Кто бы сомневался
20-11-2013 15:40
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Сегодня с утра по ТВ огласили результаты расшифровки некоторых полетных данных упавшего в Казани "Боинга". Стало ясно, что самолет ни при чем. Диспетчеры - скорее всего тоже. Значит виноват экипаж. Конечно найдутся у нас человеколюбивые правдоискатели, которые начнут стенать "ну конееечно, виноват экипаааж, на мертвых списать проооще", но в самом деле лично я ожидал именно этого вывода МАК. Объективно летчики чаще всего и виноваты. Конечно аварии не только по их вине происходят, но смею надеяться, что, будь они живы, они не сняли бы с себя вины в любом случае, и вот почему.
Причины авиакатастроф часто делят на "неисправности техники" и "человеческий фактор". На самом деле, когда мы говорим о неисправности техники, то мы как бы тоже говорим о человеческом факторе, потому что по вине принципиальных конструктивных недостатков в последние 50 лет происходит исчезающе мало аварий, основные "неисправности техники" - по сути недоработка наземных служб того или иного профиля. Служб этих много, люди там работают самые разные, зарплаты у них преимущественно ниже, чем у летчиков, а качество отбора - несравненно хуже. Кроме того, все они сидят на земле, что притупляет ответственность. Эти факторы побудили в свое время все ведущие авиационные державы к выработке порядка, при котором летчик имеет большой авторитет и немалые возможности по "качанию прав" в случае, когда он в чем-то сомневается - в состоянии самолета, качестве заправки или обслуживания. Вследствие этого летчик полностью отвечает за исход полета, и потому виноват в любой аварии. Разумеется трудно его винить в случае, когда он удостоверился в качестве всех операций, но в чем-то был элементарно обманут. Например он заявил о неисправности топливного датчика, потребовал его замены, убедился в этом, но ему поставили не тот датчик (а он не мог это проверить по объективным причинам), вследствие чего произошла авария. Такое тоже бывает, но редко - обычно что-то нужное просто не делается вовремя, и это зачастую известно перед полетом.
Этот порядок разумеется не приводит к тому, что летчики перед каждым рейсом бегают у своего самолета, как ошпаренные. У них масса других дел, им надо отдыхать. Опять же авиация - не свекловодство, тут все строже, поэтому летчики обычно доверяют работе служб, вследствие чего значительная доля ответственности перекладывается на них. Между тем начальники служб не всегда могут качественно воздействовать на подчиненных - общие порядки и распорядки у них не такие строгие, зарплаты далеко не всегда позволяют угрожать "я тебя уволю", а кровавый Сталин уже давно в прошлом (пугать тюрьмой - дело гиблое). Так что работа наземных служб в большей степени зиждется на персональном трудолюбии и чувстве ответственности отдельных лиц.
И еще всегда надо помнить, летчик - не оператор приборов, и не надсмотрщик за автопилотом, у него есть органы прямого управления, у него есть органы чувств. Даже если все отказало, даже если полетная обстановка наихудшая из возможных - еще не все потеряно. Летчика учат управлять практически неуправляемым самолетом, в условиях темноты и непогоды, без тяги или (что иногда хуже) с несимметричной тягой, в широком диапазоне перегрузок, задыхаясь от дыма или разгерметизации. Не зря все летчики так долго учатся, одеваются в дорогое сукно и заслуженно задирают нос в любой компании. Правда есть момент - надо хорошо учиться, регулярно тренироваться, иметь хорошее здоровье и не иметь вредных привычек.
В итоге мы имеем сложнейшую систему нелинейных уравнений со многими неизвестными, массой переменных параметров и одной-единственной константой - силой тяжести, которая тянет самолет к земле. Склонение решения этой системы в ту или иную сторону достигается путем системных воздействий. Например можно придумать две условные страны - Лимонию и Грейпфрутию. В Грейпфрутии народ не бухает (или бухает умеренно, в наличие активной пропаганды безалкогольной жизни), цыгане наркотой не торгуют, дети учатся в светлых теплых школах у хороших учителей, нет "Дома-2", в институты за взятки на завозят жителей кочевых стойбищ, на улицах столицы не режут баранов, промышленность не лежит на боку, медицина не пребывает в коме, не культивируется культ потребления и психология временщика, люди получают справедливые зарплаты, законное возмездие за неисполнение обязанностей является строгим и неотвратимым для всех без исключения, следовательно и психологическое состояние граждан является весьма благостным - ввиду состояния дел в стране. Надо полагать, что в Грейпфрутии уровень авиакатастроф будет низким, потому что люди будут идти на работу с хорошим настроением, делать нужное дело и получать за него достойную зарплату, зная что так будет и дальше, а если они будут работать плохо, то их постигнет "суровая кара грейпфрутского закона и всеобщая ненависть и презрение трудящихся". А в Лимонии все строго наоборот - вследствие чего плохо выучившиеся и сильно пьющие пилоты с хроническими заболеваниями (и не говорите, что вы про такое не слышали) садятся на самолеты, набитые "левыми" деталями (потому что промышленность лежит и кругом коррупция) и обслуженные совершенно неграмотными техниками (которым в этой жизни вообще ничего не надо - будущего нет все равно). И никто ничего не боится, потому что высокопоставленные ответственные лица как-нибудь уйдут от ответственности, а заодно спасут и тех, кто пониже. А если и сольют следствию какого-нибудь Митрофаныча, так он не сильно и расстроится - за решеткой в Лимонии не хуже, чем на свободе. Так даже и лучше будет - если его просто уволят, то он со своей старой профессией может себе не найти новое место работы, а если его посадят, то он может у тамошних "учителей" бесплатно обучиться новым умениям, с которыми в Лимонии завсегда можно прожить. Надо полагать, что в Лимонии возможны какие-то аварии, не находите?
Наше государство сейчас располагается где-то между этими двумя крайностями. Каждый вправе сам предположить, к какому полюсу мы ближе, но складывается мнение, что от Грейпфрутии мы далековато отстоим. Понимали ли это члены экипажа? Думаю да. И какое бы тяжелое жизненное положение ни заставило их совершить заведомо опасный рейс - это их вина, в особенности вина командира, ведь командир на то и командир, что вместе с неограниченными правами он получает и неограниченную ответственность. Впрочем, повторюсь, текущие данные расследования гласят, что данный рейс не был заведомо опасным, пилоты просто ошиблись.
P.S.: Извините, что в столь скорбный час пишу столь неприятный для всех причастных и сочувствующих пост, просто поплохело после вчерашнего зубоудаления, а еще я очень не люблю обычные для нашего общества потоки грязи в адрес всех, кроме тех, кто был за штурвалом в момент аварии. Смерть виновных никоим образом их не обеляет, особенно если МАК прямо указывает на отсутствие вины кого-либо еще.
P.P.S.: Разумеется не стоит винить в произошедшем ни Бориса Николаевича, ни Владимира Владимировича, ни Димона, ни непосредственного руководителя того субъекта Федерации, в котором это безобразие произошло - это бесполезно. И, надеюсь, никто не думает, что глава Татарстана впечатлится данным событием и своим личным горем настолько, что решит устроить Грейпфрутию хотя бы в своем уделе.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote