• Авторизация


Мадонны кисти Мурильо-Цитата сообщения Baroma. 16-10-2013 18:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Baroma Оригинальное сообщение

Мадонны кисти Мурильо.


Мадонны кисти Мурильо.


[740x928]
Эстебан Бартоломео Мурильо "Мадонна",1655-1660, Палаццо Питти, Флоренция, Италия

В конце 1617 года в севильской церкви Сан-Мигель состоялось венчание маэстро Диего Веласкеса и Хуаны Пачеко. Счастливый для них, день этот стал счастливым и для всей Испании. В это солнечное утро в другой севильской церкви (в старой церкви Магдалены) был крещен мальчик, который впоследствии стал гордостью страны.


Его имя Эстебан Бартоломео Мурильо, и именно его назовут истинным представителем севильской школы живописи, "главой испанских колористов". Но это все в будущем, а пока он был четырнадцатым ребенком в скромной семье цирюльника. Рано лишившись родителей, маленький Эстебан воспитывался в семье свой сестры — жены хирурга. Семья была довольно зажиточной, и его даже отдали в ученики к одному из дальних родственников — художнику. От него он перешел к другому учителю, а потом и сам стал думать, где бы увидеть и изучать картины великих живописцев. У юного Бартоломео не было средств для поездки в Италию, и тогда он купил полотно, разрезал его на кусочки и принялся день и ночь расписывать их всякими сюжетами, какие только представлялись его взору. Кроме того, он стал писать и маленькие образа для ежегодной ярмарки в Севилье, где их покупали купцы для отправки в Новый Свет, чтобы раздавать там новообращенным христианам.

Оживленно текла в Севилье художественная жизнь. По ее улицам были разбросаны многочисленные мастерские живописцев, скульпторов, золотых дел мастеров: в богатой Севилье легко находилась работа. Расположенная далеко от столицы, где творчество художников было сковано вкусами придворной знати, Севилья имела свои преимущества. Здесь свободнее и независимее развивалась художественная мысль, а мастера ее были теснее связаны с народом.

Мурильо узнал, что настоятель францисканского монастыря намеревается расписать монастырские стены картинами, которые бы иллюстрировали жизнь их ордена. Сумма, которую назначили за 11 больших полотен с фигурами в натуральную величину, была довольно скромна, и потому ни один художник не хотел браться за эту работу. Только молодой Мурильо был исполнен желания проявить себя и предложил свои услуги. За неимением лучших предложений францисканцы приняли их.

Первые картины Мурильо, которые вызвали общий восторг ("Вдохновение монаха", "Милостыня святого Диего" и "Кухня ангелов"), были написаны им для Малого монастыря Святого Франциска. Монастырь этот до нашего времени не сохранился: в XIX веке во время перестроек в Севилье его разрушили, а во времена Мурильо это был самый большой монастырский ансамбль в городе.

Картины вызвали всеобщее удивление и восторг, ничего подобного по красоте и смелости замысла Севилья еще не видела. Никто не понимал, как мог этот "мазилка", еще совершенно не известный три года назад, так быстро усвоить столь мощную и благородную манеру письма.

Вскоре художник стал получать многочисленные заказы и писал для всех. Зато и не было в Испании ни одного собора, ни одного монастыря, ни одного значительного частного собрания, которые не владели бы хоть одним произведением знаменитого мастера.

По отзывам современников Мурильо обладал легким, ровным, добрым характером. Неисчислимы достоинства дона Эстебана и как художника. Одаренный самым блестящим воображением, чувством нежным — полным грации и восторга, он особенно склонен был к сюжетам религиозным, где искусство может обратиться к миру идеальному. В особенности неподражаемы у него лики Христа и Богородицы. В каком бы возрасте он не писал их, везде у него выходят изображения, приводящие зрителя в благоговейный восторг.

Мурильо весьма редко ставил дату на своих картинах, но всякий раз, когда он это делал, как правило, за датой скрывалось важное событие в жизни художника. Так было и на этот раз: 1652 год застал его за работой сразу над двумя первыми полотнами "Непорочное зачатие", так как в основном Мурильо прославлял Богородицу.

В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. В это время благочестивый король Филипп III объявил все свои государства, находящимися под защитой Непорочного зачатия, тем самым предупредив на два столетия провозглaшение этого догмата, утвержденного папой Пием IX только в 1855 году.


Мадонна с Младенцем около 1672г.

Музей искусств(Metropolitan Museum) Нью-Йорк, США


[показать]



Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью. На многочисленных изображениях Мадонны ее лица каноничны, ведь отступление от догмата было просто немыслимо. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую.



Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) — их разрез, открытость, припухлость; лоб — чуть покатый или прямой, нос — чуть длиннее, короче, разная форма крыльев; подбородок, округлость щек. И возникает эффект присутствия многих лиц в одном.



Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)

Непорочное зачатие (Esquilache) около 1645-55гг.,

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, поступила из Рима в 1842


[показать]

Про "Непорочные зачатия" исследователь творчества Мурильо Куглер сказал: "Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться "Сикстинской мадонне" Рафаэля".

Непорочное зачатие Из Эскориала 1645-50гг.

Музей Прадо, Мадрид, Испания


[показать]

Очевидно, это тема очень волновала Мурильо, и он возвращался к ней не раз. Только в музее Прадо находится ещё две версии.

Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли "Рафаэлем Севильи".

Непорочное зачатие 1670-ые гг., Музей Прадо, Мадрид, Испания

[показать]

Непорочное зачатие (Soult) 1678гг.,

Музей Прадо, Мадрид, Испания


Картина получила название (Soult) пo имени французского маршалла, который взял её для Лувра, во время войны, из часовни в Севилье (chapel of Seville's Venerable Hospital).



[показать]

Многие картины были возвращены Испании после войны. Но эта — находилась во Франции до 1940г.



Бартоломео Эстебан Мурильо — Непорочное зачатие, 1680, Эрмитаж



[показать]



После указа Филиппа III все церкви и монастыри Испании хотели иметь картину с Мадонной, посвященную этой евангельской догме, и Мурильо пришлось написать целый ряд повторений с первоначального полотна.

Христос, апостолы и особенно Мадонна изображаются художником самыми подлинными испанцами не только по типу лица, но даже и в отношении костюмов. Это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. Они святые — но от мира сего, например, "Мадонна с четками", несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец.

Мадонна с чётками 1650г.

Галерея Палатина, (Palazzo Pitti), Флоренция, Италия




[показать]

В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Он никогда не пытался изобразить совершенно не знакомую для себя обстановку и природу древней Палестины, да и мало интересовался ею. По характеру своей натуры и по религиозному чувству испанцев художник чувствовал, что Испания настолько схожа со Святой землей, что все библейские события могли иметь место и в Испании. Некоторые из его сограждан приходили в ужас от такой вольности в трактовке священных сюжетов, но их недовольство нисколько не омрачало жизнь художника.

Мадонна с Младенцем 1660-65гг.,

Музей Прадо, Мадрид, Испания


[показать]

Мадонна с Младенцем (Madonna Leganes) 1670г.

Дрезденская галерея, Германия




[показать]

Мадонна с Mладенцем, с чётками 1650-55гг.,

Музей Прадо, Мадрид, Испания


[показать]

В 1665 г. художника пригласили декорировать церковь Санта Мария ла Бланка. Oн должен был украсить купол храма. Для этого Мурильо создал несколько холстов в форме тетивы с луком. Горожане назвали эти работы «мендос пунтос» (аркообразные).

Явление Непорочной Девы 1665г.

Музей Лувр, Париж, Франция


[показать]



[показать]

На ленте, которую держат ангелы, на латинском — " In principio dilexit eam " ("Бог ее любил ").



[показать]

Мадонна с музицирующими ангелами 1675

Музей изобразительных искусств, Будапешт


[показать]

Отношение самих испанцев к художнику дон Эдуард д'Амигис выразил так: "Для испанцев Мурильо — святой. Они произносят его имя с улыбкой, как будто желая этим сказать: "Он — наш!" И говоря это, смотрят так, как будто и от слушателя требуют уважения".



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мадонны кисти Мурильо-Цитата сообщения Baroma. | Лидия_Руденко - Дневник Лидия_Руденко | Лента друзей Лидия_Руденко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»