Забытый секрет
Рассказывают, что однажды, когда армия Александра Македонского шла через пустыню и изнывала от жажды, приближенным Александра удалось где-то раздобыть целый шлем воды, и они поднесли его своему царю. Но царь отказался. Царь сказал:
- Здесь слишком мало для всех и слишком много для одного!
И на глазах у воинов вылил воду в раскаленный песок.
Так Александр открыл секрет, как должен вести себя правитель в трудные для своего народа времена.
К сожалению, в наши дни это опять засекречено...
Оскорбление величества
В царствование императора Александра III некий солдат Орешкин напился в кабаке. Начал буянить. Его пытались образумить, указывая на портрет государя императора. На это солдат ответил: "А плевал я на вашего государя императора!"
Его арестовали и завели дело об оскорблении Величества.
Ознакомившись с делом, Александр понял, что история гроша ломаного не стоит, и начертал на папке: "Дело прекратить, Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, передать Орешкину, что я на него тоже плевал".
Вот так вот, плевал государь император на Орешкина - и все. Ни тебе позорного судилища, ни истерики в прессе, ни воплей об оскорблении чувств верноподданных (не забывайте, что император - это вам не президентишко какой-нибудь, а помазанник божий)...
Вот что значит - адекватный, уверенный в себе человек.
Самый счастливый человек
Царь Лидии Крез (родился в 595 году. до н. э. - дата смерти неизвестна) был самым богатым человеком в античном мире, он не знал поражений, а его царство процветало. И вот он решил завоевать Персию, которая тогда была еще слабая.
Крез, по совету жены, послал гонцов к разным оракулам спросить, чем он будет заниматься в определенный день (на который планировал начало войны). Угадала только известная Пифия из Дельф, хотя, есть мнение, что её подкупила супруга Креза по своим личным соображениям. Так вот, Пифия сказала так: "Если царь Крез начнёт войну, он уничтожит большое царство".
Крез обрадовался, начал войну и действительно уничтожил... своё собственное царство, проиграв молодому персидскому царю Киру.
Кир приказал сжечь Креза, но услыхал, как тот, когда огонь уже показался под его ногами, горестно воскликнул: "О, Солон, Солон!" - вспоминая греческого мудреца, который обидел его, не согласившись с тем, что он, Крез, - самый счастливый человек в мире. Солон твердил, что это можно определить только тогда, когда человека уже не станет, ибо судьба может даже из царя сделать раба. Когда Кир услышал это, он приказал потушить костёр и назначил бывшего царя своим рабом-советником.
Кир тоже был достаточно самоуверенным правителем, пошел войной на массагетов, понадеявшись на свою удачу, до того тоже никогда не подводившую его, не разведал всё как следует, и был убит. Враги надели ему на голову мешок, наполненный кровью его же воинов.
Ещё одна любопытная история произошла с уже старым рабом Крезом, когда сын царя Кира, Камбиз, как обычно хорошо выпил вина и выслушивал, как царедворцы льстили ему. Он спросил, достиг ли он больших высот, чем его отец Кир. Все наперебой отвечали один краше другого, что да, даже намного больше свершений сделал мудрый государь...
Тут надо заметить, что Камбиз, один раз, когда ему чашник сделал замечание о непомерном питии, воспылал гневом и крикнул: "Если я сейчас попаду из лука в яблочко, то это закроет рты тех, кто не уважает своего государя!". Схватил лук и послал стрелу прямо в сердце сына чашника, который стоял на пороге и подзывал своего отца к себе, не решаясь зайти вовнутрь палаты. Чашник тогда похвалил выстрел царя, чтобы сохранить хотя бы свою жизнь, а Камбиза после этого случая все придворные стали панически бояться...
Так вот, один только раб Крез возразил подхалимам, сказав, что Камбиз пока еще не такой великий государь, каким был его отец Кир.
Лицо царя покраснело от злости, а советники начали расступаться, стараясь оказаться подальше от обречённого, казалось, раба, так как царь в любой момент должен был схватить лук или топор. Но Крез, выдержав короткую, но напряженную паузу, продолжил: "Ты не достиг уровня своего отца потому, что не дал Персии такого сына, как он".
Царь захохотал, а за ним и все советники, раб облегчённо вздохнул, а подхалимы должным образом оценили мастерство Креза, который, будучи царём, наслушался едва ли не больше лести, чем все цари Персии, а теперь сам вынужден был ублажать своего хозяина.
Вот это цирк!
Немецкий акробат Отто Витте (1872-1958) прославился не столько своими выступлениями на арене цирка, сколько тем, что смог - пусть и на 5 дней - стать самым настоящим королём. А дело было так.
В 1912 году, во время Первой Балканской войны, Албания провозгласила независимость от Оcманской Империи. Пока великие державы на конференции в Лондоне выбирали короля для Албании среди членов европейских королевских домов, албанские мусульмане попытались форсировать вопрос, выбрав себе короля-мусульманина. Симпатии были на стороне племянника турецкого султана. Отто Витте был чрезвычайно похож на турецкого принца и умел говорить по-турецки. И он решился на самую большую в своей жизни аферу.
Сообщник в Константинополе отправил в адрес временного правительства в Тиране телеграмму, что принц принял приглашение и отплыл в Албанию, а Отто с приятелем, шпагоглотателем Максом Шлепзигом, облачившись в костюмы турецких вельмож из театрального реквизита, сели в Салониках на борт теплохода, шедшего из Константинополя в албанский порт Дуррес.
Уже на следующий день после прибытия, 13 августа 1913 года, Отто был торжественно провозглашен королем Албании. Первостепенными распоряжениями короля стали учреждение гарема из одиннадцати местных красавиц, передача ему всех наличных финансов, для вознаграждения подданных, и объявление войны Черногории, чтобы побыстрее услать войска из столицы.
Афера длилась пять дней, пока не спохватился настоящий принц в Константинополе. Но когда за самозванцем пришли, он уже успел дать деру, прихватив королевские драгоценности. Наняв рыбацкое судно, он переправился в Италию и затем бежал в Австро-Венгрию.
На австрийской границе ловкач Отто все-таки попался - он не смог убедительно объяснить происхождение драгоценностей в своих карманах.
Нелегко быть честным человеком
Марк Атилий Регул был славным римским воином. В ходе 1-й Пунической войны, в 256 году до нашей эры, он разбил карфагенский флот у мыса Экном, на юго-востоке Сицилии, после чего высадился в Северной Африке. Его легионеры нанесли ряд поражений карфагенянам, однако поход затянулся, помощи из Рима не поступало, и весной 255 года до н.э., в сражении при Тунесе, измотанные и обескровленные легионы Регула были разбиты, а он сам попал в плен. Война между Римом и Карфагеном, между тем, продолжалась.
В 250 году до н.э. карфагеняне решили предложить римлянам заключить перемирие и обменяться военнопленными. И в качестве своего посла отправили в Рим... Марка Атилия Регула.
Нетрудно понять, что хитрые африканцы убивали при этом сразу двух зайцев. Во-первых, их предложения в сенате должен был озвучить не какой-то мало кому там известный карфагенский аристократ, а человек, весьма уважаемый и популярный в Риме. А, во-вторых, так как он сам при этом продолжал оставаться военнопленным, то есть лицом лично заинтересованным (в случае успешного окончания переговоров, Регула планировалось обменять на нескольких юношей из знатных карфагенских семей), то можно было быть уверенным в том, что он приложит все усилия, чтобы обмен пленными состоялся.
Был, правда, у этого блестящего плана и один явный изъян. Оказавшись на родине, парламентер мог легко забыть о том, что он всё ещё является военнопленным. Но времена тогда были дикие, дохристианские, к тому же сам римлянин слыл человеком порядочным, и поэтому карфагеняне просто взяли с него честное слово, что в случае, если обмена пленными достичь не удастся, он вернется обратно. Дикари, ну что с них возьмёшь...
Забегая вперед, скажем, что хитрые карфагеняне жестоко просчитались, но, правда, совсем не в том, о чем вы сейчас подумали.
Регул был не только славным воином и порядочным человеком. Кроме всего прочего - и этого в Карфагене почему-то не учли - он был ещё и достойным гражданином Рима, искренне и, кстати сказать, абсолютно справедливо полагавшим, что для дальнейшего усиления и процветания его родины необходимо скорейшее и безусловное уничтожение Карфагена. И годы, проведенные в плену, отнюдь не изменили его убеждений и не сломили его волю. Поэтому, прибыв в Рим, он сначала, как и положено послу, передал сенату предложения карфагенян, а после этого, как гражданин Рима, выступил с пламенной речью за продолжение войны. Сенаторы его поддержали. Предложение о перемирии было отклонено.
Разумеется, что ни о каком обмене пленными после этого не могло быть и речи, и поэтому Марк Атилий Регул, верный своему слову, вернулся в Карфаген. Где в 248 году до н.э. не то был казнен, не то умер в темнице.
Стремительное преображение
Продажность и конъюнктурность средств массовой информации отнюдь не является чем-то новым, присущим исключительно нашему времени. Классический пример - это то, как освещали парижские газеты продвижение Наполеона по стране с момента его высадки на юге Франции до его второго восшествия на престол.
Первое известие: "Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан".
Второе известие: "Людоед идет к Грассу".
Третье известие: "Узурпатор вошел в Гренобль".
Четвертое известие: "Бонапарт занял Лион".
Пятое известие: "Наполеон приближается к Фонтенебло".
Шестое известие: "Его Императорское Величество ожидается сегодня в своем верном Париже".
Особенно занятно, что столь стремительное переосмысление личности Наполеона и его роли в политической жизни Франции происходило за очень короткий промежуток времени - в период с 1 по 20 марта 1815 года.
Вспоминайте об этом иногда, когда читаете газеты или смотрите телевизор.
Первая перчатка
Каждый ребёнок знает, что рыцари, бросая сопернику перчатку, вызывали его на поединок. Однако, откуда взялась эта традиция?
Первым человеком, бросившим перчатку, считается граф Годфруа де Бульон, он же Готфрид Бульонский, участник Первого крестового похода, можно сказать, символ Первого похода. Чего стоил один только его отказ от коронации на титул Короля Иерусалима и принятие скромного звания Защитника Гроба Господня.
С ним же связана и легенда о "брошенной перчатке".
28 июня 1097 года войска крестоносцев подошли к воротам Дорилеи. Прибывшие послы от султана Килидж-Арслана внесли в шатёр командующего ларец, в котором лежала шитая золотом остроносая туфля.
- Я не силён в обычаях неверных, - Годфруа брезгливо, двумя пальцами, поднял туфлю. - Но, понимаю, что султан бежал, и это всё, что от него осталось?
- Великий Килидж-Арслан предлагает христианам сдаться на его милость, поцеловав эту туфлю в знак смирения и надежды на прощение, - бесстрастно ответил парламентёр.
- Пусть поцелует вот это! - И граф швырнул свою боевую, в металлических пластинах рукавицу в лицо посланнику.
Присутствующие графы и бароны одобрительно загоготали...
Войска султана были разбиты наголову. Крестоносцы, посчитав брошенную перчатку хорошей приметой, осаждая очередной город, отправляли парламентёра бросить к воротам крепости рыцарскую перчатку. Затем эта традиция перекочевала в Европу, и вот уже какой-нибудь полупьяный баронишка, оспаривающий клочок земли у такого же забулдыги соседа, высылал тому свою рукавицу, чувствуя себя при этом Годфруа Великим.
Восток - дело тонкое
Восток - дело тонкое, причем иногда настолько, что человеку, отягощенному европейским взглядом на окружающий мир, понять его логику бывает весьма затруднительно...
Как известно, Русско-турецкая война 1877-1878 годов, начавшаяся после жестокого подавления войсками Османской империи национально-освободительного восстания в Болгарии, закончилась тем, что русская армия форсировала Дунай, захватила Шипкинский перевал и, после пятимесячной осады, принудила турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. После этого русские совершили рейд через Балканы, в ходе которого разбили последние турецкие части, заслонявшие дорогу на Константинополь (Стамбул). На состоявшемся летом 1878 года Берлинском конгрессе был подписан Берлинский трактат, зафиксировавший возврат России южной части Бессарабии и присоединение Карса, Ардагана и Батума; восстанавливалась государственность Болгарии (завоёвана Османской империей в 1396 году); увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.
А теперь - внимание! Перед нами исторический документ, свидетельствующий о том, как все описанные события выглядели с другой стороны - со стороны султана Османской империи. Ну, или о том, как эта сторона хотела бы преподнести их для своих подданных.
Манифест султана Османской империи об окончании войны с Россией и Румынией. 1878 год.
"Правоверным известно, что проклятые иконопоклонники возмутились, отказались платить дань, взялись за оружие и выступили против повелителя правоверных, вооружившись дьявольскими ухищрениями новейшего времени. Хвала Аллаху - правда восторжествовала. Наш милостивый и победоносный государь на этот раз совершенно один вышел из борьбы победителем неверных собак. В своей неимоверной благости и милосердии он согласился даровать нечистым собакам мир, о котором они униженно просили его.
При этом имеет быть уплачена обычная числящаяся за ними дань, после чего повелитель правоверных в своей неистощимой милости и долготерпении вновь утвердит повелителя русских в его должности вассального наместника его страны. Но дабы отвратить возможность нового возмущения и сопротивления, султан в качестве верховного повелителя земли, повелел, чтобы 50000 русских остались в виде заложников в его провинции Болгарии.
Остальные неверные собаки могут возвратиться в свое отечество, но лишь после того, как они пройдут в глубочайшем благоговении через Стамбул или близ него".
Как Вы, наверное, уже догадались, 50000 русских заложников - это победоносные русские войска, находившиеся на Балканах, и, собираясь возвращаться в отечество свое, они, разумеется, не спрашивали на это разрешения у проигравшей стороны...
Впрочем, эта забавная история самым неожиданным образом перекликается и с современностью. Ведь Восток - он не только был, но и до сих пор остается делом весьма тонким.
Вот уже почти 40 лет египтяне каждый год празднуют День Победы над Израилем в войне Судного дня.
Для тех, кто не в курсе: Четвертая арабо-израильская война (война Судного дня, Октябрьская война) - военный конфликт между рядом арабских стран, с одной стороны, и Израилем, с другой. Началась 6 октября 1973 года с нападения Египта и Сирии на Израиль и завершилась через 18 дней их разгромным поражением. Израильские войска заняли весь Синайский полуостров, где египетское командование бросило на произвол судьбы полтора миллиона своих солдат, форсировали Суэцкий канал и продвинулись до пригородов Каира. Только угроза со стороны СССР вмешаться в конфликт и спешно принятая резолюция ООН о прекращении огня вынудили ЦАХАЛ отказаться от захвата египетской столицы.
Непредвиденные последствия
Гадости - палка о двух концах. Дело не только в том, что делать их - плохо само по себе. Результат порой оказывается вовсе не тот, на который рассчитываешь.
Как-то на рубеже XVI и XVII веков в Японии один обедневший самурай решил начать варить сакэ. Дела шли ни шатко, ни валко. Однажды он обругал за что-то своего слугу. Тот затаил злобу и решил испортить товар. Ночью он засыпал в бочку с напитком золы.
Надо сказать, что в то время могли изготавливать лишь мутное сакэ. Хозяин же утром обнаружил, что жидкость в бочке, на дне которой лежала зола, стала прозрачной и приобрела особый аромат. Так была открыта технология производства прозрачного сакэ.
Проделка слуги принесла начинающему торговцу процветание. Деньги от продажи сакэ вкладывались в торговлю и перевозки, затем в финансовые операции. Через сто лет торговый дом Коноикэ стал богатейшим в Японии. Вскоре и центральное правительство, и практически все князья были его должниками.
В XIX веке другой предприимчивый самурай "выбил" у семьи Коноикэ крупную сумму для нужд своего клана. Судя по всему, деньги были потрачены с толком. Торговая компания клана, названная Мицубиси ("Три чилима"), выросла в одну из крупнейших финансово-промышленных групп в истории. Среди продукции компаний этой группы - и пиво Кирин, и фотоаппараты Никон, и внедорожники Паджеро. Забавно, что своим появлением они, похоже, обязаны тому пакостному слуге.
Как иногда происходят чудеса
Рассказывают, что Петр Первый иногда один, в простой одежде, ходил неузнанным по городу и беседовал с простыми людьми. Представлялся он при этом просто - Петр Михайлов.
Как-то раз вечером в кабаке пил он с солдатом, а солдат за выпивку заложил свой палаш (прямая тяжелая сабля). На недоумение Петра Михайлова солдат объяснил: мол, пока вложу в ножны деревянный палаш, а с жалованья выкуплю.
Наутро в полку - царский смотр. Царь неожиданно приехал в полк. Прошел по рядам, узнал хитреца, остановился и приказывает:
- Руби меня палашом!
Солдат онемел, головой отрицательно мотает.
Царь голос возвысил:
- Руби! Не то сей секунд тебя повесят за небрежение приказом!
Делать нечего. Солдат схватился за деревянный эфес, проорал: "Господи Боже, обрати грозное оружие в древо!" - и рубанул. Только щепки полетели!
Полк ахнул, полковой поп молится: "Чудо, чудо Бог даровал!".
Петр подкрутил ус, вполголоса сказал солдату: "Находчив, нехороший человек!" - и громко полковому командиру: "За нечищены ножны пять суток гауптвахты! А после направить в штурманскую школу"...
Вот так иногда и происходят чудеса. Хотя... Правитель России, один, без охраны, в простой одежде, с рядовым солдатом - по меркам последующих времен, само это уже чудо.