В.Д.Поленов Парфенон.
Храм Афины-Парфенос. (1881-1882)
В 1811 году Людвиг ван Бетховен (1770-1827)получил заказ на написание музыкального сопровождения к драматической постановке.
Вступительная часть ее — «Король Стефан» — рисовала образ «первого благодетеля» Венгрии; заключительная часть представляла собой льстивую придворную аллегорию и называлась «Афинские развалины».
Эту пьесу, специально для этого случая написанную драматургом Августом фон Коцебу, должны были представить на открытии нового императорского театра в г. Пешт (часть Будапешта) 10 февраля 1812 г. Сочинение соответствовало официально-патриотическому статусу мероприятия и премьера прошла вполне успешно, хотя сейчас и относится к наименее исполняемым произведениям Бетховена.
Август фон Коцебу (1761 – 1819) - немецкий драматург, один из самых плодовитых писателей того времени, автор многих исторических пьес, комедий, которые благодаря сентиментальному и морализаторскому духу пользовались большим успехом, чем драмы Гёте и Шиллера.
Сюжет «Афинских развалин»: богиня мудрости, Минерва, погружена Зевсом в двух тысячелетний сон за то, что она допустила смерть великого греческого философа Сократа. Пьеса начинается с возвращения Минервы в Афины. Она с грустью видит развалины древнего города, находящегося под турецким владычеством. Бог Меркурий указывает ей, где находится ныне центр духовной жизни: он называет Пешт с его новым театром — средоточием наук и искусств. Декорация меняется. Минерва венчает лавровым венком вырастающий из люка бюст императора Франца.
Афинские развалины
(Die Ruinen von Athen),
увертюра и музыка к спектаклю, Op.113/114
Увертюра к «Афинским развалинам» значительно уступает в популярности некоторым другим фрагментам всей музыки, особенно знаменитому турецкому маршу, но она по-своему интересна, «рука Бетховена» чувствуется здесь в мощных crescendo, в силе выражения радостных чувств. Обращают на себя внимание и некоторые детали в начале вступления. Поскольку именно в данный период начинает усиливаться интерес Бетховена к музыке разных народов, композитор, сочиняя музыку к «Афинским развалинам», стремился передать некоторые особенности ладовой системы древних греков. Увертюра является самой короткой из всех увертюр Бетховена .
Очень удачен «Турецкий марш», передающий приближение и удаление турецкого патруля.Марш инструментован под «янычарскую» музыку (много ударных, резкие звучности духовых) и производит колоритное фантастическое впечатление.
Мировую известность марш приобрел благодаря фортепианной транскрипции Листа(очень трудной для исполнения)
Марш из "Афинских развалин"
Исполнитель: Евгений Кисин (ф-но)
И ещё-
Ф.Лист
Фантазия для фортепиано с оркестром на темы музыки Бетховена «Афинские развалины», S. 122
Луи Лорти - Монреальский симфонический оркестр / Шарль Дютуа
Транскрипция Антона Рубинштейна "Турецкий марш"
исп. С. В. Рахманинов(ф-но)
Только благодаря Бетховену осталась память о пьесе "Афинские развалины" давно и заслуженно забытого драматурга Коцебу.
И два великолепных, как принято говорить в новые времена, шлягера, хита - Марш, оркестрованный им в броском янычарском стиле и Хор дервишей.
Такая музыка рассчитана на мгновенный успех, но лишь немногие, лучшие ее образцы сохраняют его на века.