• Авторизация


Кто бы сомневался 20-11-2013 15:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня с утра по ТВ огласили результаты расшифровки некоторых полетных данных упавшего в Казани "Боинга". Стало ясно, что самолет ни при чем. Диспетчеры - скорее всего тоже. Значит виноват экипаж. Конечно найдутся у нас человеколюбивые правдоискатели, которые начнут стенать "ну конееечно, виноват экипаааж, на мертвых списать проооще", но в самом деле лично я ожидал именно этого вывода МАК. Объективно летчики чаще всего и виноваты. Конечно аварии не только по их вине происходят, но смею надеяться, что, будь они живы, они не сняли бы с себя вины в любом случае, и вот почему.

Причины авиакатастроф часто делят на "неисправности техники" и "человеческий фактор". На самом деле, когда мы говорим о неисправности техники, то мы как бы тоже говорим о человеческом факторе, потому что по вине принципиальных конструктивных недостатков в последние 50 лет происходит исчезающе мало аварий, основные "неисправности техники" - по сути недоработка наземных служб того или иного профиля. Служб этих много, люди там работают самые разные, зарплаты у них преимущественно ниже, чем у летчиков, а качество отбора - несравненно хуже. Кроме того, все они сидят на земле, что притупляет ответственность. Эти факторы побудили в свое время все ведущие авиационные державы к выработке порядка, при котором летчик имеет большой авторитет и немалые возможности по "качанию прав" в случае, когда он в чем-то сомневается - в состоянии самолета, качестве заправки или обслуживания. Вследствие этого летчик полностью отвечает за исход полета, и потому виноват в любой аварии. Разумеется трудно его винить в случае, когда он удостоверился в качестве всех операций, но в чем-то был элементарно обманут. Например он заявил о неисправности топливного датчика, потребовал его замены, убедился в этом, но ему поставили не тот датчик (а он не мог это проверить по объективным причинам), вследствие чего произошла авария. Такое тоже бывает, но редко - обычно что-то нужное просто не делается вовремя, и это зачастую известно перед полетом.

Этот порядок разумеется не приводит к тому, что летчики перед каждым рейсом бегают у своего самолета, как ошпаренные. У них масса других дел, им надо отдыхать. Опять же авиация - не свекловодство, тут все строже, поэтому летчики обычно доверяют работе служб, вследствие чего значительная доля ответственности перекладывается на них. Между тем начальники служб не всегда могут качественно воздействовать на подчиненных - общие порядки и распорядки у них не такие строгие, зарплаты далеко не всегда позволяют угрожать "я тебя уволю", а кровавый Сталин уже давно в прошлом (пугать тюрьмой - дело гиблое). Так что работа наземных служб в большей степени зиждется на персональном трудолюбии и чувстве ответственности отдельных лиц.

И еще всегда надо помнить, летчик - не оператор приборов, и не надсмотрщик за автопилотом, у него есть органы прямого управления, у него есть органы чувств. Даже если все отказало, даже если полетная обстановка наихудшая из возможных - еще не все потеряно. Летчика учат управлять практически неуправляемым самолетом, в условиях темноты и непогоды, без тяги или (что иногда хуже) с несимметричной тягой, в широком диапазоне перегрузок, задыхаясь от дыма или разгерметизации. Не зря все летчики так долго учатся, одеваются в дорогое сукно и заслуженно задирают нос в любой компании. Правда есть момент - надо хорошо учиться, регулярно тренироваться, иметь хорошее здоровье и не иметь вредных привычек.

В итоге мы имеем сложнейшую систему нелинейных уравнений со многими неизвестными, массой переменных параметров и одной-единственной константой - силой тяжести, которая тянет самолет к земле. Склонение решения этой системы в ту или иную сторону достигается путем системных воздействий. Например можно придумать две условные страны - Лимонию и Грейпфрутию. В Грейпфрутии народ не бухает (или бухает умеренно, в наличие активной пропаганды безалкогольной жизни), цыгане наркотой не торгуют, дети учатся в светлых теплых школах у хороших учителей, нет "Дома-2", в институты за взятки на завозят жителей кочевых стойбищ, на улицах столицы не режут баранов, промышленность не лежит на боку, медицина не пребывает в коме, не культивируется культ потребления и психология временщика, люди получают справедливые зарплаты, законное возмездие за неисполнение обязанностей является строгим и неотвратимым для всех без исключения, следовательно и психологическое состояние граждан является весьма благостным - ввиду состояния дел в стране. Надо полагать, что в Грейпфрутии уровень авиакатастроф будет низким, потому что люди будут идти на работу с хорошим настроением, делать нужное дело и получать за него достойную зарплату, зная что так будет и дальше, а если они будут работать плохо, то их постигнет "суровая кара грейпфрутского закона и всеобщая ненависть и презрение трудящихся". А в Лимонии все строго наоборот - вследствие чего плохо выучившиеся и сильно пьющие пилоты с хроническими заболеваниями (и не говорите, что вы про такое не слышали) садятся на самолеты, набитые "левыми" деталями (потому что промышленность лежит и кругом коррупция) и обслуженные совершенно неграмотными техниками (которым в этой жизни вообще ничего не надо - будущего нет все равно). И никто ничего не боится, потому что высокопоставленные ответственные лица как-нибудь уйдут от ответственности, а заодно спасут и тех, кто пониже. А если и сольют следствию какого-нибудь Митрофаныча, так он не сильно и расстроится - за решеткой в Лимонии не хуже, чем на свободе. Так даже и лучше будет - если его просто уволят, то он со своей старой профессией может себе не найти новое место работы, а если его посадят, то он может у тамошних "учителей" бесплатно обучиться новым умениям, с которыми в Лимонии завсегда можно прожить. Надо полагать, что в Лимонии возможны какие-то аварии, не находите?

Наше государство сейчас располагается где-то между этими двумя крайностями. Каждый вправе сам предположить, к какому полюсу мы ближе, но складывается мнение, что от Грейпфрутии мы далековато отстоим. Понимали ли это члены экипажа? Думаю да. И какое бы тяжелое жизненное положение ни заставило их совершить заведомо опасный рейс - это их вина, в особенности вина командира, ведь командир на то и командир, что вместе с неограниченными правами он получает и неограниченную ответственность. Впрочем, повторюсь, текущие данные расследования гласят, что данный рейс не был заведомо опасным, пилоты просто ошиблись.

P.S.: Извините, что в столь скорбный час пишу столь неприятный для всех причастных и сочувствующих пост, просто поплохело после вчерашнего зубоудаления, а еще я очень не люблю обычные для нашего общества потоки грязи в адрес всех, кроме тех, кто был за штурвалом в момент аварии. Смерть виновных никоим образом их не обеляет, особенно если МАК прямо указывает на отсутствие вины кого-либо еще.

P.P.S.: Разумеется не стоит винить в произошедшем ни Бориса Николаевича, ни Владимира Владимировича, ни Димона, ни непосредственного руководителя того субъекта Федерации, в котором это безобразие произошло - это бесполезно. И, надеюсь, никто не думает, что глава Татарстана впечатлится данным событием и своим личным горем настолько, что решит устроить Грейпфрутию хотя бы в своем уделе.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
Это случилось потому, что могло случиться. Жаль людей.
Рианонн 21-11-2013-06:17 удалить
Они и так уже понесли максимальное наказание. Большее, чем мы получаем за свои нечаянные ошибки, так что не нам их осуждать.
пс. хочу в грейпфрутию.
hhba 21-11-2013-15:21 удалить
Ответ на комментарий Таналиора # Я нисколько не отрицаю своего сожаления по поводу катастрофы, просто я его уже высказал ранее и не хочу повторяться. А пост был навеян уже появившимися в сети потоками гнева в адрес всех, кроме непосредственных виновников. Так происходит при каждой авиакатастрофе. Откуда-то в массах сидит подсознательное стремление обелить пилотов.
hhba 21-11-2013-15:21 удалить
Ответ на комментарий Рианонн # Ну так мы с тобой родились практически в Грейпфрутии. :)

Я собственно и не занимался осуждением пилотов, я говорил лишь о том, что нужно объективно говорить о вине конкретных лиц, а не руководствоваться какими-то личными гуманистическими соображениями, которые не позволяют обвинять в чем-либо погибших пилотов, зато позволяют обливать грязью власть. Я никоим образом не отрицаю непосредственной вины правящей верхушки (чему, кстати, посвящена половина поста), но настаиваю на том, что летчик это не банальный "оператор лопаты", которому "сказали копать - буду копать, не сказали копать - не буду копать", и от него якобы ничего не зависит. Тем более, что МАК (наиболее компетентный источник) своими сообщениями пока что недвусмысленно намекает на круг виновных (уж не знаю, может речевой самописец позднее расскажет нам про какие-то тайные неисправности и героические действия экипажа по их устранению).

И если уж все-таки говорить об осуждении экипажа, то ты меня конечно извини, но "нечаянные ошибки" - это немножко иное. Нечаянные ошибки - это обрызгать грязью пешехода, положить в суши гречку вместо риса, сломать рабочий компьютер. Конечно тут не надо виновного убивать - достаточно обматерить, уволить, возложить материальную ответственность. А угробить 44 пассажира, которые уж точно никакой ответственности не несут и вообще ни в чем не виноваты - это не нечаянная ошибка, это полный провал. Специфика работы пилотов (а также водителей, машинистов, капитанов и т.д.) состоит как раз в том, что именно они составляют ту последнюю тоненькую перегородочку, которая отделяет десятки (а то и сотни) доверенных им жизней от скоропостижной смерти. Не мне вычислять - может ли пилот своей смертью окупить свой же грех убийства кучи пассажиров, все-таки тут не вещественные числа приходится сравнивать, но по-моему это довольно жиденькое оправдание. Вот если бы пилот в самолете был один, тогда да, тогда "окупил ошибку смертью", тогда все понятно - ставка соответствует игре. А здесь он не себя одного везет, и любая его невнимательность или неподготовленность оплачивается не только его жизнью.
Ответ на комментарий hhba # Садясь в самолет, страшнее всего думать, что за штурвалом запросто могут оказаться два долбоеба. Так что только не пилоты)
Рианонн 21-11-2013-17:11 удалить
Ответ на комментарий hhba #
Исходное сообщение hhbaНе мне вычислять - может ли пилот своей смертью окупить свой же грех убийства кучи пассажиров

Вот именно, не нам вычислять..
Дело не в ставке, дело в одном и том же мелком "упс", которое для тебя оборачивается проливанием чая, а для него - смертью людей. Разница будет только в том, что в кабину посадили его, а не тебя. И как ты не натаскивай человека, как ты не мотивируй, всё равно "упс" будет происходить из-за природного несовершенства нашего.
Глянь, сколько автокатостроф по вине водителя происходит каждый день, хотя казалось бы люди должны быть жуть как заинтересованы в том, чтобы себя не убить. Но всё же убивают. Это наглядная статистика априорного человеческого несовершенства.
hhba 21-11-2013-17:27 удалить
Ответ на комментарий Рианонн # Да это-то понятно, что наше несовершенство сильнее любых направленных против него мероприятий. Но это не дает нам повод выворачивать ситуации наизнанку, даже в случае с банальным автомобильным движением. Мой отец, к слову опытный водитель с правами всех мыслимых категорий (и ездивший на всем колёсном, включая многоосные тягачи), например считает, что причина любой аварии не только в одном человеке, нарушившем ПДД. Остальные участники аварии, "всего лишь" не проявившие должного внимания в нужный момент, виноваты по его мнению немногим меньше. Я с этой его позицией полностью согласен, но многие другие люди в таких ситуациях вопят "ааа, вот тот казел на джипе поехал на красный, когда я был на перекрестке, а я в этот момент по телефону говорил и его не видел, но я же прав, ПДД на моей стороне". Это нормальная позиция? По-моему нет. Просто люди зачастую забывают, где живут, и начинают действовать так, как будто бы все вокруг все делают правильно, а значит можно слегка притупить бдительность или даже немножко нарушить.

Так и с самолетами. Всегда можно найти оправдание тому, что летчик поленился проявить внимание и принципиальность, устраняя недостатки как в своей работе, так и в работе других. И именно по этому пути идет большинство интернет-комментаторов. Даже несмотря на то, что, повторюсь, пока просматривается в чистом виде вина экипажа.
hhba 21-11-2013-17:27 удалить
Ответ на комментарий Таналиора # Кстати да, интересная версия. Думаешь это такая психологическая самозащита?
Ответ на комментарий hhba # Весьма вероятно. Хороший пилот может благополучно посадить даже неисправный самолет. А долбоеб угробит даже исправный...

Да, мне тоже страшнее всего думать, что виноват пилот.


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кто бы сомневался | hhba - Дневник hhba | Лента друзей hhba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»