• Авторизация


Импрессионист Ван Гог - от проповедника евангелиста к атеизму? 11-09-2013 18:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Guardian60 Оригинальное сообщение

Импрессионист Ван Гог - от проповедника евангелиста к атеизму?

АРЛИ

Проклятый мистраль , он сводил с ума. Кофе и абсент по вечерам, на еду денег нет, все уходит на краски и холсты, да ведь и не нужна еда.
Ван Гог работал в Арли как бешеный – писал по картине в день. Питался одной нервной энергией. Подъем в 4 утра. 10 километров с мольбертом до пленэра , до 6 вечера в поле под беспощадным солнцепеком. И так ежедневно.
Это было его место. Это был пик его жизни. Он был пьян от красок, сумасшедшего цвета неба, огненной стены поля. Энергия триумфально лилась на полотна –лиловое, желтое, синее. Он знал – для того чтобы доминирующий желтый цвет получился на «высокой ноте» он сам должен быть на краю.
«Как глупо оставаться в живых если я не могу рисовать так как хочу»- писал он брату . Винсент больше не думал, как он рисует - упиваясь властью солнца , бросал краски на холст с дикой страстью. Состояние нервной лихорадки не покидало Винсента. Лишь одна вещь в мире была важна для него: искусство.
Пустота надвигалась черными точками ворон на желтом пшеничном поле.




[328x153]

«Вы эпилептик?»- просил Гоген Винсента , рассматривая в Париже мрачные картины вновь прибывшего искать счастья неухоженного рыжего голландца. «Когда я смотрю на Ваши картины, я чувствую нервное возбуждение, которое едва ли могу выдержать. Если картина не взорвется, то взорвусь я . Я не смог бы жить с Вашими картинами- сошел бы с ума через неделю».


Ван Гогу никак не давались науки.
Его уважаемая в Голландии буржуазная семья торговцев, мореплавателей, священников не могла смириться с полной непригодностью Винсента к какому либо привычному занятию и после очередного провала Винсента на том или ином поприще предоставляла ему новые возможности . Но все равно ничего не получалось. Винсент не видел свой путь в жизни.


Наконец ему стало ясно -он хочет нести слово божье.
'Ах, Горлитц, - говорил он своему товарищу по обучению, -Библия для меня - утешение и опора, это самая прекрасная книга из тех, что я знаю. Выполнять заветы Христа --вот моя жизненная цель. Набожность Винсента изумляла и трогала. По воскресеньям он трижды ходил в церковь, точнее, в три разные: римско-католическую, протестантскую и приход янсенистов. Бывало, мы над ним посмеивались: 'Как же, Ван Гог, ты ходишь в три церкви - и такие разные!', на что он отвечал: 'Да, это так, но в какой бы обители я не был, я вижу там Бога. Неважно, кто читает проповедь, и какую, ведь дело в самом духе Евангелия, а его я нахожу в каждом храме'.


Однако успехи Винсента в обучении были столь скромны, что не допустив до экзаменов, его распределили без жалования в богом забытое место – рудники Боринаж. Назначение очнеь обрадовало Ван Гога - свои проповеди он хотел читать самым нищим и угнетенным. «Все, что я хочу -- это примирить бедных, обделенных созданий с их земным существованием».

Винсент исполнял заповеди буквально- спускался в шахту вместе с шахтерами , жил а такой же «норе», как и они, без колебаний отдал им всю свою одежду. Раздал все до последнего - так, что у него не осталось ни рубашки, ни пары носков кроме тех, что были на нем. 'Господин Ван Гог, почему вы позволили так себя обобрать? Ведь вы были воспитаны в безупречной голландской семье, ваш отец -- священник...' спросил прихожанин. А он на это ответил: 'Я друг бедняков, каковым был и Иисус Христос'.


[622x481]

Ван Гог завоевал свою паству в шахтерском Боринаже - он стал одним из них. Он был счастлив.
Потерял он паству и веру в бога в один день – на шахте произошел взрыв, 57 горняков, среди них женщины и дети, были погребены под завалами. Винсент тогда делал все, чтобы помочь пострадавшим, не позволяя себе отдохнуть ни днем, ни ночью. Белье, которое у него еще оставалось, он разрезал на большие бинты, пропитывал их воском и оливковым маслом и разносил по домам обожженных
«Винсент начал говорить слабым, сиплым голосом, но в тишине было слышно каждое его слово. Чернолицые, худые, изнуренные голодом и невзгодами люди смотрели на него, как на самого бога. Увы, бог был слишком далек от них.»
И внезапно Винсент понял нечто такое, что он, по существу, знал уже давным давно. Все эти разговоры о боге – детская увертка, заведомая ложь, которой в отчаянии и страхе утешает себя смертный, одиноко блуждая во мраке этой холодной вечной ночи. Бога нет. Ведь это проще простого. Бога нет, есть только хаос, нелепый и жестокий, мучительный, слепой, беспросветный, извечный хаос.


Ван Гог не смог уговорить администрацию поднять тела на поверхность чтобы похоронить, не смог уговорить улучшить условия труда шахтеров. Теперь он не мог кормить духовной пищей свою паству – таковая была им больше не нужна как и он сам.


Церковь отказалась от его услуг, сочтя его проповеди угнетенным непригодными , а жизнь в условиях таких же как у нищих шахтеров недостостойной священника.


Новое поражение -- окончательный отказ от мечты стать проповедником - потрясло и чуть ли не окончательно сломило Винсента. "Всю церковную систему нахожу отвратительной, не хочу больше думать об этих вопросах и буду их всячески избегать»-писал он брату Тео.


На девять месяцев он полностью погружается в себя и почти не разговаривает. Но в этот же период его жизнь вновь обретает смысл. Хотя Ван Гог и не отказывается от своей крайней набожности, он постепенно начинает чувствовать в себе иное призвание. Он теперь убежден, что должен стать художником и одинокие зимние месяцы 1879-1880 годов упорно занимается рисованием.

Линии и фигуры Ван Гога часто грубы и беспомощны, он и сам знает, что его техника несовершенна. И постоянно работает над ней, изучая картины других мастеров и учебные пособия.


Ван Гог много рисует карандашом, черным мелом, но больше всего -- чернилами. Для рисунков он также часто использует кисть и палитру. Похоже, что в рисовании он достиг более высоких результатов, чем в живописи, что, безусловно, явилось результатом его усердных занятий, изучения английских книг и журналов. Его фигуры еще мало пластичны и угловаты, но он продолжает упорно совершенствовать свой стиль. Ван Гогу, как самоучке, приходится нелегко в освоении технических аспектов искусства художника. Но благодаря огромной силе воли и настойчивости он добивается многого.


[458x700]

Для начального периода его творчества характерно использование темных цветов. Тео пробует склонить его к светлой палитре импрессионистов, указывая на то, что природе черный цвет не свойственен. Но согласно теории, которой Винсент придерживается в те годы, темный цвет кажется светлым и ясным, если рядом с ним поместить краску еще более темную. Цвет не существует сам по себе, а воспринимается лишь в окружении других красок.
Вершиной творчества Ван Гога в брабантский период является известная картина "Едоки картофеля", на которой он пронзительно изобразил быт крестьянской бедняков в конце девятнадцатого века. Похоже, что Винсент намеревается и в дальнейшем изображать простой народ. Однако в его картинах, отражающих нищету и тяжелую судьбу крестьянских тружеников, не чувствуется социального протеста. В них скорее можно увидеть идеализацию фермерского труда, поиск его исконных ценностей, ностальгию по простой сельской жизни.


[700x497]


Он часто сравнивал искусство живописи с музыкой и, чтобы почувствовать и понять эту общность, стал сам брать уроки игры на фортепьяно у одного старого органиста. Но учеба продолжалась недолго, поскольку Ван Гог во время занятий то и дело сравнивал звуки музыки с красками - то с прусским голубым, то с темно-зеленым - перебирая оттенки от темной охры до светлого кадмия. В результате почтенный органист решил, что имеет дело с сумасшедшим, и отказался от странного ученика.

ПАРИЖ

Парижский период стал переломным в творчестве Винсента. Благодаря своим новым друзьям - Генри Тулуз-Лотреку, Эмилю Бернару, Камилю Писсарро, Арману Гийомену и Полю Синьяку - он знакомится с техникой импрессионизма, и его палитра обогащается более светлыми тонами. Однако Ван Гог не чувствует себя подлинным импрессионистом и продолжает экспериментировать, упражняясь в различных приемах живописи.

В художественной лавке на улице Ру Лафайет Винсент открывает для себя творчество недавно умершего в Марселе Адольфа Монтичелли, он глубоко тронут его лирическим сказочным стилем. Кроме того на Ван Гога большое впечатление производит традиционная японская резьба по дереву, просто и безыскусно передающая красоту природы. Японские гравюры стоили очень дешево, и Винсент начал их коллекционировать.


Импрессионисты бурлили идеями. По идее Сера каждую человеческую эмоцию нужно свести и измерить абстрактным выражением цвета, линии и тона. «Пришла эра науки- учил Сера Ван Гога - каждый цвет содержит определенную человеческую эмоцию, индивидуальность должна исчезнуть, а живопись стать такой же определенной как архитектура.
«Не вы ли являете собой второе пришествие Христа?»- спросил посетивший рудники В Боринаже Эмиль Золя Ван Гога при знакомстве в Париже .”Не нужно этого стыдиться. Вы просто выбрали не ту стезю- религия никуда людей не приведет, только крепость духа примет ничтожность пребывания в этой жизни в обмен на обещание блаженства в следующей»

Импрессионисты приняли манифест , сформилированный Эмилем Золя «Вся правда прекрасна. Пусть и уродливо ее лицо... Мы приниманем любую правду поскольку она более прекрасна чем любая сладкая ложь. Мы верим , что проститутка также хороша как и графиня. Консьерж также хорош как и генерал а крестьянин стольже полезен как и министр поскольку они все проиходят из природы. Вы, Винсент , номинированы на культ уродства


[499x700]


Несколько месяцев ушло у Винсента на организацию Коммунистического художественного клубв ( Communist art Club)- сбор денег на коммуну, рарзаботка принципов ее существования, поиск места проживания коммуны... Он был совершенно опустошен . За это время он не прикасался к кисти.
Вдруг пришло озарение – Париж стоит на его пути как художника.Солнце манило Винсента как магнитом. В Африку! Чтобы солнце выжгло холод из него, зажгло его палитру!
Винсент сбежал из Парижа. Арль- лишь остановка в пути. Но город не отпускает его: ярко-голубое небо и южно-африканский пейзаж поразили его воображение. Он принимает решение остаться.


[700x554]

[578x700]

[700x552]
Альберт Аурер, первый критик, распознавший в Ван Гоге гениального мастера


Для его работ характерно, прежде всего, изобилие во всем, а именно избыток силы, чувств, чрезвычайная мощь изображения. Четкой реалистичностью фигур, смелым упрощением форм, беспечной небрежностью, с которой он всюду насаждает солнце, могучею экспрессивностью рисунков и цветовых гамм, да и самыми, казалось бы, незначительными нюансами своей техники он являет себя, как человек сильный, мужественный, хотя иногда неотесанный, наивный и уступчивый. И кроме того -- о чем говорит его беззаботная склонность к преувеличению -- он предстает личностью яркой, противником ханжества и мещанства, эдаким пьяным великаном, которому бы горы двигать вместо того, чтобы заниматься ничтожными земными делами, человеком с кипящим мозгом, который как вулкан заполняет своей лавой все уголки мира искусства, полубезумным гением, иногда одержимым, иногда чудаковатым и почти всегда окруженным феерическими видениями. Его чувства обострены до предела, благодаря чему он с особой, иногда даже болезненной силой замечает и ощущает то, что недоступно обычным смертным: таинственные, скрытые линии, формы, магию теней и, особенно, цвета и свет. Реальность этой болезненно-чувствительной личности не имеет ничего общего с объективностью и прямотой его здоровых голландских предшественников в искусстве, хоть и некоторые из них были его учителями и наставниками. (...)
В действительности Ван Гог - не только великий художник, опьяненный собственным искусством, красками и природой, а еще и мечтатель - страстный, верующий, переполненный утопическими идеями. (...) Добьется ли когда-нибудь признания этот дерзкий гигант с обостренными, как у истеричной женщины, чувствами, просвещенной душой, не понятой в мире современного ничтожного искусства, услышит ли слова раскаяния от современников за несправедливое отношение, узнает ли счастье славы? Может быть, Винсент Ван Гог слишком прост и одновременно чересчур утончен для мелкобуржуазных душ своих соплеменников?"


документальный постановочный фильм BBC по письмам братьев Ван Гог Винсента и Тео






Винсент видел бога во всем . Во всем кроме церкви и своей «проклятой» семьи.
Исус сеятель, Исус солнце. «Дух со мной , дух во мне" – написал он на стене своего желтого дома
в Арли перед тем как погрузиться во мрак.


памятник Винсенту Ван Гогу в Сан Поль де Ванс Франция
"Ван Гог и пустота"
[600x588]

по материалам книг
Irving Stone "Lust for life"
Йохан Натер "Ван Гог .Биография"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Импрессионист Ван Гог - от проповедника евангелиста к атеизму? | Крючкова_Зинаида - Дневник Lilit2 | Лента друзей Крючкова_Зинаида / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»