Наверное кому-то покажется, что заголовок следует читать
"еду, катион". Будто бы это анион говорит катиону, что, мол, уже едет, и скоро они соединятся в какую-нибудь соль. Но это не так.
Заголовок содержит в себе "перевод" английского слова
education. На что нам кагбе намекает этот странный авторский прием с неправильным переводом (собственно даже и не переводом) английского слова? Ну тут такое дело - есть тенденция в стране брать с Запада лучшее. Это хорошая тенденция, она мне нравится больше, чем известные примеры, когда мы нарочито старались ничего вообще с Запада не брать (кое-кто и теперь это предлагает), но все же
заимствовать что-нибудь хорошее желательно как-нибудь хорошо. То есть посмотреть, обдумать и адаптировать - а то иначе вместо слова "образование" получится "едукатион".
Да, у наших заимствователей порой проблемы начинаются уже на этапе переводов. Все прогрессивное человечество не первый год смеется над тем, как наши журналисты, политики, а теперь уже и представители высших слоев технической интеллигенции говорят фразу "дорожная карта". Непосвященные в этот Эльбрус юмора люди почему-то думают, что речь про "Атлас автодорог Московской области", или что-то типа того. На самом деле имеется в виду
roadmap - в английском языке это слово может означать как атлас автодорог штата Канзас, так и план-график выпуска продукции. План-график!
План-график, Карл! Какая к чертям "дорожная карта"? Ну да ладно, суть не в этом, про это все слышали. А я вот на днях слышал один обстоятельный доклад, в котором розовощекий депутат сказал слово "маршрутная карта". Что самое характерное - именно в контексте применения английского
roadmap. Вероятно розовощекий решил, что "дорожная карта" звучит смешно, а вот "маршрутная карта" - ну это совсем другое дело, это звучит свежо и как-то профессионально. Но опять вышла беда - "маршрутная карта" не есть какой-то новый термин, это ГОСТовское определение для вполне конкретного технологического документа, и это совсем не то же самое, что "план-график". Кстати, "маршрутная карта" по-английски звучит как "flowchart". Опять мимо, ну что за дела ваще...
А уж когда этим людям доверяют заимствование
идей - вот тут начинается настоящий трэш, угар и содомия. Например, есть мнение, что наши популяризаторы науки популяризируют ее несколько хуже, чем это делают их иностранные коллеги. Не хватает им, мол, всяких там диаграмм, графиков и
гифок прочих разных комиксов. В некотором роде этот упрек справедлив, потому что только в нашей стране могли издаваться книги про применение теории множеств в сталелитейной промышленности с пометкой "для младших школьников и широкого круга читателей", причем содержание этих книг в основном соответствовало ожидаемому - то есть "младшие школьники и широкий круг читателей" как правило неспособны были уйти дальше первой страницы. Расчет был на то, что единицы одаренных смогут быть отсеяны таким образом, а денег на книжки не жалко. Расчет справедлив, но не везде применим, и, понимая это, заказчики литературы в ряде случаев старались требовать от их авторов максимальной ориентации на целевую аудиторию. Взять, к примеру, классическую советскую серию учебников по технологическим процессам в микроэлектронике для ПТУ - так там, например, условие Вульфа-Брэгга упомянуто так аккуратно, что невольный (или вольный) читатель не испытывает никакого дискомфорта. Или всякие книжки про космические полеты, которые я в детстве читал - чудеса просто, я еще в школу не ходил, а про первичный бульон уже знал - в нем заводились какие-то бактерии (почему-то с ногами) и начиналась Жизнь! Так что умели и у нас правильно подавать материал, хотя академизмом грешили. А теперь вот выяснилось, что не умеем. Надо брать пример с Запада, желательно не раздумывая.
В прошлую субботу мы с моей возлюбленной и ее родителями сходили на ВДНХ. Погода была чудесная, легкий дождик, тепло, солнечно, вокруг все веселятся! Павильоны отремонтированы - любо-дорого поглядеть. Не, правда, я очень был рад, потому что еще год назад по сравнению с прошлой субботой на ВДНХ были просто руины (ну ладно, я утрирую). Фонтаны все работают, ракета стоит, плюс еще поставили рядышком с ней вертолет и истребитель, чуть поодаль примостился "Буран", а еще... А еще на ВДНХ теперь временный филиал Политехнического музея! Я совсем про это забыл, а теперь вот увидел и вспомнил. Экспозиция временная, тематическая. На свое место экспонаты вернутся в 2018 году, и что там к тому моменту сделают из Политеха - одному Богу известно. Надеюсь, что здание изуродуют не слишком сильно, но что экспозиция пострадает - инфа 100%.
Тем, кто не бывал в Политехе, этой трагедии не понять. Может я какой-то не такой человек, а может просто технократ, но для меня это был просто храм чудес. С самых малых лет я заходил в него с благоговением, аккуратно ходил по залам, всматривался в экспонаты, проникался, вдыхал, прикасался (где это было возможно). Тысячелетняя история прогресса - и все в одном здании. Нигде больше в мире такого нет! Нельзя было там почерпнуть какие-то особенные знания, стопроцентной полнотой экспозиция конечно не обладала, но сам дух, величие этого заведения, попросту не могли не воздействовать на любого мыслящего человека. Каким маленьким я себя чувствовал рядом с декадно-шаговой АТС! Каким могучим выглядел клистрон! Огого! Вскорости все это останется в легендах, а нашим потомкам придется лицезреть нечто совсем иное. Как это может выглядеть - можно уже сегодня увидеть на ВДНХ. Приходите, покупаете билет (кстати, аж 300 рублей за жалкие крохи экспозиции, тогда как в целый Политех вход стоил 70 рублей, а школотроны ваще бесплатно) и идете. Только не говорите потом, что вас не предупреждали.
Ололо встречает у входа - выставка называется "Россия делает сама". Название вполне созвучно импортозаместительному тренду последнего года, вот только смущает, что уже внутри стенд с описание выставки зачем-то содержит аббревиатуру "РДС", которая тут же расшифровывается как "Россия Делает Сама", если вдруг кто не понял. Странно конечно, когда аббревиатура применяется настолько не к месту, и какие-то смутные сомнения меня обуяли... Ну да ладно. Самая мякотка начинается в самом начале выставки. Лежат под стеклом несколько несчастных генераторных ламп, по соседству под другим стеклом еще группа несчастных ламп, и еще, и еще, но собственно внимания нашего удостоилась только первая ламповая экспозиция. Возлюбленная спросила - а как работает эта лампа? Ну я, признаться, в ламповой технике совсем не очень, поэтому решил воспользоваться гидом. Вы чо, дяревня! Там же у каждого стенда гид с тачскрином, можно все прочитать, и ваще! Ну ладно, жму кнопку "Показать принцип действия". Ура, вот оно... оно... что оно... что это такое? 0_о
Из картинки явно следовало, что генераторная лампа работает следующим образом - с одной стороны в нее говорит человек, а с другой стороны подается вода (для охлаждения, сбсна). И вот когда они соединяются воедино (голос и вода), вот тогда-то и происходит... генерация электромагнитных колебаний...
[640x465]
Подпись: Кашпировский генерирует колебания частотой 3,4ГГц
Супруга почувствовала, что здесь какой-то подвох. Скажу прямо - в ее глазах читалось
"ЛОЛШТО?", и я начал что-то там мямлить про электронные пучки,
бороздящие просторы Большого Театра, модулируемые СВЧ-сигналом, но в целом мне было очень стыдно за Политех. Впрочем дальше все было не так креативно. Ну то есть креативно конечно - какие-то чуваки с больших экранов общались с посетителями, стоявшими перед интеллектуальными камерами-распознавателями образов, единственное предназначение которых было в том, чтобы выбрать язык общения. Продемонстрировали типа технологию. Чуваки представляли собой видеозаписи на разные темы, а если ты выбирал ради юмора английский язык, то слышал сразу оба текста - русский и английский. Доставляет неимоверно, любой враг от такого безумного аудиопотока скончается на месте. Осмысленность текстов под сомнением - хотя кое-что таки было... Но потом.
Так вот, насчет креатива. Недостаток экспонатов и премерзейшее качество оформления стендов пытались замаскировать этими видеочуваками и расставленными повсюду информационными табло с плохо поданным и сугубо корявым материалом. Все перечислять нет смысла, все изобилие косяков просто не поместилось в моей голове, но некоторые, особенно ценные, запомнились. Вот например, детям предлагается поглядеть на видеозаписи различных животных и угадать - а что такое человек перенял от них, ась? Чему научился? Вот как вы думаете, чему научился человек у птиц? Да никогда не угадаете.
[700x560]
Примечание: это произойдет с каждым, кто увидит это вживую и не успеет увернуться от собственной руки
По мнению авторов стенда человек научился у птиц умению летать. Занятно. Это примерно то же самое, как если бы человек научился у рыб... умению плавать. Правда вот человек плавает немножко иначе, нежели рыба, и летает не совсем так, как птица. Скажу больше - ровно тогда, когда люди перестали подражать птицам, а начали развивать теорию, тогда и стали летать. А до той поры - только солдатиком в грунт. Налицо злонамеренный антинаучный обман детей.
Чтобы закрепить эффект, напротив этого стенда стоял первый сервер Яндекса. Такой вот памятник истории отечественной техники, кхм. А чуть ранее - "устройство оцифровки воды". Я не знаю, зачем оно нужно и какой месседж несет, но точно могу сказать, что в силу конструктивных недостатков не до конца верно исполняет заложенный алгоритм. А еще есть широко известный "Муравьиный лабиринт" (старый экспонат), который должен демонстрировать зрителям принципы поиска оптимальных путей - так вот там чутка меда налито в стартовой точке и три дохлых муравья в лабиринте. Пейзаж дополняет стенд "Фракталы", где предлагается из кучи мелких снежинок собрать одну большую - правда половина снежинок расхищена, а новых не подкладывают. И все в том же духе - печально, уныло и никакой ясности. После такого у ребенка должно развиться стойкое отвращение к науке, как к занятию без четко осязаемого результата.
Комната, посвященная космосу, убила наповал макетами лунной и марсианской станций. Их было МНОГО, вот реально, мозг посетителя заполоняется идеей куда-нибудь немедленно полететь и построить там базу (а я-то дума, чего Рогозин опять активизировался со своей межпланетной экспансией...). А чтобы полететь - надо удачно стартануть. Есть и соответствующий стенд, где из пенопласта собирается ракета, потом "Ключ на старт", "Предварительная", все дела... Ну и как-то у ракеты не очень ступени отделяются... Правда нам сообщили, что мы таки взлетели, ура.
Дальше пошло лучше - пара стендов по плазме (особенно шикарен стенд с "говорящей плазмой", но публика как-то не очень реагировала), стенд с генератором Маркса, стенд с камерой Вильсона (правда треки не всегда были видны), и самое главное - ядерная боньба! В старом Политехе на одном из этажей в коридоре стояла скромная атомная боньба (алсо известная в интернетиках под ником "тактикал нюклеар бомбуэ"), а в новой экспозиции она примостилась на постаменте, который со всех сторон освещен разными лампами, а рядом есть площадка, которая позволяет испытать всю гамму эмоций от ядерного взрыва. Скажу честно - как и что приводит условный ядерный взрыв в действие мы так и не поняли, то ли где-то что-то мы нажимали оба раза, то ли прыгали по платформе, то ли что еще - но в итоге оба раза раздавалась сирена, а затем бабах, бадабум, и экстерминатус. И тут надо честно признать, что моя возлюбленная проявила свою миролюбивую натуру, и просила "больше ЭТО не взрывать". Мы конечно ее не послушали и еще раз взорвали - в конце концов миру спокойнее будет, если взорвать все атомные боньбы.
И тут, внимание, самая мякотка. Я все никак понять - что значит "Россия делает сама", тут же половина экспонатов не вполне отечественные, а про бредовые всякие инсталляции я вообще не хочу даже и думать, что они сделаны русским человеком. Неясность развеяла одна известная актриса с экрана возле боньбы - мол, первый атомный взрыв в СССР был осуществлен тогда-то, изделие называлось РДС-1, и как раз аббревиатура "РДС" (якобы расшифровываемая как "Россия делает сама") и стала названием выставки. Интересное дело, подумал я, какой же они символ для России выбрали...
Резюме: экспозицию Политеха на ВДНХ бойкотировать, ремонт здания Политеха остановить и развернуть обратно, все экспонаты на место, причем исключительно с теми табличками, которые на них были раньше. "Генераторов свежих идей по популяризации науки" - на рис и воду.