тот момент было отснято более пятисот снимков, но из-за большого веса Хёрли отобрал около 150 наиболее удачных.
[показать]
Дальше была полная драматизма и настоящего героизма эвакуация на сохраненных шлюпках на остров Элефант, потом просто фантастическое плавание за помощью Шеклтона и четверых его товарищей, когда они смогли на шлюпке пройти под ураганами больше 800 миль до острова Южная Джорджия, где была база китобоев, потом спасение с четвертой попытки экипажа... А еще дрейф "Авроры" и спасение ее экипажа...
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Источник:
http://photochronograph.ru/2013/11/11/ekspediciya-...-ernsta-shekltona-v-1914-godu/