И давно уже я ничего не смотрел! Даже думал, что разучился. Но вот - возобновил ретроспективку.
Советский психологический и в чём-то даже философский фильм, каких тогда, казалось было много (слишком много! нам боевики подавать надо было! и подали - теперь обратная ситуации...). Построен на совершенно прозрачном столкновении принципов рафинированного интеллигента, ученого Никодима Васильевича Сретенского (Михаил Глузский) и беспринципности его безбашенной и вздорной доченьки (Маргарита Терехова). Может быть, вообще тут о том, как женщины вносят в этот мир разные пошлые мелочи (что-то такое Горький в "Самгине" писал, возможно, кого-то цитируя). А ученому, который науку должен двигать, приходится и с этими мелочами разбираться, как-то уживаться... Невольно вспомнился американский фильмец про первого человека на Луне (Нила Армстронга). Там авторы изо всех сил тщились показать, что он, этот лунный первопроходец, был обычным человеком, подверженным всем тем же житейским напастям, что и любой обыватель. А в советском фильме акцент как раз на другом - и академик Сретенский и его коллега кандидат наук Котиков (Станислав Любшин) люди не обычные, не обыватели. Но всё же люди - значит, не огражденные от пошлости и рутины жизни.
На самом деле смысл фильма, конечно, глубже конфликта ученого со своим бытом, с не очень далекими близкими людьми и тем более - дальними. Он как бы вообще об отношении к миру в целом...