• Авторизация


ШИЛО В ЗАДУ НЕ УТАИШЬ. САРАНСК 2 13-05-2024 22:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Утром в 9 часов открылся музей изобразительных искусств. Мы взяли билеты, скачали виртуального экскурсовода и приступили к осмотру.
IMG_20240430_091606 (700x525, 380Kb)
Не знаю, как вы, но для меня до посещения музея Эрзя воспринимался, как доморощенный Коненков. Знал, что он в основном работал по дереву и не более того. То, что я узнал в музее перевернуло представление. теперь уже Коненков воспринимался доморощенным Эрзя.P4300052 (700x393, 208Kb)

Автопортрет. 

Степан Дмитриевич Нефедов родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Свою трудовую биографию Степан начал с работы в иконописных артелях. Путешествуя с ними по городам и селам Поволжья, постигал азы иконописного мастерства, приобретая опыт в росписи церквей. Начало нового – ХХ века – было ознаменовано в судьбе Нефедова учебой в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала на живописном отделении, потом скульптурном.

P4300050 (700x393, 170Kb)

Автопортрет.

1906-1916 годы – первый период самостоятельного творчества скульптора. На этом этапе происходит процесс формирования художественной индивидуальности Эрьзи. Он едет в Италию, затем во Францию, где изучает произведения искусства прошлого и современности, совершенствует свое мастерство, активно работая творчески. Там скульптор становится известен под псевдонимом «Эрьзя», происходящим от названия эрзяноязычной группы мордовского народа, выходцем из которой он был.

P4300049 (700x393, 214Kb)
"Христос кричащий! тонированный гипс 1910 г.

Имя скульптора прозвучало впервые в 1909 году на международной выставке в Венеции.Затем последовали художественные выставки в Ницце, Риме, Милане, Париже.С потрясающей силой скульптору удалось воплотить образы Христа. В 1914 году Эрьзя возвращается на родину. Во время I мировой войны он работал в Москве в военном госпитале, лишь изредка имея возможность обращаться к творчеству. Новый этап творчества Эрьзи охватывает 1917-1926 годы, когда он работал на Урале (г. Екатеринбург, с. Мраморское) и Кавказе (г. Новороссийск, Геленджик, Батуми, Баку). В это время происходит дальнейшее становление творческой индивидуальности скульптора. В первые годы советской власти С.Д. Эрьзя активно включается в осуществление плана монументальной пропаганды. Однако, он не прекращает работы на вечными образами.

P4300055 (393x700, 204Kb)
.Ева. Мрамор 1919 г.

P4300089 (700x393, 196Kb)

Спящая мать. Мрамор. 1921 г.

P4300061 (393x700, 183Kb)

Женская фигура. Мрамор. 1926 г.

Круг материалов, к которым обращался Эрьзя в этот период, довольно широк. Это мрамор, цемент, железобетон, чугун, гипс. Впервые скульптор использует в своем творчестве твердые породы дерева – кавказский дуб, кавказский орех. Работая с ними, он продолжает фактурные поиски, начало которых относится к более раннему периоду.

P4300058 (700x393, 252Kb)

Летящий

P4300074 (700x393, 219Kb)

Леда и Лебедь.

В 1926 году в Москве на VIII выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) внимание критики привлекли произведения С.Д. Эрьзи, выполненные из железобетона.

P4300060 (700x393, 182Kb)

Узник. Железобетон.

P4300051 (700x393, 227Kb)

Портрет спящей женщины. Железобетон.

P4300054 (393x700, 236Kb)

Страсть. Железобетон.

В этом же году С.Д. Эрьзя отправился с выставкой произведений в Париж, затем в Аргентину. Почти четверть века (с 1927 по 1950 г.г.) .Здесь он открыл для себя материал, с которым не расставался до конца своей жизни – породы субтропических деревьев кебрачо, альгарробо, урундай. Как он провел эти годы и чем, кроме работы занимался не известно.

P4300069 (700x393, 226Kb)

Мать с ребенком. Кебрачо. 1929

P4300062 (393x700, 217Kb)

Обнаженная женская фигура.Кебрачо. 1930 г.

P4300068 (700x393, 214Kb)

Леда и лебедь. Кебрачо.1929 г.

Мастера привлекают характеры героические, личности яркие и сильные, натуры страстные. 

P4300095 (700x393, 198Kb)

Мужество. Кебрачо.1932 г.

P4300070 (393x700, 240Kb)

Моисей. Кебрачо. 1932 г.

P4300100 (700x393, 223Kb)

Ужас. Кебрачо. 1933 г.

P4300078 (700x393, 233Kb)

Александр Невский. Кебрачо. 1934 г.

P4300077 (393x700, 271Kb)

Христос. Кебрачо. 1934

P4300081 (700x393, 227Kb)

Казненный. Кебрачо. 1936 г.

P4300079 (700x393, 224Kb)

Микеланджело. Кебрачо. 1940 г.

P4300080 (393x700, 241Kb)

Сократ. Кебрачо. 1940 г.

P4300085 (700x393, 199Kb)

Портрет матери.. Кебрачо. 1940 г.

P4300091 (700x393, 272Kb)

Партизан. Кебрачо. 1942 г.

P4300086 (700x393, 204Kb)

Портрет отца Кебрачо. 1944 г.

P4300072 (393x700, 226Kb)

Автопортрет. Кебрачо.1947 г.

В портретной галерее С.Д. Эрьзи женщины разных стран и национальностей.

P4300084 (393x700, 186Kb)

Женский портрет. Кебрачо. 1934 г.

P4300090 (700x393, 192Kb)

Женский портрет. Кебрачо. 1934 г.

P4300088 (700x393, 208Kb)

Четырнадцатилетняя мать. Кебрачо. 1936 г. 

P4300101 (393x700, 216Kb)

Женская фигура. Кебрачо.1936 г.

P4300098 (700x393, 211Kb)

Портрет француженки. Кебрачо. 1938 г.

P4300064 (700x393, 201Kb)

Женский портрет. Кебрачо.1940 г.

P4300092 (700x393, 205Kb)

Женский портрет. Кебрачо.1940 г.

P4300082 (700x393, 194Kb)

Аргентинка. Кебрачо. 1941 г.

P4300093 (700x393, 201Kb)

Аргентинка. Кебрачо. 1941 г.

P4300094 (700x393, 205Kb)

Монашенка.Кебрачо. 1941 г.

P4300065 (700x393, 197Kb)

Женский портрет. Кебрачо.1942 г.

P4300083 (393x700, 218Kb)

Женский портрет. Кебрачо.1942 г.

P4300087 (700x393, 202Kb)

Испанка. Кебрачо. 1943 г.

P4300099 (700x393, 203Kb)

Чилийка. Кебрачо. 1943 г.

P4300097 (700x393, 202Kb)

Портрет русской женщины. Кебрачо. 1948 г.

P4300063 (700x393, 192Kb)

Женский портрет. Кебрачо. 1949 г.

В 1950 году скульптор возвращается, наконец, в Россию, гражданином которой он оставался всегда. Все свои самые лучшие произведения (75 тонн более 200 работ !!!) он привез на пароходе с собой и передал в дар своему народу.  

P4300104 (393x700, 212Kb)

Портрет Сталина. Кебрачо. 1953 г.

 

P4300102 (393x700, 196Kb)

Портрет Ленина. Кебрачо. 1956 г.

В 1954 году открылась персональная выставка произведений С.Д. Эрьзи в Москве. В 1957 году скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени в связи с 80-летием со дня рождения и за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства. 

P4300059 (700x393, 226Kb)

Степан Дмитриевич Эрьзя умер в 1959 году в Москве. На могиле его в Саранске установлено надгробие работы С.Т. Коненкова.

А теперь бегом по оставшимся залам музея.

IMG_20240430_100254 (700x525, 243Kb)
Наслаждаются искусством.
IMG_20240430_101406 (700x525, 262Kb)
IMG_20240430_101417 (700x525, 384Kb)
IMG_20240430_101433 (700x525, 302Kb)
IMG_20240430_101447 (700x525, 278Kb)
IMG_20240430_101455 (700x525, 243Kb)
IMG_20240430_101508 (700x525, 406Kb)
IMG_20240430_101536 (700x525, 283Kb)
IMG_20240430_101648 (700x525, 266Kb)
P4300106 (393x700, 320Kb)
P4300107 (393x700, 295Kb)

P4300109 (700x393, 268Kb)
P4300110 (700x393, 274Kb)
P4300111 (700x393, 260Kb)
P4300112 (700x393, 280Kb)
P4300113 (700x393, 270Kb)
P4300114 (700x393, 302Kb)
P4300115 (700x393, 280Kb)
P4300116 (700x393, 155Kb)
P4300117 (700x393, 215Kb)
P4300118 (700x393, 232Kb)
P4300119 (700x393, 269Kb)
P4300120 (700x393, 216Kb)

Надеюсь, что наше прогулка не оставила вас равнодушными. И желание побывать в столице Мордовии только окрепло.

До новых встреч!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Nigoj 02-07-2024-10:32 удалить
эстетическое наслаждение! спасибо!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ШИЛО В ЗАДУ НЕ УТАИШЬ. САРАНСК 2 | Мак_Ар - Дневник Мак_Ар | Лента друзей Мак_Ар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»